Занятие по развитию речи в средней группе по теме "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Максименко Елена Константиновна

Занятие по развитию речи в средней группе по теме " Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект занятия по развитию речи в средней группе

                                                            Осень

ЦЕЛЬ :

-Формировать представления детей о временах года, их последовательности и цикличности.

ЗАДАЧИ:

• Развивать умение находить отличительные черты осени.

• Закреплять название овощей и фруктов

ИНТЕГРАЦИЯ:

О. о. «Речевое развитие»-

- Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

-Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».

-Развивать умение подбирать качественные прилагательные

-Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

- Учить правильно образовывать существительные. в Родительном падеже.

О. о. «Социально-коммуникативное развитие»

- Воспитывать взаимопомощь, способствовать сплочению детского коллектива, любовь и уважение к природе.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка Лунтик ,  картинки по теме «Осень» , несколько картинок с изображением других времён года , листок на ниточке , муляжи овощей, фруктов, две корзинки, иллюстрация «Осень» ,  поднос  с кусочками овощей и фруктов на шпажках.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений : Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья… », Ушинский «Четыре желания», Могилевская «Колосок».

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми, Рисование по теме «Осень». Дидактические игры: «Когда это бывает? », «В гостях у осени».

                        ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся . А теперь садитесь ,начнём занятие.

Для начала сделаем зарядку для язычка и губ, ведь мы сегодня будем много говорить.

(Артикуляционная гимнастика)

Жил был язычок в своём домике -  ротике. Каждое утро выходил  язычок  на порожек полежать, погреться на солнышке. Смотрел вниз, вверх, вправо, влево,  потянулся ,выгнул спинку, как  кошечка, спрятался в домик ,стал там орешек катать .Потом решил поработать ,стал молоточком стучать д-д-д-д-д (губы в улыбочке, зубы видны , язычок упирается в верхние зубы), гвоздик забивать т-т-т-т. Устал, лёг отдыхать.

Сегодня к нам пришёл необычный гость .Отгадайте кто это.

 Необычный малыш, попавший с Луны на Землю. Жители Поляны решили, что это – Лунная пчела, а, значит, приходится родственником обычным земным пчелам. Он фиолетового цвета,  и у него четыре уха.(лунтик)

           

-Здравствуйте, ребята я очень рад ,что попал сегодня к вам. У меня к вам есть много вопросов. У нас на  поляне все  сейчас только и говорят ,что на улице   осень . А что это такое ,я не знаю. Может быть ,вы мне объясните.

-Конечно ,Лунтик  ,наши дети тебе всё объяснят .Они уже много знают.       Давайте вспомним приметы осени ,а помогут нам картинки.

Ой ,а картинки все перепутались .Нужно найти только те, на которых изображена осень.

(дети подходят и выбирают осенние  картинки. Объясняют свой выбор)

Давайте ещё раз для Лунтика назовём приметы осени.

-на улице становится холоднее. Почему?(солнце греет не так сильно, как летом)

-на деревьях желтеют, краснеют листья, а потом опадают.

-птицы улетают в тёплые края

-звери готовятся к зиме (меняют шубки, делают запасы)

-люди убирают урожай

-люди теплее одеваются

-часто идут дожди.

Вот сколько примет осени тебе ,Лунтик ,дети назвали ,а теперь давайте поиграем в игру «Ласковые слова».

Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Ветка - веточка,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Трава - травка,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Песок – песочек,

Дерево – деревце.

Лист-листочек

Листик услышал ,что о нём говорят ,и захотел с вами поиграть. Наш листочек упал с берёзки ,он какой?(берёзовый) .Он будет летать по группе, а мы понаблюдаем за ним ,вставайте.

ПУТЕШЕСТВИЕ ЛИСТОЧКА

Как листочек сейчас летает? (высоко, низко, быстро, медленно).

Устал листик, решил отдохнуть. Куда опустился он?(на стул ,под стул, на ладошку, на нос, на полку, в ведро, на окно, за цветок…)Листочек пусть здесь отдохнёт, и вы садитесь на места.

Мне кажется Лунтику ещё не всё про осень понятно.

 Ребята, расскажите Лунтику, какая бывает осень?

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ? »

(теплая, золотая. дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью) .

Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ»

Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки, делают запасы на зиму

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Давайте и мы на минуточку превратимся в листочки:

      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Листики осенние (покачиваем руками над головой)

На ветках мы сидели.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели (легкий бег)

И на землю тихо сели. (присели)

Ветер снова набежал (наклоны)

И листочки все поднял.

Закружились полетели (закружились)

И на землю снова сели . ( присели)

Давайте вспомним, что осенью люди урожай собирают: фрукты и овощи . Возьмите себе любой фрукт или овощ. Теперь вы превратились в фрукты и овощи .Мы с Лунтиком берём корзину и идём собирать урожай .Берём себе только самые красивые ,самые спелые ,самые вкусные, поэтому вы должны себя хвалить, рассказать о себе . Постарайтесь о себе рассказать так ,что бы мы с Лунтиком захотели взять вас в свою корзину.

(Я помидор-овощ, красный, круглый, сочный)

 Вот какой  хороший урожай мы собрали!

Мы с Лунтиком решили сварить варенье из фруктов. Одного яблока для варенья мало, надо много (чего?) - яблок. Варенье из яблок – яблочное варенье.

Груша-много груш-грушевое варенье

Персик -  персиков - персиковое варенье

Абрикос -  абрикосов - абрикосовое варенье

Мандарин - много мандаринов - мандариновое варенье

  -Молодцы! О многом мы с вами успели вспомнить и рассказать Лунтику про

 осень. А на прощание Лунтик  решил с вами поиграть. Здесь на шпажках

 кусочки фруктов и овощей , Лунтик  угощает вас , а вы должны на вкус

определить, что вы съели.

 Молодцы! Лунтику пора возвращаться на свою Поляну.

-До свидания, ребята! Спасибо, вы помогли мне разобраться, что такое осень!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...