Путешествие в осенний лес.
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте

«Путешествие в волшебный осенний лес».

Цели и задачи: закрепить знания об основных признаках осени. Учить составлять рассказ об осени по опорным картинкам, активизировать словарь детей по данной теме. Закрепить умение находить место звука в слове. Продолжать учить различать звонкие и глухие звуки. Закрепить навыки составления схем слов.

Ход занятия:

1. работа над стихотворением «Осень», составление схемы слова осень.

Ребята, к нам из волшебного леса пришла фея. Давайте послушаем стихотворение, которое она нам приготовила.

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землею прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

         - О чем это стихотворение?

         - Назовите осенние месяцы?

         - Как можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)

         - Как можно назвать осень в октябре? (дождливая)

- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

         - Назовите осенние признаки?

Ребята, вы хотите отправиться в сказочный лес? Для этого давайте составим схему слова осень. В этом нам помогут друзья феи – звукарики. Выходите, одевайте шапки и составляйте схему.(Дети одевают шапки, на которые наклеены круги, обозначающие гласные звуки – красного  цвета и согласные мягкие – зеленого. Выстраиваются друг за другом, составляя схему.) Молодцы, ребята. Все сделали правильно, и мы оказались в волшебном лесу.

2. различение твердого и мягкого согласных звуков.

 На этой поляне живет веселый человечек – звукарик Д.

- Я, звук [Д]. Я согласный. Бываю твердым и мягким. А еще, я – звонкий. Предлагаю вам поиграть со мной. У меня в саду растут различные овощи, фрукты и цветы, их нужно собрать в корзинки. В зеленую корзину собирайте овощи, фрукты, цветы, в названиях которых мягкий звук [Д'], а в синюю – в названиях которых твердый звук [Д].

Слова: дыня, помидор, мандарин, виноград, редиска, смородина, гвоздика, гладиолус.

Давайте, скорее, соберем урожай.

Спасибо ребята за помощь.

3. нахождение места звука в слове.

Теперь отправляемся в гости к звукарику [Т].

- Я, звук [Т]. Я согласный. Бываю твердым [Т] и мягким [Т']. А еще, я – глухой.

Помогите мне разложить предметы на полки. На первую полку выложите те предметы, в названиях которых звуки [Т] или [Т'] стоят в начале слова, на вторую – в середине, на третью – в конце.

Слова: тапки, танк, телефон, батон, дятел, кофта, кот, кит, мост.

- Спасибо ребята, вы все сделали правильно.

4. различение звонкого и глухого звука.

Ребята, фея приглашает вас прокатиться на волшебных поездах. Сейчас вы возьмете карточки-билеты и будете занимать свои места в поездах, так чтобы в первом поезде оказались слова со звонким звуком [Д] или [Д'], а во втором – с глухим [Т] или [Т']. Еще обратите внимание на количество слогов в словах. Место с номером 1, должен занять тот, у кого в слове один слог, 2 – у кого два слога, и т.д.

Слова: дом, дыня, дерево, кот, тыква, телефон.

5. подбор родственных слов.

Ребята, мы попали на волшебную поляну. Посмотрите, какие здесь большие деревья. Но что это? С деревьев осыпались листья. Давайте, скорее, вернем их на места. На этом дереве – корень «лист» и  мы будем собирать плоды с родственными словами к слову «лист». На этом – корень «вода», а значит мы будем собирать плоды с родственными словами к слову «вода».

Слова: лист – листва, лиственный, листок, листья.

                      вода – водный, водяной, водопад, водичка.

6. составление рассказа по опорным картинкам.

Ребята, фея принесла нам картинки и просит по ним составить рассказ. Я буду показывать вам картинку, а вы с этим словом  придумывайте предложение и составляйте его схему.

картинка                                            предложение

Осень                                                 Наступила осень.

Солнце                                               Реже светит солнце.

Облака                                               Небо покрыто серыми облаками.

Дождь                                                Часто идут дожди.

Ветер                                                 Дует холодный ветер.

Птицы                                                Птицы улетают в теплые края.

Молодцы. У нас получился рассказ о времени года – осень.

7. составление схем слов.

Вот и закончилась наша прогулка по волшебному лесу. Нам пора отправляться в детский сад. Для этого мы составим схемы слов и окажемся в детском саду. Один из вас будет составлять схемы на доске, а остальные на своих столах.

Слова: облака, дождь, птицы, ветер.

Молодцы, ребята. Мы снова попали в детский сад, а фея оставила нам подарки. Давайте вернемся в группу и посмотрим их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...