Артикуляционная гимнастика
картотека по развитию речи на тему
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
- "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.
- "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.
- "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ:
- Покусываниеи почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
- «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
- «Пятачок».Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
- «Рыбки разговаривают».Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- Сжать большим пальцеми указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
- «Уточка».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
- «Недовольная лошадка».Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
- Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые.
- Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
- Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат).
- Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек
- Покусывание, похлопывание и растирание щек.
- «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- «Голодный хомячок.» Втянуть щеки.
- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка.
- «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Трубочка».Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
- «Грибок».Рот открыт.Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
- «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
- «Змейка».Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- «Качели».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- «Катушка».Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
- «Лошадка».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- «Гармошка».Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- «Маляр».Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
- «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
- «Оближем губки».Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
- «Трусливый птенчик».Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
- «Акулы».На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
- Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
- «Обезьяна».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
- «Сердитый лев».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
- «Силач».Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
- Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
- Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
- Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
- «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить – «па-па-па».
- Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
- ааааааааааааа
- яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
- ооооооооооооо
- ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
- иииииииииииии (рот слегка открыт).
- Произнесите гласные звуки с голосом:
- аaaaaaaaaaaaa
- яяяяяяяяяяяяяя
- ооооооооооооо
- ёёёёёёёёёёёёё
- иииииииииииии
- Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
- аааааэээээ
- аааааеееее
- аааааиииии
- иииииааааа
- ооооояяяяя
- аааааииииииооооо
- иииииээээээааааа
- аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
- Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
- Мал, да удал.
- Два сапога - пара.
- Нашла коса на камень.
- Знай край, да не падай.
- Каков рыбак, такова и рыбка.
- Под лежачий камень вода не течет.
- У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
- Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
- Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком. - Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
- Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
- Надувать щеки с зажатым носом.
- Медленно произносить звуки "к", "г", т, д.
- Подражать
- стону,
- мычанию,
- свисту.
- Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
- Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
- Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
- Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
- Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твердой атаке.
- Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, "и-а". Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
- Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.
Если у ребенка нарушено произношение звуков, то необходимо выполнять только те упражнения, которые способствуют выработки правильного артикуляционного уклада для тогоили иного звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...