Акция для родителей "Пять минут поэзии на ночь"
методическая разработка по развитию речи на тему
Методическая разработка акции для родителей "Пять минут поэзии на ночь" содержит алгоритм проведения акции, стихи для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktsiya_dlya_roditeley.docx | 629.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Белогорский детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному
направлению развития воспитанников «Снежинка»
Тисульского района
Акция для родителей
«Пять минут поэзии на ночь»
2014 год
Содержание
1. | Акция для родителей «Пять минут поэзии на ночь» | |
2. | Приложение 1 Объявление для родителей | |
3. | Приложение 2 Стихи для акции | |
4. | Приложение 3 Бланки для заполнения | |
5. | Приложение 4 Анкета для родителей | |
6. | Приложение 5 Памятка для родителей о пользе чтения перед сном и не только | |
7. | Приложение 6 Благодарность и диплом участника акциии... |
Акция для родителей «Пять минут поэзии на ночь»
Цель: привлечение родителей к воспитанию у детей культуры слушателя художественных произведений.
Задачи:
- повысить педагогическую компетентность родителей, привлечь их к участию в воспитательно-образовательной работе ДОУ;
- выявить литературные предпочтения детей;
- улучшить работу по развитию выразительности речи дошкольников;
- воспитывать у детей потребность в прослушивании художественной литературы и рассматривании иллюстраций.
Алгоритм проведения акции
для родителей «Пять минут поэзии на ночь»
I этап – предварительная работа
- разъяснение родителям правила проведения акции.
- в каждой группе составить списки семей, желающих стать участниками данного мероприятия.
- подготовить карточки со стихотворными произведениями отечественных поэтов для детей.
II этап – практический
Ход проведения акции:
1 неделя Родители получают три стихотворения | |
Понедельник | Прочесть ребенку перед сном 1-е стихотворение |
Вторник | Прочесть ребенку перед сном 2-е стихотворение |
Среда | Прочесть ребенку перед сном 3-естихотворение |
Четверг | Ребенок самостоятельно выбирает стихотворение, которое он хочет услышать вновь. |
Пятница | Ребенок самостоятельно выбирает стихотворение, которое он хочет услышать вновь. |
Суббота | Родители фиксируют название стихотворения, выбранного ребенком наибольшее количество раз. |
Воскресенье | Родители фиксируют название стихотворения, выбранного ребенком наибольшее количество раз. |
2 неделя Родители получают стихотворение – лидер и еще два новых произведения | |
Понедельник | Прочесть ребенку перед сном 1-е стихотворение |
Вторник | Прочесть ребенку перед сном 2-е стихотворение |
Среда | Прочесть ребенку перед сном 3-е стихотворение |
Четверг | Ребенок самостоятельно выбирает стихотворение, которое он хочет услышать вновь. |
Пятница | Ребенок самостоятельно выбирает стихотворение, которое он хочет услышать вновь. |
Суббота | Родители фиксируют название стихотворения, выбранного ребенком наибольшее количество раз. |
Воскресенье | Родители фиксируют название стихотворения, выбранного ребенком наибольшее количество раз. |
3 неделя Стихотворения -лидеры предыдущего этапа и одно новое стихотворение | |
Понедельник | Прочесть ребенку перед сном 1-е стихотворение |
Вторник | Прочесть ребенку перед сном 2-е стихотворение |
Среда | Прочесть ребенку перед сном 3-е стихотворение |
Четверг | Ребенок самостоятельно выбирает стихотворение, которое он хочет услышать вновь. |
Пятница | Ребенок самостоятельно выбирает стихотворение, которое он хочет услышать вновь. |
Суббота | Родители фиксируют название стихотворения, выбранного ребенком наибольшее количество раз. |
Воскресенье | Родители фиксируют название стихотворения, выбранного ребенком наибольшее количество раз. |
В понедельник на первой неделе родители получают три стихотворения. Первое из них они читают детям перед сном в тот же день, второе – во вторник, в среду- третье. В четверг и в пятницу дошкольник может самостоятельно выбрать стихотворение, которое он хочет услышать вновь. В выходные дни родители фиксируют название стихотворения, выбранного ребенком наибольшее количество раз, и в понедельник сообщают результат. Педагоги суммируют «голоса» и определяют «стихотворение недели» и еще два новых произведения раздаются родителям. В аналогичном порядке выявляется стихотворение – лидер второй недели. В течение третьей недели детям читают уже два произведения: стихотворения – лидеры предыдущего этапа и одно новое. А затем в том же порядке определяется стихотворение, победившее по итогам акции.
Приложение 1
Объявление для родителей
Внимание! Внимание!
Совсем недавно, на заседании общества беспокойных родителей под названием «Читающий ребенок», доктор Айболит в год, посвященный культуре выступил с сообщением о новейших достижениях в области книжного врачевания. Оказывается, маленьким детям за пять–семь минут перед сном очень полезно выпивать стакан парной витаминизированной, экологически чистой поэзии. С помощью этого необыкновенного средства можно предупредить такие тяжелые хронические заболевания, как душевная черствость, отсутствие литературного вкуса, плохо развитый фонематический слух и связная речь, недоразвитие и преждевременная дистрофия памяти.
В связи с этим, администрацией и педагогами детского сада, было принято решение о проведении акции
«Пять минут поэзии на ночь».
Желающие стать участниками акции должны внимательно ознакомиться с ее условиями и сообщить воспитателям группы о своем желании принять участие.
Акция состоит в следующем:
Семьям, согласившимся участвовать в акции «Пять минут поэзии на ночь», получают в понедельник три карточки со стихами от воспитателя группы. (У всех одинаковые стихи.) В понедельник перед сном нужно прочитать ребенку одно стихотворение, во вторник — другое, в среду — третье.
В четверг у ребенка нужно спросить: «Какое стихотворение ты хотел бы послушать сегодня?» — и прочитать ему стихотворение по его выбору. Точно так же нужно поступить в пятницу. Субботу и воскресенье можно объявить выходными. В эти дни нужно будет вспомнить о стихах, чтобы заполнить маленькую табличку. Эту табличку участвующие в акции родители сдают воспитателю, а тот суммирует баллы, которые набрали стихи, и определяет «стихотворение недели».
«Стихотворение недели» снова участвует в акции. К нему добавляются два новых стихотворения, и все начинается сначала. Второй раунд начнется во вторник: ведь воспитатель должен успеть подвести итоги.
Так пройдут три недели. По итогам акции выявим три стихотворения – победителя.
Заявки на участие в акции принимаются до 6 октября!
В рамках акции проводится конкурс рисунков для детей, где может принять участие каждый ребенок. Для этого необходимо нарисовать рисунок к понравившемуся стихотворению. После подведения итогов конкурса, победители получат дипломы и поощрительные призы.
Акция стартует 6 октября 2014 года.
Приложение 2
Стихи для акции
Первая неделя
Старшая и подготовительная группы
Агния Барто Я знаю, что надо придумать... Я знаю, что надо придумать, Смотрю я в стекляшку | Игорь ПОТОЦКИЙДВЕ ДОЖДИНКИДождинка Донь | Ирина ЛЕВИНСОНМЫШКАМышка, мышка, хитрый глаз! |
Первая и вторая младшие группы
КВА-КВА | |
ПОНИ | |
В. Шипунова Котик Котик спинку гнет дугой, Поднимает хвост трубой, Ходит – будто стелется, А глаза – то светятся! Спит калачиком усатый На перинке полосатой. |
Средняя группа
Николай Шилов Букашки Росли на поляне Четыре ромашки, Под ними гуляли Четыре букашки. Букашки гуляли, Ромашки росли, Ромашки увяли, Букашки ушли. | Алексей Шевченко Вороний хор На рябину | Сергей Михалков КОТЯТА
|
Вторая неделя
Старшая и подготовительная группы
А.С. Пушкин Сказка о золотом петушке (отрывок) Негде, в тридевятом царстве, | З.Н. Александрова ДОЗОР | Игорь ПОТОЦКИЙ ДВЕ ДОЖДИНКИ Дождинка Донь |
Первая и вторая младшие группы
На кормушке (В. Степанов) | ПОНИ | |
НАД НАШЕЙ КВАРТИРОЙ (Э. Успенский) Над нашей квартирой собака живет, Лает собака и спать не дает НАМ. А над собакою кошка живет. Мяукает кошка и спать не дает, Спать не дает СОБАКЕ. Ну, а над кошкою мышка живет. Мышка вздыхает и спать не дает, Спать не дает КОШКЕ. Ночью по крыше дождик стучит. Вот потому-то и мышка не спит, Мышка не спит всю ночь. В небе над крышею тучи бегут. Тучи рыдают, и слезы текут, Слезы текут дождем. А тучи обидел маленький гром, Который по тучам стучал кулаком, Стучал кулаком БА-БАХ! |
Средняя группа
С.Я Маршак Сказка об умном мышонке (отрывок) Унесла мышонка кошка И поет: - Не бойся, крошка. Поиграем час-другой В кошки-мышки, дорогой! *** Перепуганный мышонок Отвечает ей спросонок: - В кошки-мышки наша мать Не велела нам играть. *** - Ну, а мне какое дело, Что она вам не велела? Поиграй со мной, мой свет! - А мышонок ей в ответ: *** - Поиграл бы я немножко, Только - чур! - я буду кошкой. Ты же, кошка, хоть на час Мышкой будь на этот раз! *** Засмеялась кошка Мурка: - Ах ты, дымчатая шкурка, Как тебя ни называть, Мышке кошкой не бывать! *** Говорит мышонок Мурке: - Ну тогда сыграем в жмурки! Завяжи глаза платком И лови меня потом. *** Завязала кошка глазки, Но глядит из-под повязки. Даст мышонку отбежать И опять бедняжку - хвать! *** Кошке - смех, мышонку - горе... Отыскал он щель в заборе. Сам не знает, как пролез. Был мышонок - да исчез. *** Покатился он с пригорка, Видит: маленькая норка. В этой норке жил зверек - Длинный, узенький хорек. *** Острозубый, остроглазый, Был он вором и пролазой И, бывало, каждый день Крал цыплят из деревень. *** Вот пришел хорек с охоты. Гостя спрашивает: - Кто ты? Коль попал в мою нору, Поиграй в мою игру! *** - В кошки-мышки или в жмурки? - Говорит мышонок юркий…. | Сергей Михалков КОТЯТА (лидер прошлой недели) | К.И. Чуковский Муха – цокотуха (отрывок) Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: «Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!» Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки — По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница! Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые — В них застежки золотые. Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе Меду принесла… «Бабочка-красавица. Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?» Вдруг какой-то старичок Паучок Нашу Муху в уголок Поволок — Хочет бедную убить, Цокотуху погубить! «Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час!» … |
Третья неделя
Старшая и подготовительная группы
И. Гамазкова Папу я нарисовал, | З.Н. Александрова ДОЗОР | Игорь ПОТОЦКИЙ ДВЕ ДОЖДИНКИ Дождинка Донь |
Первая и вторая младшая группы
Е.Серова Одуванчик Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет – нарядится В беленькое платьице: Легкое, воздушное, Ветерку послушное. | ПОНИ | |
НАД НАШЕЙ КВАРТИРОЙ (Э. Успенский) Над нашей квартирой собака живет, Лает собака и спать не дает НАМ. А над собакою кошка живет. Мяукает кошка и спать не дает, Спать не дает СОБАКЕ. Ну, а над кошкою мышка живет. Мышка вздыхает и спать не дает, Спать не дает КОШКЕ. Ночью по крыше дождик стучит. Вот потому-то и мышка не спит, Мышка не спит всю ночь. В небе над крышею тучи бегут. Тучи рыдают, и слезы текут, Слезы текут дождем. А тучи обидел маленький гром, Который по тучам стучал кулаком, Стучал кулаком БА-БАХ! |
Средняя группа
С.Я Маршак Сказка об умном мышонке (отрывок) Унесла мышонка кошка И поет: - Не бойся, крошка. Поиграем час-другой В кошки-мышки, дорогой! *** Перепуганный мышонок Отвечает ей спросонок: - В кошки-мышки наша мать Не велела нам играть. *** - Ну, а мне какое дело, Что она вам не велела? Поиграй со мной, мой свет! - А мышонок ей в ответ: *** - Поиграл бы я немножко, Только - чур! - я буду кошкой. Ты же, кошка, хоть на час Мышкой будь на этот раз! *** Засмеялась кошка Мурка: - Ах ты, дымчатая шкурка, Как тебя ни называть, Мышке кошкой не бывать! *** Говорит мышонок Мурке: - Ну тогда сыграем в жмурки! Завяжи глаза платком И лови меня потом. *** Завязала кошка глазки, Но глядит из-под повязки. Даст мышонку отбежать И опять бедняжку - хвать! *** Кошке - смех, мышонку - горе... Отыскал он щель в заборе. Сам не знает, как пролез. Был мышонок - да исчез. *** Покатился он с пригорка, Видит: маленькая норка. В этой норке жил зверек - Длинный, узенький хорек. *** Острозубый, остроглазый, Был он вором и пролазой И, бывало, каждый день Крал цыплят из деревень. *** Вот пришел хорек с охоты. Гостя спрашивает: - Кто ты? Коль попал в мою нору, Поиграй в мою игру! *** - В кошки-мышки или в жмурки? - Говорит мышонок юркий…. | Сергей Михалков КОТЯТА (лидер прошлой недели) | В. Шипунова Сонюшки В синем море спит дельфин, А на айсберге – пингвин, Под попоной спит лошадка, А в сугробе – куропатка, Сладко спит в норе ежонок, А в берлоге – медвежонок, На сухой траве-былинке Паучок спит в паутинке, Лягушонок – под листом, А зайчонок – под кустом, Червячок спит в кожуре, А собачка - в конуре. Спят засони, дремлют сладко, Ну, и я пойду в кроватку. |
Приложение 3
Бланки для заполнения
Для родителей
Заполняли: (фамилия семьи) | Название произведения |
Больше всего мне понравилось стихотворение | |
Еще мне понравилось стихотворение | |
На последнем месте оказалось стихотворение |
Для воспитателей
Ф.И. ребенка (участника акции) | Неделя: | ||
Название произведения | |||
Итог голосов |
Приложение 4
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Понравилась ли вам акция «Пять минут поэзии на ночь»?
Да__________ Нет___________
- Хотели бы вы чтобы в саду чаще проводились подобные мероприятия?
Да__________ Нет___________
- Как часто вы читаете детям сказки, стихи на ночь?
Каждый день_______
По выходным_______
Когда есть свободное время______
Очень редко____________________
- На какие вопросы по развитию речи ребенка вы бы хотели получить ответы:
- Развитие речи ребенка на разных возрастных этапах
- Игры по развитию речи дома
- Читаем детям дома: что почитать?
- Будем чисто и красиво говорить
- Что должен знать ребенок по лексическим темам?
- В каком варианте для вас будет удобно получать информацию на интересующие вас вопросы?
- На группу в уголок родителей
- На сайте ДОУ
- В личный почтовый ящик
- Посещение клуба для родителей, где специалисты ДОУ проведут практические занятия
Приложение 5
Памятка для родителей
о пользе чтения перед сном и не только
- Наполните день ребенка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками
Пробуждение
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке:
- Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся мой дружок,
Встань, моя дочурочка!
Укладывание спать
Уж как сон ходил по лавке,
Дрема по полу брела,
Дрема по полу брела,
В кроватку к (имя ребенка) забрела,
На подушечку легла,
На подушечку легла,
(имя ребенка) ручкой обняла.
- Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом (перед сном).
- Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
Чтение перед сном
Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
Читайте каждый день
Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Толстые книги
Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.
Как научить ребенка беречь книги
Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
Не читать во время еды.
Не загибать листы, пользоваться закладкой.
Класть книгу только на чистый стол.
Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным книгам».
Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу
Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?
Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
Как описана природа?
Какие слова и выражения запомнились?
Чему научила книга?
Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Легкость и прочность
Хорошая книжка для маленьких детей имеет некоторые особенности.
Она легка – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.
Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст – только крупный, фразы – четкие и лаконичные.
Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.
Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.
Всему свое время
Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т.п. На странице80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух – трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», - все может ограничится облизыванием и бессмысленным перевертыванием страниц. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по своему их назвать.
Веселая азбука
Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами.
Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобрести азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события. Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомые и т.д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги прежде всего предназначены для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.
Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе книги могут показаться ребенку скучными. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.
Расширяем кругозор
Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.
Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности ребенка, позволяем малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.
Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе
Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.
Зачем читать детям сказки
Сказки детям перед сном должны стать доброй семейной традицией. И вот почему:
1. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух – и ваш малыш станет послушней и смелее, будет более открыт и внимателен к миру. Совместное обсуждение историй и общение по поводу книжки стимулируют интерес ребенка к самостоятельному чтению, развивают воображение и словарный запас.
2. Сказки - это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Именно через мир фантазии и образов ребенок учится анализировать и понимать реальность. С одной стороны, мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха), с другой – поднимает важные для детского мироздания проблемы (жадности и щедрости, добра и зла, одиночества и дружбы, эгоизма и сотрудничества).
3. Сказки воспитывают. В сказочных героях дети видят себя, т.е. отождествляют себя с ними. Если хотите научить сына хорошим манерам, найдите книжку о ком-нибудь, похожем на него, например, о мальчике, которому столько же лет, который не любит чистить зубы, например, «Мойдодыр». Если ребенок жадничает, почитайте ему «Сказку о рыбаке и рыбке», а если любит приврать - подойдет «Заяц-хвастун».
4. Сказки на ночь утешают и настраивают на позитивный лад. Сказка обязательно должна заканчиваться хорошо. Это своеобразный инструмент позитивного внушения – мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, что-то может не получаться, но добро всегда побеждает зло, упорство поможет справиться с любыми трудностями, есть друзья и пр. Сказка дает ребенку надежду, что раз главный герой справился со своей сложностью, то и у него обязательно получится. Потому прочитанная ласковым маминым голосом знакомая история - это самое лучшее средство, для того чтобы успокоиться. Вы можете сами придумать историю, которая поможет перестать бояться зубного врача или разобраться в ссоре с другом, помочь пережить тревогу перед походом в школу.
5. Сказки помогают понять себя. Вы замечали, что дети могут часами слушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то тревожит, интересует или радует. Если ваш ребенок требует, чтобы вы все время читали ему «Гадкого утенка», возможно, он чувствует себя одиноким и беспомощным в садике. Если вы знаете, что у него проблемы (например, поссорился с другом), а сам он не хочет об этом говорить, не настаивайте, лучше выберите подходящую сказку, и вы наверняка подскажете ему, как все исправить. Такая проблемно-ориентированная сказка позволяет ребенку сконцентрироваться на проблеме, порешать ее, дает ощущение, что он не один, что его чувства поняты. Очень вероятно, что ребенок откроется вам, расскажет то, о чем так непросто говорить напрямую.
Игры с книжками
«Прятки с книжкой»
Покажите ребенку новую книгу и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет – наградой ему будет прочтение этой книги.
«Угадай, о чем книга»
Дайте ребенку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.
«Маленькие художники»
После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.
«Закончи сказку»
Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)
«Прыг – и в другой сказке!»
Предложите ребенку сочинить новую сказку про всем известного Колобка. Что еще с ним могло случиться? (Может он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла)
Приобщение к чтению детей от 2-х до 3-х лет
Необходимо читать художественные произведения, предлагаемые в данном разделе.
Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Предоставлять ребенку возможность договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе взрослого, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зёрнышки цыплята, как девочка ест суп»).
Обращать внимание детей на ребёнка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его деятельность.
Список литературы для детей от двух до трех лет
Русский фольклор
Песенки, потешки. «Наши уточки с утра...»; «Пошёл котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, вёдрышко...».
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского; «Ой, ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирёк», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка», «Кораблик» (из цикла «Игрушки»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; «Кто как кричит»; В, Берестов. «Большая кукла», «Котёнок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»; А. Введенский «Мышка»; А. Плещеев «Сельская песня»; Г. Сапгир «Кошка».
Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Три медведя», «Был у Пети и Миши конь...»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляночка».
Произведения поэтов и писателей разных стран
С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой.; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:
- Слушать доступные ему по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
- Вместе со взрослым рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
- Читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла «Игрушки» и др.)
Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».
Список литературы для чтения детям трех – четырех лет
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик—мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «Еду к ба- бе, еду к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...», «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи...», «Жили у бабуси», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенька...», «Заря-заряница...», «Травка-муравка...», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень...», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка...», «Радуга-дуга...», «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок..», »Большие ноги..,». «Водичка, водичка...», «Баю-6ай, баю-бай...», «Киска. киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошёл кот под мосток...».
Сказки. «Колобок». обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лиебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок - чёрный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик». «Храбрецы», англ.. обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Помогите!», «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака; «Маленькие феи», «Три зверолова», англ. обр. С. Маршака; «Танцуй, моя кукла», пер. с норв. Ю. Вронского; «Купите лук...», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Две фасольки, три боба», пер. с литов. Е. Юдина; «Ой, в зелёном бору...», укр., обр. Р. Заславского.
Сказки. «Рукавичка», укр. обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы, «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белор., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Воронковой; «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт, «Комарики-макарики», «Осень»; А. Блок, «Зайчик»; А. Кольцов, «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев, «Осень наступила...», «Сельская песня», «Весна» (в сокращ.); А. Майков, «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А. Пушкин, «Ветер, ветер! Ты могуч!..» и «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»); С. Чёрный, «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак, «Зоосад». «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусёнок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); К. Чуковский, «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ёжики смеются», «Ёлка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий «Кто это?»; В. Берестов, «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий, «Как мыши с котом воевали»; С. Маршак, «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; В. Маяковский, «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; И. Косяков, «Всё она»; А. Барто, П. Барто, «Девочка чумазая»; С. Михалков, «Песенка друзей»; Э. Мошковская, «Жадина»; И. Токмакова, «Медведь»; 3. Александрова. «Прятки»; А. Барта «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигрёнок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки».
Проза. К. Ушинский», «Петушок с семьёй», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т. Александрова, «Медвежонок Бурик»; Б. Житков, «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко, «Умная птичка»; Г, Цыферов, «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский, «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова, «Маша-растеряша», «Снег идёт» (из книги «Снег идёт»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс, «Храбрый ёж»; А.Н. Толстой, «Петушки», «Ёж», «Лиса»; В. Даль, «Ворона»; Л. Толстой, «Птица свила гнездо...», «Таня знала буквы...», «У Вари был чиж...», «Пришала весна»; В. Бианки, «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев, «Синий шалашик»; С. Прокофьева, «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки); В. Сутеев, «Три котёнка»; Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыплёнок и утёнок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из чнкли «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок»..
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Е. Виеру «Ёжик и барабан», пер. с малд. Я. Акима; П. Воронько, «Хитрый ёжик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева, «Быстроножка и серая Одёжка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Я. Балтвилкс «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука; Н. Забила, «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капутикян, «Кто скорее допьёт», пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев, «Дождь», пер. с. болг. И. Мазнина; «Поёт зяблик» пер. с болг. И. Токмаковой; С. Капутикян, «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой; М. Карем «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. Д. Биссет, «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н., Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский, «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова, «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев, «Трое», пер. с болг. В. Викторова; Б. Поттер «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек, «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения пёсика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина; О. Альфаро «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; А. Каралийчев, «Маленький утёнок», пер. с болг. М. Качауновой; О. Панку-Яшь, «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.) пер. с румын. Т. Ивановой.
Для заучивания наизусть
- Русские народные песенки: «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод...»;
- А. Барто: «Мишка», «Мячик», «Кораблик»;
- В. Берестов: «Петушки»;
- Е. Ильин: «Наша ёлка» (в сокр.);
- А. Плещеев: «Сельская песня»;
- Н. Саковская: «Где мой пальчик?»;
- К. Чуковский: «Ёлка» (в сокр.).
ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:
- Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
- Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
- Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
- Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.
Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».
Список литературы для чтения детям четырех – пяти лет
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»; «Дон! Дон! Дон!...», «Лень-потягота...»: «Гуси, вы гуси..»; «Ножки, ножки, где вы был»?...»; «Сидит, сидит зайка...»; «Кот на печку пошёл...»; «Сегодня день целый...»; «Барашеньки...», «Идёт лисичка по мосту...», «Солнышко-вёдрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».
Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы; «Чудесные лапоточки», обр. Н. Колпаковой; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр, В. Даля; «Петушок м бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки. «Разговоры», пер. с чуваш. Л. Яхнина; «Барабек», англ., обр. К Чуковского; «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Мешок», пер. с татарск. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина; «Ластоика», арм., обр, И. Токмаковой; «Скрюченная песня», англ., обр, К. Чуковского.
Сказки. «Травкин хвостик», эским., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева; «Колосок», укр. обр. С. Могилевской; «Три поросёнка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и ёж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем А. Введенского, пол ред. С. Маршака; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Страшный гость», алтайск., пер. А. Граф и П. Кучияка; «Три брата», пер. с хакасск. В. Гурова; «Красная Шапочка», нз сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; «Хитрая лиса», пер. с корякск. Г. Меновщинова; «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. В Введенского, под ред. С. Маршака; «Врун», «Ивовый росток» пер. с япон. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака; «Пастушок с дудочкой», пер. с уйгурск, Л. Кузьмина; «Как собака друга искала», мордов., обр, С. Фетисова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин, «Листопад» (отрывок); А. Майков, «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким, «Первый снег»; А. Барто, «Уехали»; Э. Мошковская, «Добежали до вечера»; И. Токмакова, «Ветрено!»; С. Дрожжин, «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин, «Поёт зима — аукает...»; Н. Некрасов, «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков «Зима»; А. Берестов, «Кто чему научился»; Ю. Владимиров, «Чудаки»; Ю. Кушак, «Сорок сорок»; С. Маршак, «Багаж», «Про всё на свете»; С. Михалков, «Дядя Стёпа»; Ю. Мориц, «Дом гнома, гном—дома!»; К. Баратынский, «Весна, весна» (в сокр.); С. Черный. «Кто?»; С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Мяч»; Ю. Мориц, «Песенка про сказку»; Э. Успенский, «Разгром»; Д. Хармс, «Очень страшная история».
Проза. В. Вересаев, «Братишка»; А. Введенский, «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги}; М. Зощенко, «Показательный ребёнок»; Ю Казаков, «Зачем мыши хвост»; Е. Чарушин, «Лисята»; К. Ушинский, «Бодливая корова»; С. Воронин, «Воинственный Жако»; С. Георгиев, «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка»; Л. Пантелеев, «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки, «Подкидыш»; Н. Носов, «Затейники»; М. Пришвин, «Журка»; Я. Сегель, «Как я стал обезьянкой»; Н. Сладков, «Неслух»; В. Бианки, «Подкидыш»; Л. Воронкова, «Как Алёнка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»); В. Драгунский, «Тайное становится явным»; Н. Носов, «Затейники»; Е. Пермяк, «Торопливый ножик»; М. Пришвин, «Ребята и утята»; Н. Романова, «Котька и птичка», «У меня дома пчела»; Е. Чарушин, «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Воробей»; Л. Берг, «Пит и воробей» (из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»).
Литературные сказки. М. Горький, «Воробьишко»; В. Осеева, «Волшебная иголочка»; Р. Сеф, «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский, «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; М. Михалков, «Думы»; Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк, «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки, «Первая охота»; Д. Самойлов, «У слонёнка день рождения»; С. Козлов, «Зимняя сказка»; М. Москвина, «Что случилось с крокодилом»; Г. Остер, «Одни неприятности», «Хорошо спрятанная котлета»; Г. Цыферов. «В медвежачий час»; Д. Биссет, «Про поросёнка, который учился летать», пер. с англ. Н. Шерешевской; Дж. Родари, «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых нет конца»), пер. с итал. И. Константиновой.
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», -«Мальчик стерёг овец...», «Хотела галка пить...».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. В. Витка, «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим, «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; Ф. Грубин, «Слёзы», пер. с чеш. Е. Солоновича; Ю. Тувим, «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; С. Вангели, «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитал корабля»), пер. с молд. В. Берестова; 3. Александрова, «Дождик»; Е. Балагина. «Эхо»; А. Введенский, «Кто?»; Б. Заходер, «Никто»; Ю. Кушак, «Новость»; Ю. Мориц, «Огромный собачий секрет»; Г. Сапгир, «Садовник»; Р. Сеф «Чудо»; И. Токмакова «Ива», «Сосны»; Д. Хармс, «Игра», «Врун»; Я. Бжехва «Клей», пер. с польск. Б. Заходера; Г. Виеру, «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима; Ф. Грубин, «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана; Я. Райнис, «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова; Ю. Тувим, «Овощи», пер. с польск. С Михалкова.
Литературные сказки. А. Балинт, «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина; А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э.Блайтон, «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер, «Приключения в лесу Ёлки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт, «Мафин и его весёлые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус.нар. песенки; А. Пушкин, «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова, «Ёлочка»; А. Барто, «Я знаю, что надо придумать»; Л. Ннколаенко, «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов, «С базара», «Почему медведь зимой спит»; Е. Серова, «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:
- Высказать желание послушать определённое литературное произведение.
- С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
- Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
- с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
- Отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз?».
Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».
Список литературы для чтения детям шести – семи лет
Русский фольклор
Песенки. «Лиса рожью шла...»; «Чигарики-чок-чигарок...»; «Зима пришла...»; «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдёт, роса на землю падёт...».
Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка...»; «Масленица, Масленица!».
Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисели — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил — вот колесо».
Небылицы. «Богат Ермошка»; «Вы послушайте, ребята».
Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (но народным сюжетам); «Чудесное облачко», обр. Л. Елисеевой; «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.
Фольклор народов мира
Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.
Сказки. Из сказок Ш. Перо (франц.): «Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева, «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый своё получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм. обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. М. Волошин, «Осенью»; С. Городецкий, «Первый снег»; М. Лермонтов, «Горные вершины» (из Гёте); А. Ремизов, «Калечина-малечина»; С. Чёрный, «Волшебник»; Ю. Владимиров. «Оркестр»; Э. Машковская, «Хитрые старушки»; Т. Сапгир, «Считалки, скороговорки»; С. Есенин, «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин»); П. Соловьёва, «День и ночь»; В. Берестов, «Дракон»; Э. Мошковская, «Какие бывают подарки»; Н. Рубцов, «Про зайца»; Э. Успенский, «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий, «Весенняя песенка»; В. Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); А. Пушкин, «Птичка», «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»); Ф. Тютчев, «Весенние воды»; А. Фет, «Уж верба вся пушистая» (отрывок); А. Введенская, «Песенка о дожде»; Н. Заболоцкий, «На реке»; И. Токмакова, «Мне грустно...»; Д. Хармс, «Иван Торорышкин», «Весёлый старичок»; «Вот пришло и лето красное...», русская народная песенка; Н. Некрасов, «Перед дождём» (в сокр.); А. Фет, «Что за вечер...» (в сокр.); С. Чёрный, «Перед сном»; Л. Фалеева, «Зеркало в витрине».
Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко, «Великие путешественники»; М. Пришвин, «Курица на столбах»; К. Коровин, «Белка» (в сокр.), С. Алексеев, «Первый ночной таран»; Ю. Коваль, «Стожок», «Выстрел»; Е. Носов, «Тридцать зёрен»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьёв. «Обрывок провода»; Ю. Коваль, «Русачок-травник»; Е. Носов, «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский, «На танцах»; Д. Мамин Сибиряк, «Медведко»; А. Раскин, «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».
Литературные сказки. А. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов, «Хлебный голос»; К. Паустовский, «Тёплый хлеб»; А. Усачёв. «Про умную собачку Соню» (главы); В. Даль, «Старик-годовик»; П. Ершов, «Конёк-Горбунок»; К. Ушинский, «Слепая лошадь»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности»; А Ремизов, «Гуси-лебеди»; И. Соколов-Микитов, «Соль земли»; Н. Носов, «Бобик в гостях у Барбоса»; Г. Скребицкий, «Всяк по-своему»; Г. Фаллада, «Истории из Бедокурии» (главы), пер. с нем. Л. Цывьяна.
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Л. Станчев, «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт, «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; М. Валек, «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа; Э. Лир. «Лимерикн» («Жил-был старичок из Гонконга...», «Жил-был старичок из Винчестера...», «Жила на горе старушонка...», «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки.
X.К. Андерсен, «Дюймовочка», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен, «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; Б. Поттер, «Сказка про Джемаймлу Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; А. Линдгрен, «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус, «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской; М. Эме, «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой; X.К. Андерсен «Гадкий утёнок», пер. с дат. А. Ганзен; М. Мацутани, «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской.
Для заучивания наизусть
Я. Аким, «Апрель»; П. Воронько, «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина, «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс, «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин, «Берёза»; С. Маршак, «Тает месяц месяц молодой»; Э. Мошковская, «Добежали до вечера»; В. Орлов, «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин, «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов, «Про зайца»; И. Суриков, «Зима»; П. Соловьёва, «Подснежник»; Ф. Тютчев, «Зима недаром злится».
Для чтений в лицах
К. Аксаков, «Лизочек»; А. Фройденберг, «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов, «У Слонёнка день рождения» (отрывки); Л. Левин, «Сундук»; С. Маршак, «Кошкин дом» (отрывки).
ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:
- Различать, жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что...»).
- Называть любимые сказки и рассказы: прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
- Называть двух-трёх авторов и двух-трёх иллюстраторов детских книг.
- Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.
Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».
Приложение 6
Благодарность
Выражаем благодарность
семье________________,
принявшей участие
в акции «Пять минут поэзии на ночь»,
которая проводилась в
МБДОУ Белогорском детском саду «Снежинка»
с 6 по 27 октября 2014 года
Учитель – логопед ____________
Воспитатели ____________
____________
Диплом
Награждается ____________, (занявший) принявший
I место
(участие) в конкурсе рисунков,
(проводимого в рамках акции «Пять минут поэзии на ночь»)
который проходил в
МБДОУ Белогорском детском саду «Снежинка»
с 6 по 27 октября 2014 года
Учитель – логопед __________
Благодарность
Выражаю благодарность воспитателям
__________и _________,
за помощь в проведении
акции «Пять минут поэзии на ночь»,
которая проводилась в
МБДОУ Белогорском детском саду «Снежинка»
с 6 по 27 октября 2014 года
Учитель – логопед ____________ Н.В. Буханченко
Содержание
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1/2011
- Дошкольная педагогика
- http://baby-scool.narod.ru/media/rek_literat.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акция «Ни ночью, ни днём Вы не балуйтесь с огнём!»
Акция «Ни ночью, ни днём Вы не балуйтесь с огнём!»...
Отчет о проведении акции "Поэзии С.Я. Маршака детям "
С 24 октября по 10 ноября 2019 года уже с 2013 года проводится Международная акция «VII День поэзии С.Я. Маршака», которая приурочена ко Дню рожд...
Авторская выставка кукол в рамках Всероссийской культурно-образовательной акции "Ночь искусств" 2017
Я участник выставочной композиции авторской куклы "Книга! Вдохновение! Творчество!" В рамках Всеросийсской культурно - образовательной акции "Ночь искусств"...
Отчет о проведении международной акции «8 День поэзии С. Я. Маршака».
С 29 октября по 10 ноября 2020 года проводится Международная акция «8 День поэзии С. Я. Маршака», которая приурочена ко Дню рождения (3 ноября) поэта и переводчика...
Сказки на ночь-любимые минуты детства
Консультация для родителей о том, как важно читать детям перед сном....
Конкурс чтецов в подготовительной группе "Минуты поэзии"
13 мая 2019 года в нашем детском саду в подготовительной группе №6 провели конкурс чтецов "Минуты поэзии".Мои воспитанники принимали участие в этом конкурсе.Целью конкурса: повышение р...