Консультация для воспитателей « Культура речевого общения»
консультация по развитию речи по теме
Консультация для воспитателей « Культура речевого общения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей « Культура речевого общения»
Русский язык таит в себе огромные богатства, соединяющие в одно целое предков и потомков русского народа. За последние два десятилетия он подвергся множеству изменений и вторжений. Наш современный и в то же время бесконечно древний язык в его сегодняшних формах воплотил в своих звуках величайшие идеи мира, братства, любви, красоты. В копилке русского языка очень много красок, которыми можно изобразить любую картину, и, к сожалению, существует огромное количество слов, делающих нашу речь неряшливой и грязной.
Наше подрастающее поколение, познающее мир со всех его сторон, должно слышать положительные примеры чистой и красивой речи, уметь правильно излагать свои мысли. Речевая деятельность детей теснейшим образом связана со всеми сторонами их сознания и с ранних лет служит могучим фактором их психического развития, во всем своем многообразии, выступая компонентом общения, формирует у детей самосознание, сознание, взгляды, убеждения, чувства, волю, характер. В настоящее время уже никого не нужно убеждать, насколько важно развивать речь. Ведь речь — то, по чему в первую очередь судят о развитии человека, она неразрывно связана с мышлением. Если дошкольник или школьник хорошо умеет говорить, это значит, что он:
- достаточно свободно ориентируется в окружающем мире;
- умеет думать, способен понятно выражать свою мысль, отстаивать свое мнение;
- легко устанавливает контакты с другими детьми, взрослыми.
Неоспоримы мнения известных педагогов-психологов о том, что речь — это особая область, деятельность, сложный творческий процесс, без которого нет настоящих успехов в общении. От способности формирования и формулирования мысли, уровня культуры речи зависит будущее родного языка, переживающего сейчас трудный этап в своем развитии. Спросим себя честно: правильно ли мы говорим? Не засоряем ли свою речь никчемными словами, грубостями, нелепостями? Как мы приветствуем своих близких: «здрасьте» или же искренне желаем им здоровья? Не «чокаем» ли, не проглатываем ли отдельные звуки? Что и говорить, наша речь часто подвергается разнообразным негативным влияниям, в частности оскудению и засорению.
Очевидно то, что существует необходимость усовершенствования «развитие речи», используя для этого науку об искусной, умелой речи — риторику, чтобы и дальше нести великий дар, чтить и хранить русский язык во всей его силе, чистоте и красоте. Актуальность современной риторики очевидна, поскольку она имеет большое воспитательно - образовательное и развивающее значение.
Для успешного речевого развития, в своей группе, мы организовали специальные центры развития по речевой деятельности — уголки книг, иллюстраций и картин, дидактических игр, театра. Это позволяет в свободное время перелистывать знакомые и полюбившиеся ребенку книги, рассматривать иллюстрации и картинки, играть с дидактическим материалом, обыгрывать любые сказки.
Применяем в своей работе различные формы организации детей: специально организованные игры-занятия, непринужденные беседы, чтение художественной литературы, игровую деятельность, обсуждение и проигрывание житейских ситуаций, в ходе которых дети учатся воспринимать словесную информацию, принимать участие в беседах, обсуждениях, рассуждениях, аргументированно высказываться, т.е. вступать в речевое взаимодействие. Вместе с детьми мы совершаем путешествие в «страну вежливых слов», отправляемся «по пути добрых поступков», где они знакомятся с различными формами приветствия, прощания, обращения с просьбой.
Очень важным компонентом для речевого развития служит речевая разминка: дыхательная гимнастика, использование чистоговорок, упражнения с применением мимики и жестов. Особое внимание мы уделяем совершенствованию грамматического строя речи, активизации детской речи, введению в активный словарь новых слов. Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к речевым занятиям и упражнениям, мы используем занимательный материал, включающий в себя пособия для демонстрации, дидактические игры. Для развития связной речи используем метод перфокарт. Он хорош не только для составления словосочетаний, предложений и рассказов; с его помощью мы разучиваем стихи, считалки, скороговорки, пересказываем сказки, рассказы. Детям очень нравится заменять слова различными знаками, это увлекает их и стимулирует к самостоятельному словотворчеству. Дети нашей группы легко придумывают рассказы и сказки о предметах, своих рисунках, которые мы объединяем по темам, например «Маленькие сказки», и выпускаем книжки-раскладушки.
Для воспитания у детей навыков общительности, доброжелательности, вежливости в речевом развитии мы используем некоторые инструментальные занятия типа конкретных рекомендаций, правил поведения в различных местах (дома, в гостях, транспорте, театре и т.п.). На «уроках вежливости» мы учим детей не только произносить вежливые слова, вести себя тактично, но и знакомим со значением некоторых слов, например: благодарить — благо дарить. Раскрываем смысл русских поговорок, пословиц, сказок, басен. Моделируемые речевые ситуации, коммуникативно-лингвистические игры помогают детям выбирать слова, уместные более всего в конкретном случае, при этом учим не забывать о нормах этикета (не обидеть собеседника случайным словом).
В своей работе мы используем метод проектов. Очень результативным оказался проект «Хорошее слово — половина дела». В рамках этого мероприятия совместно с детьми разработали правила, которые необходимо соблюдать в группе. Провели ряд познавательных и игровых занятий, познакомились с некоторыми произведениями нравственного характера.
Наблюдая за тем, как дети обыгрывают различные роли, перевоплощаются в героев из сказок, животных, организовали в своей группе театральный кружок, разнообразив приемы драматизации. В ходе ведения кружка появился ряд вопросов и пожеланий, которые мы включили в проект «Театр и дети». В рамках проекта познакомились с особенностями театра (профессии, название помещений театра), с некоторыми знаменитыми актерами, рассматривая журналы, афиши, с происхождением русских народных сказок. Свои впечатления дети отражали в рисунках, сочиняя по ним собственные сказки. Занятия по риторике помогли нам научить их четкому произношению слов, изображать в игровых ситуациях тактичных, вежливых, культурных людей. На презентации проекта мы показали сказку «Курочка Ряба» в стихотворном стиле.
Особое внимание мы уделяем работе с родителями, стараемся достичь полного взаимопонимания. Знакомим со своей работой по культуре речевого развития, проводим консультации, индивидуальные беседы, предлагаем информацию через родительский уголок, проводим дни открытых дверей и др.
Определяя уровень знаний о культуре речевого общения и об искусстве человеческих отношений, мы отметили, что:
- у детей сформировалось умение слушать и понимать собеседника, отвечать на вопросы и задавать их;
- дети говорят грамматически правильно, овладели правильным произношением слов и фраз, достаточным словарным запасом, умеют составлять разные виды рассказов, пересказывать сказки, речь сопровождается образными высказываниями;
- владеют культурой общения, которая характеризуется сдержанностью друг к другу, тактичностью высказываний;
- развита творческая активность, способствующая проявлению театрализованных навыков как на специально организованных мероприятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Это служит для нас подтверждением того, что речевое развитие в группе, его совершенствование ведет к воспитанию у детей культуры речевого общения, уважительного отношения к чистоте, богатству русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Культура речевого общения рождается в семье"
Культура ребёнка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»
КОНСУЛЬТАЦИ ЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»...
Консультация для родителей. Культура речевого общения
Воспитание у детей культуры речевого общения...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»
КОНСУЛЬТАЦИ ЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ» «НЕПОНИМАНИЕ ДРУГОГОЧАСТО СТАНОВИТСЯ ПРИЧИНОЙСТРАХА, ОТЧУЖДЕННОСТИ, ВРАЖДЕБНОСТИ» (Азбука обще...

Консультация для родителей "Культура речевого общения"
Консультация для родителей "Культура речевого общения"...

Консультация для родителей «Культура речевого общения»
Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и другие. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на ...
Консультация для родителей "Культура речевого общения"
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно,чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чу...