Развитие мелкой моторики рук.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Данный материал демонстрирует, как развитие мелкой моторики рук важно для правильного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук.
Я работаю в детском саду №70 с 1993г. Опыт моей работы показывает, что мелкая моторика и координация движений руки у детей имеющие различные речевые патологии развита недостаточно.
Почему же так важно развитие тонкой моторики рук?
«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогаю детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить, мастерить подарки близким.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много времени. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, приемы для развития мелкой моторики у детей с проблемами речи.
Перед началом работы, я провела обследование детей.
В результате обследования я пришла к вывод, что состояние развития ручной моторики у многих детей неудовлетворительное. Имеется двигательная расторможенность, неловкость, недостаточный объем и плохая переключаемость внимания, нарушение восприятия цвета и формы.
Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:
- Принцип осознания совершаемых действий.
Действия ребенка в процессе занятия я сопровождаю проговариванием этих действий.
- Принцип развернутости освоения навыков.
Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Любая деятельность может быть освоена разными детьми при равном количестве занятий. Я отрабатываю навыки освоения мелкой моторики ребенка в оптимальном именно для него режиме.
- Принцип обратной связи.
Я по ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
- Принцип взаимосвязи.
Успешность моей работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии учителя логопеда и воспитателя.
Работу нужно проводить с учетом возрастной группы детей и при постоянном поддерживании интереса к занятиям. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...