Рифмование как способ подачи образовательного материала
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Статья о применении кратких стихов, рифмовок на занятиях с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rifmovanie_kak_sposob_podachi_obrazovatelnogo_materiala.doc | 448.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад воспитателя Пивоваровой Т.В. (группа № 2) на тему : «Рифмование как способ
подачи образовательного материала»
Стихотворная форма в общении с детьми сразу же придает этому общению вид игры. А использовать рифмованные строки можно как на любом занятии, так и в повседневной жизни группы, а также на прогулке. При этом подача образовательного материала, под которым я подразумеваю обучающие моменты в любой области, воспринимается ребенком непрозвольно, сказанное взрослым лучше запоминается, усваивается. Прослушивая стихи, дети получают эстетическое наслаждение. Рифмованные строки действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Стихи, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В стихах уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизировать. Особенно ярко это проявляется при использовании шуточных стихов, потешек, рифмовок при работе с детьми младшего возраста. Стихотворные строки в основном отображают близкие и созвучные детям явления окружающего мира, и отвечают познавательным и речевым потребностям детей. Разучивая стихи, дети не только развивают непроизвольную память , но и легче овладевают произносительной стороной речи.
Сейчас легкодоступны стихи и рифмовки к любой тематике. Например, на занятиях по ФЭМП, обучение форме (из интернета) :
«Сыр лиса на всех делила
Пополам переломила.
Половинку круга, друг,
Называют полукруг.»
Или: «Катился круг, и вдруг упал,
Бока себе чуть-чуть помял.
Фигуру эту я узнал:
Был круг, а стал теперь овал».
Или обучение цвету:
«Цвет оранжевый, знакомый -
Апельсин съедим мы дома.
Желтый цвет, цвет Солнца,
Светит нам в оконце.
Цвет зеленый - цвет дубрав,
Цвет заборов, буйных трав.
Голубой есть цвет у неба,
И страны где так и не был.
Синий цвет возьмем у моря,
С корабля с волнами споря.»
Особенно широко рифмовки можно использовать на занятии по развитию речи. Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но и просто прослушивание их на занятиях немаловажно - в них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк. Происходит активизация словаря : закрепление знакомых детям понятий и введение новых, ранее незнакомых детям слов посредством неожиданных сравнений, ярких образов.
Стихи, рифмовки можно подобрать ко всем темам по развитию речи детей.. Например, по теме «Профессии»:
«Архитектор.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.»
Так же к этой теме частично подходит мой комплекс гимнастики “Колем дрова»
Пилит пилит пила,
Будут у меня дрова.
(Показываем как пилим)
Славные чурбачки
Напилили мужички.
(Наклоны и как будто катим по полу бревнышко)
Я потом топор возьму
И дрова - поколю.
(Колем)
У меня у молодца
Целая поленниЦа!
(Руки в стороны и вверх)
В печку я дрова сложу
И огонь в ней зажгу.
(Показываем :) )
Будет у меня тепло,
будет очень ХОРОШО!
(Вытянутыми вперед руками хлопаем в ладоши).
В своей 2 младшей группе на занятиях по развитию речи я использую как найденные в интернете стихи, так и собственные.
В этом году наша группа делала проект «Сезонные изменения в жизни зверей леса».
Чтобы наглядно рассказать детям о жизни зверей осенью, мы сделали пластилиновый макет, и передвигали фигурки, сопровождая их соответствующими рифмованными строками:
Вот о чем пойдет рассказ.
Осень РАННЯЯ у нас.
Да ее почти что нету,
И еще почти что лето!
Побываем мы, ребята,На лесной опушке.
Что же делают сейчас разные зверушки?
Нет в лесу морковки,
Нет в лесу капусты.
ЗАЙЦЫ кушают траву
С радостью и хрустом!
Листья сочные найдут,
Вот и кушают, грызут.
Вот нашел улитку ЕЖИК
И собрался кушать тоже.
Ежики едят жуков,
Лягушат и червяков.
ВОЛК хотел бы съесть зайчишку,
Но зайчишка убежит!
Волк себе наловит мышек
И наверно будет сыт.
МЫШКИ бегают проворно,
Собирают в норки зерна.
Посмотрите на ЛИСУ.
Как ей хорошо в лесу!
Ловит иногда зайчишек,
А почаще - птиц и мышек.
Для нее почти всегда
Мыши - главная еда.
Следующий осенний макет : “Осень золотая» Мы предварили сезонными стихами об осени, а сам макет рассматривали, одновременно используя загадки о лесных зверях Л.Одинцова :
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это… (Белочка)
-- ------
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (и т.д.)
Также я пыталась дать детям знания о сезонных изменениях в жизни зверей леса через использование авторской рифмованной пальчиковой гимнастики.
К проекту мы использовали пальчиковую гимнастику только на осень и зиму, но у меня подготовлены комплексы на все 4 сезона:
ЗИМА.
«Снег летает, снег кружит» :
Снег летает, снег кружит (кругообразные движения сцепленными в кружок ладонями)
А медведь в берлоге спит. (Сложенные ладошки попеременно то к одному, то к другому уху)
Спит, спит до весны, спит, сопит и видет сны.
Снег летает, снег кружит,
А зайка (Спрашиваем) спит? Не спит! (Показываем указ. и средним пальцем "уши" зайки, остальные прижаты)
Скачет, скачет по лужку, по холодному снежку. (делаем соотв. движение)
Снег летает, снег кружит,
А ежик (показываем сцепленные руки) спит? (Отвечают) Спит. Спит, спит до весны, спит, сопит и видет сны. (показываем, как спит - см. выше)
Дальше: то же самое, узнаем, спит ли червячок (согнутый указательный палец, лиса, волк (их показываем соединенными в запястьях ладонями - "пасть"), белка (как зайчик, только ушки показываем не вытянутыми указательным и средним пальцами, а согнутыми, и за этой ладошкой другой согнутой ладонью изображаем "хвост" белочки) . ---
ВЕСНА.
"Зайка раннею весной"
Зайка раннею весной (сжав пальцы в кулак, показываем указательным и средним пальцами уши зайки.)
Жаловался:"Ой-ой-ой (зайка "качает головой" - слегка поворачиваем кулачком.)
Нет ни ягод, ни грибов( "Ягоды" - сложенные колечком большой и указательный пальцы, показываем обоими руками
"гриб" - ладонь левой руки горизонтально вверху, "шляпка", кисть правой вертикально приставлена - "ножка")
Лишь грызу кору с дубов. (скребем пальцами правой руки по ладошке вертикально поставленной левой)
Ни морковки, ни капусты( "морковка" - сложенная кисть правой вертикально вниз, левой - приставлена вертикально вверх с растопыренными пальцами. "Капуста" - ладони сложены кольцом)
Было бы мне, зайцу, грустно. ("зайка" такой же как в начале но "ушки" немного опущены.)
Но вчера, у темных елей ("елка" - концы пальцев соединены, запястья разведены)
Я нашел подснежник белый! "(запястья соединены, кисти с растопыренными пальцами разведены.)
Весна.
Все, растаяли сосульки, убежали ручейки. (показываем "сосульки" опущенными вниз пальцами, "ручеек" - сгибанием-разгибанием ладони)
И запрыгали лягушки у пруда и у реки. (движение "лягушка":кулачок-ладонь)
Вылез мишка из берлоги и побрел искать еду. (изображаем рукой "переваливающуюся" походку медведя)
Муравьи попросыпались, приготовились к труду. (изображаем "муравьев" сложив пальцы в щепотку и быстро ими перебирая)
Почки лопнули, и листья развернулись и растут. (раскрываем сложенные ладони и разводим их в стороны)
И поют повсюду птицы, и подснежники цветут. ("птицы" - показываем "Крылья" соединенными в запястьях ладонями. "Подснежник" - запястья соединены, кисти с растопыренными пальцами разведены.)
Птицы ловко гнезда свили (сведенные ладошки сложены "лодочкой")
И яички отложили. (показываем пальцами колечки)
И из каждого яйца
Ждут рождения птенца! (движение "крылья)
---
ЛЕТО
С неба светит солнце яркое, (показываем "солнышко" сцепляя пальцы рук)
Наступило лето жаркое. (обмахиваемся пальцами как веером) .
Можно целый день гулять, (показываем средним и указательным пальцами движения "человечек идет" и "человечек бежит")
веселиться и играть.
Можно загорать, купаться, (движение ладонью "плывет рыбка")
Прямо на песке валяться! (переворачиваем ладонь лежащую на другой ладони)
Всюду бабочки, цветы, (показываем ладонями движения "растет цветок" и "крылья)
Рады лету я и ты! (показываем "радость" - разводим ладошки)
Здравствуй, солнце яркое! (повторяем первые 2 движения)
Здравствуй, лето жаркое! ---
ОСЕНЬ
Осень вырастила яблоки, (показываем ладонями "шар")
Осень вырастила груши. (вытягиваем пальцы вверх, ладони показывают овал)
Осень желтые кораблики (показываем ладошкой "лодочку")
Никидала в каждой луже. (ладошку в форме лодочки на вытянутую горизонтально ладошку)
В куртки яркие, заметные
Нарядила осень деток. (гладим себя по рукавам)
Самолеты разноцветные (с горизонтально протянутой руки - "ветки" делаем "сбрасывающее" движение другой рукой.)
Запустила осень с веток.
"Зайки осенью"
Скачут зайки на лужайке.
Отчего так рады зайки?
- Мы от волка убежали,
И покушать отыскали:
Съели белые грибочки,
Съели сочные листочки,
А потом нашли в болоте
Клюкву-ягоду на кочке.
(Показываем пальчиками - ушки зайчиков, двумя руками - пасть волка, грибы и ягоды - "Ягоды" - сложенные колечком большой и указательный пальцы, показываем обоими руками
"гриб" - ладонь левой руки горизонтально вверху, "шляпка", кисть правой вертикально приставлена - "ножка", листочки - 2 сложенные ладошки).
Вижу явную эффективность использования рифмованных строк – дети с удовольствием повторяют их, запоминают, легче улавливают суть занятия.
Планирую и в дальнейшем широко использовать рифмование на своих занятиях. Например, весной планирую провести занятие на тему «Здоровье», и показать детям, как правильно чистить зубы (на примере зубастой игрушки), и уже придумала стихотворение об этом:
Чистить зубки начинаем,
Ходит щетка сверху вниз.
Чисто-чисто вычищаем,
Всем микробам скажем: "Брысь!"
Микробы лапками цеплялись,
Тянули щупальца свои,
Грызть наши зубы собирались,
А мы их щеткой вон смели.
Не спасется ни один.
Щетка, торопись вперед!
Все микробы победим!
Вкусной пастой пахнет рот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового образовательного материала по ФЭМП "В поисках золотого ключика"
Закрепление знаний по математике, полученных в течении года....
консультации для родителей "Игры и образовательный материал для дополнительных занятий с детьми дома"
консультации и рекомендации для родителей детей не посещающих ДОУ...
Образовательный материал интегрированного проекта по сказке Виталия Бианки «Лесной колобок – колючий бок» для детей среднего дошкольного возраста.
Одними из ведущих целей Программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) являются создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенк...
Образовательный материал интегрированного проекта по сказке Виталия Бианки «Лесной колобок – колючий бок» для детей среднего дошкольного возраста.
Одними из ведущих целей Программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) являются создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенк...
Образовательный материал для педагогов мастер -класс : "Пластилиновая сказка"
Мастер-класс для педагогов по теме пластилинография: "Пластилиновая сказка"...
Рекомендации (образовательный материал) в период дистанционного обучения
Рекомендации (образовательный материал) в период дистанционного обучения для детей первой младшей группы. Тема недели "Насекомые"...
Рекомендации (образовательный материал) в период дистанционного обучения
Образовательный материал для детей подготовительной к школе группы. Общая тема "права детей"...