Логопедические игры
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ
1.Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.
Капусту выкапываем из земли. Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.
2. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».
- Просьба: подними руки вверх.
- Руки вниз.
- Просьба: руки в стороны.
- Руки вперед.
- Присядь.
- Просьба: встань.
- Попрыгай на одной ноге.
- Просьба: покружись.
- Просьба: похлопай в ладоши.
- Опусти руки.
- Просьба: топни левой ногой.
- Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические игры | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ
1.Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.
Капусту выкапываем из земли. Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.
2. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».
- Просьба: подними руки вверх.
- Руки вниз.
- Просьба: руки в стороны.
- Руки вперед.
- Присядь.
- Просьба: встань.
- Попрыгай на одной ноге.
- Просьба: покружись.
- Просьба: похлопай в ладоши.
- Опусти руки.
- Просьба: топни левой ногой.
- Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.
3. Исправь ошибки в описании сказочных героев.
Колобок залез на дерево.
Карлсон надел пальто и полетел на крышу.
Красная Шапочка сняла свою белую панамку.
Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.
Буратино достал из огня золотой ключик.
Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.
4. Послушай пары слов. Назови предметы, указанные свойства которых не постоянны.
- Сладкое мороженое – сладкая конфета – сладкий виноград.
- Белая ромашка – белый снег – белый халат.
- Металлическая сковорода – металлические рельсы – металлическая ложка.
- Соленая селедка – соленый огурец – соленые грибы.
- Прямоугольная книжка – прямоугольное окно – прямоугольный стол.
- Деревянная ложка – деревянный стул – деревянная рама.
5. Отгадай загадки – обманки.
В работе он помощник наш
Всем дозвонится… (карандаш?)
На животе висит карман,
В нем дочку носит… (пеликан?)
Собирает с грядок внук
Сто стручков зеленый… (лук?)
Когда луч солнечный потух,
В лесу завыл большой… (петух?)
Он зовется царь зверей,
Потому что… (воробей?)
В огороде до сих пор
Под землею…(помидор?)
Серый шарик только тронь,
Всех уколет тихий…(конь?)
Ему бананы рвать не лень,
Свой хобот вытянул… (олень?)
По лесу идем, в лукошки
Наберем одной… (картошки?)
Друга лучше не найдешь,
Лает громко верный… (еж?)
6. Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.
- Свинья летает.
- Рыба бежит к морю.
- Петух кукарекает.
- Муравей тащит бревно.
- Носорог залез в нору.
- Соловей ловит медведя.
- Мама младше дочки.
- Дедушка старше внука.
- В холодильнике жарятся котлеты.
- У кукушки вывелись котята.
- Мальчики играют в баскетбол.
- Пингвин ударил леопарда своим рогом и пр.
7. Найди и объясни ошибки в шуточных стихах.
К нам пришли зверята:
Белочки, ежата,
Утюги, моржи,
Голуби, стрижи.
К нам пришли зверята:
Щуки и телята,
Кошки и вороны,
Тигры, макароны.
К нам пришли зверята:
Окуни, ягнята,
Лоси и кукушки,
Пироги и плюшки.
К нам пришли зверята:
Цапли, жеребята,
Волки, лисы, утки
И… спасибо шутке!
8.Выбери из трех объектов один лишний. Объясни ход рассуждений.
ГЛАЗА | НОС | БРОВИ |
СТОЛ | ПОЛКА | СТУЛ |
СКОВОРОДА | БЛЮДЦЕ | КАСТРЮЛЯ |
СЛИВА | ПЕРСИК | ГРУША |
ПРОСТЫНЯ | ПОДОДЕЯЛЬНИК | НАВОЛОЧКА |
НОЧНИК | ТОРШЕР | СВЕЧА |
АВТОБУС | ТРОЛЛЕЙБУС | ТРАМВАЙ |
ОГУРЕЦ | МОРКОВЬ | СВЕКЛА |
ЮБКА | БРЮКИ | ШОРТЫ |
КОЗА | СВИНЬЯ | КОРОВА |
9. Реши задачи-шутки.
- Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа?
- Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?
- Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?
- На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько птиц стало?
- Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?
- Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?
- В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?
- Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?
- На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?
- Горело 4 свечи, одна погасла. Сколько осталось свечей?
УПРАЖНЕИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ
- Назови еще 5 предметов такого же цвета. Считай слова, загибая пальцы на руке.
Больничный халат, ствол дерева, помидор, трава, цыпленок, бумага, баклажан, радуга.
НАПРИМЕР: Радуга – картина, ковер, набор красок, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.
2.Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.
Каждый знает, что желтым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что новым бывает…
Каждый знает, что легким бывает…
Каждый знает, что круглым бывает…
Каждый знает, огромным бывает…
Каждый знает, красивым бывает…
Каждый знает, тяжелым бывает…
Каждый знает, глубоким бывает…
Каждый знает, полезным бывает…
3.Назови слово с противоположным значением, т.е. слово-противник.
Не друг, а… | Не шершавый, а… | Не зажигать, а… |
Не рассвет, а… | Не высокий, а… | Не ловить, а… |
Не холод, а… | Не бедный, а… | Не отнимать, а… |
Не сахар, а… | Не сухой, а… | Не придвигать, а… |
Не подъем, а… | Не пушистый, а… | Не кричать, а… |
Не конец, а… | Не длинный, а… | Не спрашивать, а… |
Не верх, а… | Не добрый, а… | Не ссориться, а… |
Не беда, а… | Не мелкий, а… | Не ломать, а… |
Не яма, а… | Не грустный, а… | Не ругать, а… |
Не вход, а… | Не узкий, а… | Не плакать, а… |
Не знаменитый, а… | Не отдыхать, а… | |
Не уродливый, а… |
4.Помоги Незнайке закончить свою мысль.
- Такой же пушистый, как…
- Такой же веселый, как…
- Такой же колючий, как…
- Такой же хитрый, как…
- Такой же смелый, как…
- Такой же добрый, как…
- Такой же шершавый, как…
- Такой же голубой, как…
- Такой же толстый, как…
- Такой же шустрый, как…
- Такой же высокий, как…
- Такой же ровный, как…
- Такой же светлый, как…
- Такой же гладкий, как…
- Такой же блестящий, как…
- Такой же сильный, как…
- Такой же быстрый, как…
5.Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужные слова. Считай количество слов, загибая пальцы.
- Я знаю 5 молочных продуктов…
- Я знаю 5 крупных птиц…
- Я знаю 5 лиственных деревьев…
- Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
- Я знаю 5 головных уборов…
- Я знаю 5 мелких животных…
- Я знаю 5 музыкальных инструментов…
- Я знаю 5 видов спорта…
- Я знаю 5 летающих насекомых…
- Я знаю 5 животных севера…
6.Пофантазируй, а затем подробно расскажи о поступке ребенка с указанной чертой характера. Отметь – положительное это качество или отрицательное.
- Смелость.
- Капризность.
- Жадность.
- Честность.
- Аккуратность.
- Леность.
- Храбрость.
- Драчливость.
- Хитрость.
- Жизнерадостность.
- Сообразительность.
- Доброжелательность.
- Уверенность в себе.
- Общительность.
- Замкнутость.
- Послушание.
- Трудолюбие.
- Дружелюбие.
- Обидчивость.
- Трусость.
- Вежливость.
- Жестокость.
- Чистоплотность.
7. Назови как можно больше животных (рыб, птиц, насекомых и пр.), которые живут в указанных местах.
Нора, сарай, море, гнездо, трава, пруд, скворечник, дупло, река, квартира, клетка, земля, подвал, лист дерева.
НАПРИМЕР: В траве живут: кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчелы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, комары, мухи, сверчки, муравьи и т.д.
8. Назови цепочку действий, имеющихся в знакомой сказке.
«Колобок», «Три поросенка», «Репка», «Маша и медведь» и т.д.
НАПРИМЕР: «Репка». Посадил, выросла, позвал, тянул,, не вытянул, позвал, помогали, тянули, вытянули.
9. Объясни, называя только слова-действия.
- Как открыть консервную банку.
- Как пожарить яичницу.
- Как сварить борщ.
- Как собраться в школу.
- Как вырастить большую яблоню.
- Как сделать салат.
- Как накрыть праздничный стол.
- Как убрать комнату.
- Как помыть окно.
- Как поменять постельное белье.
- Как заменить колесо у машины.
- Как из салфетки сделать снежинку.
НАПРИМЕР: Как открыть консервную банку? Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, продвигать, приподнять, отогнуть.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
1.Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.
2.Попробуй повторить то, что произносил гость с другой планеты, когда прибыл на Землю.
БАН ТУХ МУН ( Гость сказал: «Приветствую вас!»)
КЯМ МОП ДУТ (Этот букет вам!)
ТУКЕН ДАТОН КУВАН (Как у вас жарко!)
ТИПУ БАМЯ ГУМИ (Я прибыл с далекой планеты!)
ДЫТУНА БАПУХА ГУДАЙКА (Наши ученые наблюдают за вашей планетой!)
ВАТКУНЯ ФТУМАКА БНЫГАТА (Я скоро опять прилечу на Землю!)
(Особенности данного упражнения в том, что все звуки в сочетаниях легко произносимы, и ребенок с любыми нарушениями речи может повторить их правильно.)
3.Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.
Слон – волк – жук - кот, утка – лебедь – ворона – воробей, вишня – слива – ананас – арбуз, кит – дельфин – щука – ерш, океан – пруд – море – лужа, трасса – дорога – тропинка – шоссе.
4.Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
Картошка, ложка, окрошка. Апельсин, блин, мандарин. Конфета, котлета, ракета. Миска, сосиска, ириска. Банан, диван, барабан. Пироги, сапоги, утюги. Лимон, вагон, бульон. Мед, компот, плот. Сало, залы, хала. Виноград, мармелад, фотоаппарат. Пирожок, творожок, горшок. Солянка, полянка, склянка. Булочка, будочка, дудочка. Кабачок, крючок, значок. Ананас, квас, контрабас. Салат, халат, мармелад. Калач, кулич, циркач. Торты, шорты, корты. Пломбир, кефир, сыр. Жакет, букет, пакет. Суп, зуб, дуб.
5.Запомни предметы, разложенные на столе ( бумага, стакан с водой, чашка, ложка, картон, ножницы, книга, вилка). Повернись к столу спиной. Внимательно слушай и, не глядя, рассказывай о том, что я буду делать.
- Мять бумагу.
- Переливать воду.
- Стучать ложкой по чашке.
- Резать картон ножницами.
- Стучать вилкой о ложку.
- Рвать бумагу.
6.Послушай и повтори ритм, который я буду отхлопывать. Повторяй за мной не глядя, только по слуху.
Ритмический рисунок (Х – хлопок)
Х _ Х
ХХ _ Х
Х _ ХХ
ХХ _ ХХ
ХХХ _ ХХ
ХХ _ ХХХ
Х _ ХХ _ ХХ
ХХ _ Х _ ХХ
7.Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия.
Огурбузы, помидыни, баклачок, укрушка, грумидоры, чеслук, слижовник, моркофель, вишбрикос.
8.Назови слово правильно.
Мегемот, бегебот, дигимот, бегемот, гибидот, бигетот.
Контета, конфета, фонфета, накфета, конкета, танфета.
Медмеди, медведи, недмеди, меддеди, невмеди, ведмеди.
Митанин, витамин, витанин, нитавин, митавин, фитамин.
9. Покажи, как одни и те же звуки можно произнести по-разному.
МЯУ
- Громко (кот рядом).
- Тихо (кот далеко).
- Высоким голосом ( маленький котенок).
- Низким голосом (старый кот).
- Хриплым голосом (кот простудился).
МУ
- Громко (корова близко).
- Тихо (корова далеко).
- Высоким голосом (теленок мычит).
- Низким голосом (бык мычит).
- Грозным голосом (бык сердится).
ПОДБОР РИФМУЮЩИХСЯ СЛОВ
1.Назови последнее слово в рифмовке, выбрав один из трех вариантов.
(Особенность этого упражнения в том, что подходящие слова состоят из легко произносимых звуков.)
Раскрывает Жаба рот,
Громко песенку… (кричит, поет, квакает)
Стала Выпь с утра вопить:
- Есть хочу! Хочу я… (пить, танцевать, учиться)
На мяч набросился щенок,
Схватил его и… ( наутек, убежал, разгрыз)
Стали громко петь еноты,
Даже разучили… ( слова, ноты, стихи)
Приготовлены постели
Для ежей у старой… (липы, ели, сосны)
Я надел большую шляпу,
Чтоб похожим быть на… ( Бармалея, папу, Боярского)
И встарь, и в наши времена
Имеют люди… ( документы, имена, оружие)
В дальний путь берет верблюд
Два горба готовых… (завтраков, блюд, обедов)
- Отгадай загадки.
НАСЕКОМЫЕ
Опустился на цветок
Однодневка…(мотылек)
Много пользы принесла
Полосатая…(пчела)
У вертолетика глаза?
Над речкой кружит…(стрекоза)
У них блестящие бока.
На ветке рядом два…(жука)
ПТИЦЫ
Свой мотив среди ветвей
Напевает…(соловей)
Когда луч солнечный потух,
Запел ночной певец…(петух)
И про солнце, и про май
Распевает…(попугай)
Щебетунья эта птица,
Всех нежней поет…(синица)
И в лесу, и на опушке
Раздается клич…(кукушки)
У него есть свой дворец,
Лучше всех живет…(скворец)
МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ
- Посчитаю все вокруг:
У меня есть восемь рук,
У меня есть восемь ног!-
Так воскликнул…(осьминог)
Он огромный, словно дом,
Лупит по воде хвостом,
Над волной фонтан блестит,
Каждый скажет: «Это…» (кит)
Глазом маленьким сверкнула
Серебристая…(акула)
В морских волнах такой один:
Жонглер и акробат…(дельфин)
За рыбой нырять ему вовсе не лень,
В холодную прорубь ныряет…(тюлень)
ЯГОДЫ И ФРУКТЫ
Очень вкусны и, конечно, красивы
Крепкие, гладкие, сочные…(сливы)
На праздничном столе у нас
Царит большущий…(ананас)
Кислым соком напоён
В толстой кожуре…(лимон)
В вазе видны чьи-то круглые спины,
Радуют нас круглый год…(апельсины)
Урожаю рад садовник,
Облепил весь куст…(крыжовник)
Подойди и погляди-ка:
Покраснела вся…(клубника)
ДЕРЕВЬЯ
Листопадом утомлен
Стройный, красно-желтый…(клен)
Над водой игриво
Наклонилась…(ива)
Ранним утром у тропинки
Загрустили две…(осинки)
Этот гость из теплых стран
Называется…(каштан)
Забрался еж в свою постель,
Его накрыла веткой…(ель)
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ БЛИЗКИХ ПО ЗВУЧАНИЮ СЛОВ
1.Назови имена четырех детей, а затем назови одно имя, которое отличается от остальных по звучанию.
Августина – Агния – Ангелина – Акулина
Коля – Дима – Толя – Поля
Полина – Наина – Люба – Галина
Таня – Оля – Аня – Ваня
Инна – Тина – Татьяна – Дина
Акулина – Алевтина – Антонина – Анна
Евгений – Петя – Витя – Катя
Елисей – Тимофей – Глеб – Алексей
2.Произнеси парами похожие по звучанию слова.
Гайка, банан, пакет, клетка, букет, диван, ветка, майка, полено, конфетка, отметка, колено, утка, лимон, батон, будка.
3.Исправь ошибки в рифмовках-перепутанках.
Не сгибается ПОЛЕНО.
Раскололи мы КОЛЕНО.
Распускается БАТОН.
Поровней нарежь БУТОН.
Поднимаем мы КОМПОТ.
Выпьем ягодный КАПОТ.
Заверну отверткой БИНТ.
По ноге сползает ВИНТ.
Завяжу на блузке ФАНТИК,
Заверну конфету в БАНТИК,
Открывается УЛИТКА.
Тихо ползает КАЛИТКА.
АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВ
1.Послушай 4 слова. Повтори их в другом порядке: от самого короткого к самому длинному.
Сосна- береза- дуб- лиственница
Свекла- авокадо- лук- апельсин
Груздь- подберезовик- рыжик- мухомор
Ласточка- грач- галка- перепелка
Шкаф- тумбочка- диван- раскладушка
Муха- гусеница- жук- муравей
2.Распутай перепутанные слова.
Фли-ту, баш-ру-ка, ка-мой, ле-те-фон, ду-га-ра, га-кни, стрю-ля-ка, бы-гри, рел-ка-та, за-ми-мо.
3.Соедини первые звуки слов в новое слово. Отгадай имена детей и клички животных.
Троллейбус, осы, мороженое.
Ворона, индюк, корова, ананас.
Баран, окна, барабан, иголка, кровать.
Дом, автобус, нитка, индеец, лодка, арбуз.
4.Назови звуки, которые убежали из слов.
Клуба, клума (клумба), бакажан, балажан (баклажан), карошка, картоша (картошка), комас, копас (компас), комата, коната (комната), тыва, тыка (тыква), манит, магит (магнит), кота, кофа (кофта).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДИКЦИИ
1.Трижды повтори каждую рифмовку. Говори четко, громко, не торопясь.
Вновь Агата едет куда-то.
К деду, Вика, подойди-ка.
В океане вода тиха иногда.
Опять у буфета одна конфета.
В темноте гамак не найти никак.
Какие-то коты мяукают до темноты.
Кабан, кабан, не попади в капкан.
Эта хата так темновата!
Дали Петеньке пятак, не найдет его никак.
У дубка быки, под дубком пеньки.
2.Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто спрашиваешь взрослого. Чтобы получились рифмовки-вопросы, выделяй голосом некоторые слова.
- Отдает гном фее дом. Отдает гном фее дом?
- Для купанья Анны не хватает ванны. Для купанья Анны не хватает ванны?
- Новые тапки у моего Потапки. Новые тапки у моего Потапки?
- Катя в кино увидит кимоно. Катя в кино увидит кимоно?
- Бумаги комок давно намок. Бумаги комок давно намок?
- Моет Ваня ботинки в ванне. Моет Ваня ботинки в ванне?
3.Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто сообщаешь радостную весть.
- Этот дом с одним окном.
- Этот хомяк копает так.
- Фаина и Нина купили пианино.
- Темка, Темка, не ходи в потемках.
- Над мухой у деда вновь победа.
- Попадает метко в пакет конфетка.
4.Произнеси рифмовки-трудноговорки четко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и четкость произношения.
- Ткет кто-то ткани на юбку Тане.
- У Вани фантик, у Фани бантик.
- У Фаины именины, именины у Фаины.
- Дядя Тихон ходит тихо, тихо ходит дядя Тихон.
- От тополя до тополя много пуха по полю.
- Пеликан-великан, не попади в капкан.
- В доме у енота ходит кто-то. Ходит кто-то в доме у енота.
- Дед делит дыню: дольку Диме, дольку Дине.
- Дед Михай, папахой не махай! Не махай, Михай, мух не пугай!
- Дом у дуба, у дуба Люба. Нам глядеть на Любу любо.
- Едут медведи на мопеде, на мопеде едут медведи.
- Много ли у уток до отлета минуток? Таких минуток не много у уток.
- Мы топали, топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, а ноги не оттопали.
- Не тут, а там топает гиппопотам. Топает гиппопотам не тут, а там.
- На мели мы видели налима, а налим, видно, глядит мимо.
- От топота копыт пыль по полю летит. Пыль по полю летит от топота копыт.
- По небу вата едет куда-то. Этой ваты в небе многовато.
- Поглядите на фото дяди Федота. Глядеть неохота на фото Федота!
- Покупая попугая, не пугайте попугая. Попугая покупая, покупайте попугая.
- Павианы любят бананы. Бананы едят павианы.
- Поля в поле лен полет. Лен полет в поле Поля.
- Пять утят, пять опят, у Вити утята, у Пети опята.
- Утоп Потап в пальто до пят. В пальто до пят утоп Потап.
- Попугай, попугай, ты меня не пугай. Ты, попугай, кота напугай!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играем и обучаем (логопедические игры)
Грамотная , четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивае...
Конспект логопедической игры – сказки «День рождения бабушки» для детей логопедической группы (от 6 до 7 лет)
Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов....
Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.
Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....
Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома.
Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома....
Логопедический уголок для родителей "Зимние логопедические игры"
Оформление логопедического уголка, информация для родителей....
Логопедический проект по развитию фонетического слуха у детей 6-7 лет на тему "Логопедические игры".
Логопедический проект....