Проект "Мир игрушек"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 5 лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №48 г. Томска Проект «Мир игрушек» 2я младшая группа «Сказка» Вид проекта краткосрочный 2 недели Авторы проекта: Ульянова С.В. Галаева Ю.Б. Томск 2014

Слайд 2

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 5 лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка. Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог - дети – родители . Проблема

Слайд 3

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. “Игрушки- небалушки ” - так говорит народная мудрость о значении игрушек для маленького ребенка. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. - Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки? - Чем должна быть игрушка для ребенка? - Как выбрать то, что нужно ребенку? - Игрушка полезная и вредная. Поставленные вопросы помогли определить тему педагогического проекта - “Мир игрушек”, возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий по теме. Актуальность

Слайд 4

Активизировать познавательно-речевое развитие через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации. Цель проекта

Слайд 5

Задачи проекта Учить детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предмета. Развивать у детей интерес к игрушкам, воспитывать партнерские отношения во время игры, побуждать проводить элементарную классификацию по названию, цвету, форме, развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка. 3 . Развитие мышления и воображения. 4. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности , экспериментированию. 5. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Слайд 6

Задачи проекта Задачи для родителей: Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Слайд 7

Предполагаемые результаты 1. Активизировать словарь детей. 2. Научить бережно относиться к играм, игрушкам. 3. Умение играть дружно, не ссориться.

Слайд 8

I э тап проекта Задачи: 1.Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. 2.Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. 3.Подбор материала, ориентированного на детей 2й младшей группы. 4. Разработка познавательных видов деятельности (беседы, оформление детских работ, рассматривание иллюстраций, картин).

Слайд 9

II этап проекта Задачи: 1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; 2. Приобщать детей к процессу познания; 3. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; 4. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию

Слайд 10

Реализация II этапа проекта Родители вместе с детьми: Сделать фотографии любимых игрушек, Поход в магазин игрушек, Беседа «как обращаться с игрушкой», Рисунки детей , Р ассказ родителей о своей любимой игрушке. Участие в оформлении выставок в группе. Участие в оформлении группы ко дню игрушки (газета, шары, игрушки, подбор музыкального материала). Выставка материалов “ Как я играю дома”.

Слайд 11

Рисунки игрушек Тележка для зайки Пирамидка Воздушный шарик

Слайд 12

«Я играю дома» «Выставка игрушек» «Моя любимая игрушка» «Выставка книг»

Слайд 13

Воспитатель с родителями: Предоставить родителям материал: «Как обращаться с игрушкой». Совместные игры родителей и детей с игрушками.

Слайд 15

Воспитатель, родители и дети: Выставка рисунков, создание альбома «Моя игрушка»

Слайд 16

ННОД, игры, самостоятельная деятельность детей

Слайд 17

Продукты проекта: Проведение ННОД по созданию игрушек «Шарики для елочки»; Создание картотеки словесных игр;

Слайд 18

ННОД «Шарики для елочки »

Слайд 19

Картотека словесных игр

Слайд 20

III этап проекта Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: - Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую); - Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками; - Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог; - Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Слайд 21

Список литературы: Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2008. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / сост. Доронова Т.Н. – М.: Просвещение, 2008. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2010. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет – М.:ТЦ Сфера. 2009. Кузнецова А.Е. 195 развивающих игр для малышей от 1 года до 3 лет. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2006. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. Маханева м.Д ., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2010. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 2-3 лет. – М.: Просвещение, 2008.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Игрушка

Мероприятия

Петушок

Центр  развития речи и книжный уголок.

  • Разучивание потешки «Петушок».
  • Чтение потешки «Идёт, идёт петушок».
  • Чтение сказок «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко».
  • Речевая игра «Петушки и цыплята».
  • Рассказывание по предметным картинкам «Петушок».

Центр  творчества и ИЗО.

  • Рисование зёрнышек для петушка ватными палочками.
  • Раскрашивание петушка цветными карандашами.

Центр  конструирования.

  • Конструирование из кубиков и кирпичиков «Домик для петушка».

Центр  математики и сенсорного развития.

  • Складывание картинки (пазла) «петушок» из двух и четырёх частей.
  • Дидактическая игра «Петушок большой, а цыплёнок маленький».
  •  Дидактическая игра «Где чьи цыплята».
  • Дидактическая игра «Найди петушку зёрнышки».
  • Пальчиковая игра «Цыплёнок».
  • Дидактическая игра «Найди пёрышко».

Центр  познания.

  • Слушание звуков птичьего двора (запись на диске).
  • Рассматривание картинки «Петушок».

Центр  сюжетно-ролевых игр и театра.

  • Показ сказки «Заюшкина избушка» с помощью настольного театра».
  • Сюжетная игра «Накорми петушка».

Физкультурный центр.

  • Упражнения «Петушок машет крыльями», «Петушок на жёрдочке», «Петушок клюёт зёрнышки».
  • Упражнение «Добеги до петушка».
  • Упражнение «Петух».

Музыкальный центр.

  • Музыкально-дидактическая игра «Кто как поёт».

Прогулка.

  • Игры с формочками в песочнице.

Лошадка

31

Центр развития речи и книжный уголок.

  • Разучивание стихотворения А. Барто «Лошадка».
  • Дидактическое упражнение на звукоподражание «Покатаемся на лошадке».
  • Артикуляционное упражнение «Лошадка».

Центр творчества и ИЗО.

  • Рисование пальчиком по крупе «Заборчик для лошадки».
  • Раскрашивание лошадки восковыми мелками.

Центр конструирования.

  • Узкая жёлтая дорожка для лошадки.

Центр математики и сенсорного развития.

  • Математическая игра «Что нам привезла лошадка?»

Центр познания.

  • Изучаем домашних животных «Лошадь».
  • Рассматривание картинок «Как живут домашние животные зимой».

Центр сюжетно-ролевых игр и театра.

  • Игра «Покатаемся на лошадке».

Физкультурный центр.

  • Комплекс упражнений «Быстрые лошадки».
  • «Игра в лошадки».

Музыкальный центр.

  • Пение «Лошадка».

Прогулка.

  • Подвижная игра «Лошадки».
  • Игры с формочками в песочнице.

Мишка

32

Центр  развития речи и книжный уголок.

  • Заучивание стихотворения А. Барто «Мишка».
  • Чтение стихотворения И. Токмаковой «Медведь».
  • Составление описательного рассказапо плану и образцу «Расскажи о мишке».
  • Чтение сказки Л.Толстого «Три медведя».
  • Чтение сказки «Маша и медведь».

Центр  творчества и ИЗО.

  • Раскрашивание мишки восковыми карандашами.
  • Аппликация «Малинка для мишки».

Центр  конструирования.

  • Узкая дорожка для Мишутки и широкая дорожка для Михайло Иваныча.

Центр  математики и сенсерного развития.

  • Математическая игра «Разноцветные фонарики».
  • Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Центр  познания.

  • Рассматривание картинки «Зима в лесу».
  • Изучаем диких животных «Медведь».

Центр  сюжетно-ролевых игр и театра.

  • Сюжетная игра «Мишка в гости к нам пришёл».

Физкультурный центр.

  • Упражнение «Медведь».
  • Упражнение «медведь несёт бочонок мёда».
  • Игра «Мишка по лесу гулял…»

Музыкальный центр.

  • Пение песни «Мишка».
  • Музыкально-дидактическая игра «Мишка-музыкант».

Прогулка.

  • Подвижная игра «У медведя во бору».

Зайка

35

Центр развития речи и книжный уголок.

  • Заучивание стихотворения А. Барто «Зайку бросила хозяйка».
  • Чтение книжек «Зайка болеет», «Зайка и солнышко».
  • Чтение сказки «Заюшкина избушка».
  • Чтение потешки «Зайка, зайка, попляши!»

Центр творчества и ИЗО.

  • Аппликация «Морковка для зайки».
  • Волшебные картинки «Кто спрятался в травке?»

Центр конструирования.

  • Домик для зайчика.

Центр  математики и сенсорного развития.

  • Дидактическая игра «Собираем урожай.
  • Дидактическая игра «Посади морковку».
  • Дидактическая игра «Правильная морковка».
  • Пальчиковая игра «Пальчик-зайчик».
  • Дидактическая игра «Домик для зайчика» (подбери к домику крышу такого же цвета).

Центр познания.

  • Изучаем диких животных «Заяц».
  • Дидактическая игра «Какие у зайца уши?»

Центр сюжетно-ролевых игр и театра.

  • Сюжетные игры «Напои зайку чаем», «Угости зайку морковкой.
  • Ролевые игры «Я зайчиха», «Мы зайчата».
  • Показ сказки «Заюшкина избушка» с помощью кукольного театра.

Физкультурный центр.

  • Упражнение «Зайцы спрятались».
  • Игра «Скачет зайка маленький».
  • Игра «Зайка беленький сидит».

Музыкальный центр.

  • Музыкально-дидактическая игра «Весёлый оркестр».
  • Музыкально-дидактическая игра «Лиса и зайцы».

Прогулка.

  • Подвижная игра «Зайцы и волк».
  • Подвижная игра «Зайка».
  • Игры с формочками в песочнице.

Ёжик

Центр развития речи и книжный уголок.

  • Речевая игра «Ёжик шёл».
  • Заучивание стихотворения Б. Заходера «Ёжик».

Центр творчества и ИЗО.

  • Аппликация «Ёжик».
  • Лепка «Угостим ёжика яблочком».
  • Раскрашивание цветными карандашами «Яблоко для ёжика».
  • Рисование цветными карандашами «Вот ёжик – ни головы, ни ножек».

Центр математики и сенсорного развития.

  • Сенсорная игра «Помоги ёжику».
  • Математическая игра «Разноцветные ленточки».

Центр познания.

  • Изучаем диких животных «Ёж».

Центр сюжетно-ролевых игр и театра.

  •  Ролевые игры « Я зайчиха», «Мы зайчата».

Физкультурный центр.

  • Упражнение «За игрушкой».
  • Упражнение «Достань яблочко для ёжика».

Музыкальный центр.

  • Пение «Маленький ёжик».

Прогулка.

  • Игры с формочками в песочнице.

Кукла

37

Центр развития речи и книжный уголок.

  • Заучивание стихотворения А.Барто «Наша Таня».
  • Заучивание потешки «Водичка, водичка…»
  • Рассказывание по предметным картинкам «Кукла».
  • Составление описательного рассказа по плану и образцу «Расскажи о кукле».
  • Чтение стихотворения О.Высоцкой «На санках».
  • Чтение стихотворения В.Берестова «Больная кукла».
  • Заучивание стихотворения «Колыбельная кукле».

Центр творчества и ИЗО.

  • Лепка «Мячики для куколки».
  • Раскрашивание цветными карандашами «Мячики для куколки».
  • Аппликация с элементами ИЗО «Кукла Маша».
  • Аппликация «Платье для куклы Маши».
  • Аппликация с элементами ИЗО «Вот какие неваляшки!»
  •  Аппликация «Новогодняя ёлочка в подарок куклам».
  • Лепка «Бублики-баранки для кукол».

Центр конструирования.

  • Стульчик и столик для куклы Маши.
  • Скамеечка для матрёшки.
  • Диван для куклы Кати.

Центр математики и сенсорного развития.

  • Мастерим бусы для куклы.
  • Дидактические игры «Где моё место?», «Чьё же это платье?»
  • Дидактическая игра «Папе, маме, малышу…»
  • Дидактические игры с матрёшками.

Центр познания.

  • Опыт с водой «Тонет – не тонет».
  • Дидактическая игра «Кукла гуляет».
  • Решение проблемных ситуаций «Кукле неудобно спать без подушки и одеяла», «Куклы голодные, у них нет посуды», «Куклам холодно без тёплой одежды»…
  • Дидактическая игра «Помоги Танечке одеться»
  • Дидактическая игра «Поможем кукле стать опрятной».

Центр сюжетно-ролевых игр и театра.

  • Сюжетные игры «Кукольный обед», «Спят усталые игрушки».

Физкультурный центр.

  • Комплекс упражнений «Неваляшки».
  • Комплекс упражнений «В гостях у деток».

Музыкальный центр.

  • Слушание песни «Неваляшка» (запись на диске).
  • Пение «Куколка Маша».

Прогулка.

  • Игры с песком «Куличики для куклы Маши».
  • Игры со снегом «Снежные куличики».

Снеговик

Центр развития речи и книжный уголок.

  • Разучивание стихотворения «Снеговик».
  • Чтение стихотворений о зиме.
  • Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики».
  • Чтение стихотворения Г.Бойко «Солнышко».

Центр творчества и ИЗО.

  • Лепка «Снеговики играют в снежки».
  • Рисование гуашью «Снежок порхает, кружится».
  • Раскрашивание цветными карандашами «Снеговик», дополнение контурного рисунка – снежинки (рисование ватными палочками).
  • Рисование гуашью «Солнышко-колоколнышко».
  • Лепка «Вот какие у нас сосульки».
  • Рисование фломастерами «Ручейки бегут, журчат».
  • Аппликация на основе рисунка «Вот какие у нас кораблики».

Центр математики.

  • Математическая игра «Какой это формы?»
  • Дидактическая игра «Какой ком больше?»

Центр познания.

  • Опыт «Как снег становится водой».
  • Рассматривание картинок «Что делают люди зимой?»
  • Упражнение «Где солнечные зайчики?»

Прогулка.

  • Лепим снеговика.
  • Наблюдение: снег бывает мокрый, как тает снег, откуда появились ручейки…
  • Игра «Весёлые дорожки».
  • Наблюдение и сказки-пояснения: «Лучики-малышки», «Был снег – стала вода», «Сосульки», «Кому нужна талая вода», «Солнечные зайчики».

Машина

38

Центр развития речи и книжный уголок.

  • Чтение стихотворения А.Барто «Грузовик».
  • Дидактическая игра «Кто на чём поедет?»
  • Рассказывание по предметным картинкам «Машина».
  • Речевая игра «Автомобиль».
  • Речевая игра «За рулём».

Центр творчества и ИЗО.

  • Аппликация «Куда едут машины?»

Центр конструирования.

  • Маленькая машина.
  • Грузовик.

Центр математики.

  • Дидактическая игра «У кого больше?»
  • Дидактическая игра «Какая машина, такая дорога».

Центр познания.

  • Рассматриваем машины: легковую и грузовую.
  • Дидактическая игра «Куда едут машины?»

Центр сюжетно-ролевых игр и театра.

  • Сюжетная игра «Поездка на машине».

Музыкальный центр.

  • Пение «Машина».

Прогулка.

  • Подвижная игра «Автомобили».
  • Игры с формочками в песочнице.
  • Лепим машину из снега.

Приложение 2

Карточка № 1 «Угадай по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание детей.

Ход игры:

 Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.

Карточка № 2 «Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

Карточка № 3 «Возьмем Мишку на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. 

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Ход игры:

Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.

Я надену Мишке теплые ...штанишки.

Теплые... штанишки я надену Мишке.

Валенки-малышки я надену... Мишке.

Так, так и вот так —валенки-малышки.

Я надену... Мишке валенки-малышки,

Я надену... Мишке красное... пальтишко,

Красное ... пальтишко я надену... Мишке.

А когда иду гулять, надо шапку надевать.

Мишку мы возьмем...гулять,

Будем в саночках ... катать!

Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.

Карточка № 4 «Пришел Мишка с прогулки»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка). 

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:

Мишенька ходил гулять,

Он устал и хочет спать.

Дети с Мишенькой гуляли,

Мишку в саночках катали.

Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.

Мишка наш ходил ... гулять,

Шапку с Мишки надо ... снять.

А теперь пальтишко

Я снимаю с ... Мишки.

Так, так и вот так —

Я снимаю с ... Мишки.

Мишка наш ходил ... гулять,

Валеночки надо... снять.

Теплые ... штанишки

Я снимаю с ... Мишки.

Так, так и вот так —

я снимаю с ... Мишки.

Мишка наш ходил ... гулять,

Он устал и хочет ... спать.

Вот его кроватка,

Будет спать он ... сладко.

Баю-бай! Баю-бай!

Спи, Мишутка,... баю-бай!

Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.

Карточка № 5 «Прятки»

Цель: развивать навык звукоподражания.

Оборудование:   плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.

Ход игры:

Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.

Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?

Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.

Вдруг мишка прячется за домик.

Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!

 Где ты? Где ты? Отзовись!

Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Покажись!

В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.

Карточка № 6 «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки?

Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Карточка № 7 «Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ход игры:

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

 Зовут его ... (называет имя ребенка). 

Карточка № 9 «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

Карточка № 8 «ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

 Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I   группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

 а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II   группа — задание «идти». Возможные 

варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III   группа — задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV  группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V  группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

Карточка № 10 «ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Карточка № 11 «КОРОЛЬ (вариант народной игры)»

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры.

Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники.        Здравствуй, король!

Король.        Здравствуйте!

Работники.        Нужны вам работники?

Король.        А что вы умеете делать?

Работники.        А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).

Карточка № 12 «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры.

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

Карточка № 13 «БАБУШКА МАЛАНЬЯ»

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,           (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей!                          (Останавливаются и с по-

С такими глазами,                    мощью мимики и жестов изо-

С такими ушами,                      бражают то, о чем говорит-

С такими носами,                     ся в тексте.)

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,                          (Присаживаются на корточ-

Целый день сидели.                  ки и одной рукой подпирают

На него (нее) глядели,              подбородок.)

Делали вот так...                       (Повторяют за ведущим лю-

бой жест.)

  1. Лото «Путешествие по русским народным сказкам»

(для детей от трёх лет)

Цель: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное внимание.

Оборудование: 6  больших листов  лото с изображением 6 персонажей сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.

Содержание: Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей.

Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает  изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.

  1. «Расскажем сказку вместе»

(для детей от трёх лет)

Цель: Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально.

Оборудование: Картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.

Содержание: Ребенок последовательно выставляет на фланелеграфе эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

3.«Волшебное дерево»

(для детей от трёх лет)

Цель:  Расширение  объёма словаря и кругозора; развитие творческих речевых умений, умения отгадывать загадки.

Оборудование:  Дерево, изготовленное из картона,  с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.

Содержание: Перед игрой дети знакомятся с произведением К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие «волшебные предметы».

Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребёнок, правильно отгадавший загадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».

Усложнение (для детей от пяти лет).   Предложить детям придумать новые свойства  размещённых на «волшебном дереве» предметов: «Попробуйте придумать, каким волшебным свойством будет обладать предмет на нашем волшебном дереве».

4.«Шкатулка со сказками»

(для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.

 Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

  1. «Волшебная труба»

(для детей от четырёх лет)

Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.

Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.

 Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например,  на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.

  1. «Помоги Колобку» (1 вариант)

(для детей от четырёх лет)

Цель: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.

 Оборудование: Карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек – по карточке на каждый сюжет).

 Содержание: Ведущий напоминает ребенку сказку «Колобок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

7.«Старая сказка на новый лад»

(для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие связной речи, воображения, творческого мышления.

Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).

Содержание: Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.

Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»:

а) медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать?

б) медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?

Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.

Можно использовать и другие сказки.

  1. «Кто пришёл на карнавал?»

(для детей от четырёх лет)

Цель:  Расширение  объёма словаря и кругозора; развитие   образной памяти, словесного творчества.

Оборудование: Изображение новогодней ёлки  с кармашками вокруг ёлки для «сказочных персонажей»; комплект сказочных персонажей из изучаемой сказки.

Содержание:  На столе лежит комплект картинок, перевёрнутых изнаночной стороной. Игроки по очереди берут картинки, называют изображённых     персонажей  и вставляют в кармашки вокруг ёлки.

Усложнение.  После того как все герои «займут» свои места, детям предлагается придумать содержание разговора сказочных героев. «Попробуйте придумать, о чём будут разговаривать на новогоднем карнавале сказочные герои».

  1. «Придумай загадку о волшебном животном»

(для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие творческого мышления, умения составлять описательные рассказы о животных;  уточнение представлений о действиях животных.

Оборудование:  Предметные картинки, фишки, опорная схема для описания животных.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Детям раздаются предметные картинки (по 4 штуки). Один игрок выбирает и «загадывает» любую картинку из четырёх. Взрослый задаёт ему вопросы о животном: «Какое животное по размеру, цвету, где живёт?» «Какая шерсть, уши, хвост?»  «Что может делать животное?»     Ребёнок, загадавший животное, отвечает: «Животное  маленькое, серое,  живёт в лесу, может прыгать.  Шерсть густая, уши длинные, хвост короткий». Вопросы задаются до тех пор, пока один из играющих не догадается, какое животное загадано. За правильную отгадку выдаётся фишка.

Средний уровень сложности. В игре используют 4 картинки. Вопросы игроку задают дети по очереди.  «Какого цвета животное?», «Какого  размера?» и т.п.  Дети играют без участия взрослого.

Высокий уровень сложности. Взрослый раздаёт более 4-х картинок каждому участнику. Ребёнок рассказывает об особенностях загаданного животного («придумывает загадку») самостоятельно.

Усложение (для старших дошкольников).  Предложить детям придумать, какими волшебными  действиями будут обладать животные. «Попробуйте придумать, какое волшебное действие может совершать  животное».

  1. «Нелепицы»

(для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие умения различать реальность и фантазийный вымысел; уточнение представлений о предмете, явлениях природы.

Оборудование: Одинаковые чёрно-белые сюжетные картинки с изображением нелепиц (по количеству детей), цветные карандаши.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Каждому ребёнку выдаётся чёрно-белая картинка с изображением нелепиц. Дети рассматривают картинку. Взрослый предлагает детям назвать, что на картинке изображено неправильно. Затем взрослый предлагает раскрасить цветными карандашами только те изображения, которые соответствуют истине, что может быть на самом деле.

Средний уровень сложности. Дети соревнуются, кто больше увидит и назовёт нелепиц. Вариантом использования помощи взрослого является наличие опорных слов, указывающих на ошибку и правильный вариант. В соответствии с названной парой слов дети находят ошибку на картинке. По окончании выполнения задания дети раскрашивают то, что на рисунке изображено верно.

Высокий уровень сложности.  Дети выполняют задание без помощи взрослого. Указывая на нелепицы, они дают правильные варианты. После этого дети раскрашивают то, что на рисунке изображено правильно.  

  1. «Превращения»

(для детей от четырёх  лет)

Цель:  Развитие умения выделять существенные признаки предметов.

Оборудование: Калейдоскоп, предметные картинки (чашка, кепка, кувшин, бутылка, диван, стул, кресло). 

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определённых деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаём этот предмет и называем его тем или иным словом.

  1. «Бывает – не бывает» (1 вариант)

(для детей от четырёх лет)

Цель:  Развитие понятийного аспекта значения слов с обобщающим значением, уточнение их значения; развитие творческого мышления.

 Содержание: Взрослый произносит предложение, содержащее в себе верное или ложное суждение с использованием слов обобщающего значения. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Усложнение. Предложить детям самим придумать ложное или верное суждение. «Попробуйте сами придумать предложение в котором будет правда, т.е. что может быть, и ложь, т.е. чего не может быть».

Примерный  речевой материал:

  • фрукты растут на деревьях;
  • овощи растут на кустарниках;
  • из ягод варят варенье;
  • обувь согревает тело человека в холодное время года;
  • в магазине продают продукты;
  • дикие животные живут в лесу;
  • перелётные птицы весной улетают на юг;
  • мебель нужна для удобства человека;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в первой младшей группе "Магазин игрушек"

Занятие позволяет расширить и уточнить представления детей об игрушках, их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина), провести коррекционно-развивающую работу с детьми, направленную н...

Влияние мультфильмов, игр и игрушек на формирование сознания детей

Наши дети постоянно находятся под огромным психоэмоциональным и духовным давлением - в детском саду, в компании сверстников, во время просмотра телепередач.Особенно ощутим для них этот прессинг, когда...

Воспитательно-образовательная ценность игрушек. Виды игрушек, требования к ним.

Игрушка – предмет предназначенный для детских игр, обеспечение игровой деятельности детей и взрослых. И все игровое оборудование. История возникновения игрушки связано с развитием трудовой деятел...

Игра «Магазин игрушек». «Дифференциация звуков С-Ш» Тема: «Магазин игрушек»

Цели: 1. Закрепить артикуляцию звуков [c-ш], упражнять в умении различать звуки с -ш в словах, фразах и предложениях. 2. Формировать фонематический слух и восприятие. 3. Актуализация и пополнение сл...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе

Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса игрушек, созданных своими руками, по мотивам стихотворений Агнии Барто «В стране игрушек А.Барто»

Цель: Активизировать совместное творчество детей и родителей.Задачи:Содействие укреплению партнерских отношений ДОУ и семьи.Развитие эстетических качеств личности.Активизация потенциальных творче...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...