мастер-класс
презентация к занятию по развитию речи (средняя группа) на тему
Обмен практическими приемами в работе по развитию речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_k_pedsovetu.odt | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему мастер-класса «Развитие речи и приобщение детей к художественной литературе посредством сказок»
Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по развитию речи детей,
Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.
На дереве висят игрушки двух цветов ,выберите понравившийся цвет игрушки. Таким образом, по цвету игрушек вы поделились на две команды .
Команды сформированы , замечательно!Понятно, что все присутствующие
воспитатели знатоки своего дела, но пожелаю всем УДАЧИ!
Начнем мастер-класс с разминки, готовы?Вопрос для
команды с красными игрушками:
2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?
- Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.
Вопрос для команды «желтых»
3. Что такое диалог?
- Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.
4. Что такое монолог?
- Монолог — это речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
Большое спасибо .Разминка окончена . Как все догадались -мастер-класс будет проходить в форме монолога и диалога,
- Теоретическая часть.
Особенно актуальным в современных условиях системы дошкольного образования стал переход на личностно-ориентированный подход к взаимодействию педагога с детьми, который ставит в центр- полное и свободное развитие всех качеств личности ребенка.
Одним из средств воспитания всегда являлась художественная литература. Смена образца дошкольного образования дала толчок развитию и формированию новых технологий, основанных на принципах гуманизма. Перед педагогами стоит задача приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям, что является гарантом эстетического и духовного воспитания.
Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.
Использование целостного подхода в работе над произведением позволяет пробудить у детей слуховую чуткость, вызывает огромный интерес к литературе разных жанров, дает возможность познать окружение как живое, так и не живое, играя.
Сказка – одно из важнейших литературных жанров, с которым ребенок знакомится в детском саду. Сказка увлекает и содержанием, и художественным словом. Сказки воспитывают любовь к Родине, приближают детей к культуре народа, знакомят с родной природой, обычаями и укладом жизни родного народа.Сказки являются мудрым воспитателем, они всегда поучительны.
Учитывая силу воздействия народной сказки на ребенка, большую воспитательную ценность ее содержания, красоту художественной формы, воспитатель – рассказчик должен бережно донести её до ребёнка-слушателя. Сказка имеет традиционные приемы повествования: повторность действия, наличие рифмованных фраз, песенок, действенность диалога, меткие прозвища героев.Одной из основных задач в своей работе я считаю популяризацию чтения детской художественной литературы и развитие речи детей через чтение сказок. Ребенок должен прийти в школу с обширным литературным багажом. Однако традиционное занятие имеет свои недостатки.Во-первых, оно длится полчаса. За это время невозможно вовлечь каждого ребенка в речевую деятельность. На занятии по развитию речи ребенок зачастую остается пассивным в речевом плане.Во-вторых, в ходе занятия не задействуется и не развивается важнейшая функция речи – коммуникативная. Ребенок слушает объяснения воспитателя, затем отвечает на вопросы, составляет рассказ по образцу. Его речь пассивна, он не создает собственное высказывание, а повторяет образец.
Анализ ситуации показал необходимость продумать новые, эффективные, нетрадиционные формы работы по развитию речи, которые давали бы ребенку возможность добиваться успеха посредством речевой деятельности, избавляя от речевых стереотипов. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей.
Уважаемые коллеги! В ходе работы при ознакомлении детей с художественной литературой использую различные методы. Сегодня хочу вас познакомить с несколькими приёмами трёх методов.
Наглядный метод: приёмы-
- показ иллюстраций, картин, игрушек,
- элементы инсценировки,
- просмотр видеофильмов,
- оформление выставок: .
а) Тематических
б) одного писателя
в) об одном герое из разных произведений (о волке)
Словесный метод: приёмы-
- чтение произведений с просмотром иллюстраций
- вопросы по содержанию произведений,
- пересказ произведений,
- заучивание наизусть,
- беседа по произведению,
- прослушивание аудиозаписей.
Практический метод: приёмы-
- элементы инсценировки,
- игры-драматизации,
- дидактические игры,
- театрализованные игры,
- использование разных видов театра,
- игровая деятельность.
- Вот один из приемов ,используемый в работе с детьми на закрепление знаний русских народных сказок, называется
«Предметы из сказки».
Я приглашаю выйти 4 человек. Каждый из вас берёт один предмет или героя и называет сказки, в которых он упоминается. Назвать сказки, где эти предметы и герои упоминаются:
(разложить разные игрушки —
яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок,
яблоко — Сказка о мёртвой царевне, Сказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди,
кот — Кот в сапогах,Бременские музыканты,
цифра три — Три медведя, Три поросёнка, Царевна — лягушка — три брата, лягушка — Царевна — лягушка, Дюймовочка, Теремок.
Следующий прием:Игра « Микрофон»
пересказ «по цепочке» - один ребёнок начинает, второй продолжает, третий заканчивает.
- В ходе работы стараюсь фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты ).
Предлагаю каждой команде -назвать
4.Сказочные заклинания:
А)Какие волшебные слова говорил Емеля в Р.Н.С. «По щучьем велению).?
- По щучьему велению, по моем хотению.
б)(Иванушка- дурачок в Р.Н.С. «Сивка- Бурка»)
- Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. .в).(Али-Баба, арабская сказка «Алибаба и сорок разбойников).
- Сим- сим, открой дверь!
г)-(Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик»).
- Лети, лети лепесток , через запад на восток, через север, через юг…
д).Какие слова -заклинания говорила девочка из сказки братьев Гримм «Горшочек каши»
-Раз, два, три. Горшочек вари!
-е).Крекс, пекс, фекс.-как называется сказка с этим заклинанием?
- (А. Толстой «Золотой ключик.или приключения Буратино»).
После чтения произведения стараюсь правильно формулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения..Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Для закрепления прочитанных произведений провожу инсценировки. Для самостоятельного обыгрывания знакомых сказок в группе собраны различные виды театра. Поощряю творческие проявления детей в области слова и предлагаю задания на придумывание сказок и рассказов.( От имени персонажа, предмета ит.д)
Прошу вас придумать начало сказки «Рукавичка» от лица рукавички.
А вас начало сказки «Три медведя « от лица Михайло Потапыча.
Так как все профессионалы своего дела, умеем импровизировать, экспромтом предлагаю опробировать театрализацию хорошо знакомых сказок при помощи пантомимы и пластики.
Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее. На подготовку 2 минуты.
- Для первой команды: «Теремок»
Для второй команды: «Колобок»
- С целью закрепления и автоматизации речевых навыков-провожу предварительную работу:разучивание чистоговорок, скороговорок с разной силой голоса, в разных интонациях, с разным темпом.
задание.Скороговорки
Участники должны произнести предложенную скороговорку – задавая вопрос;радостно, удивленно, стеснительно,
- «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
- «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке
Заключение:Рефлексия,
Ув. Коллеги! Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности.
Мастер-класс подходит к концу и нужно подвести итог. А итог мы будем подводить с помощью упражнения-украсим ЕЛКУ новогодними игрушками , Для этого каждый выбирает себе еще другого цвета и инструкцию к ним. Вам необходимо, используя характеристику выбранной игрушки , подвести итог мастер-класса:
- «белая игрушка»- констатирует факты, информацию -не используя при этом оценки и эмоции;
- «красная » называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом мастер-классе;
- «синяя игрушка»говорит о «минусах», т.е. что на мастер-классе не понравилось или, что принять нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...