Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Рухлева Наталья Петровна

Вспомнить признаки весны, ее приметы, составить рассказ по схеме, отгадывать загадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_640_n.p.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

Подготовила воспитатель

Подготовительной к школе группы

ГБОУ лицей №1586 дошкольное отделение  2 (640)

2014

Тема: "Изменения в природе весной"

Программное содержание:

- уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной;

- закрепить приметы весны и названия весенних месяцев

- Обогащать  и активизировать словарь по теме «Весна»;

- Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов.
- Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание;

- вызвать у детей чувство любования восторга перед красотой родной природы, желание выразить в словах свои впечатления

- Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания,

- Формировать творческие способности детей в создании собственной картины;

Предшествующая работа:

- Дидактические игры: "Солнечные лучики ", "Собери  правильно"

Материал:

- солнце с лучиками, схемы-картинки,  "хрустальный шар", проектор, картинки о весне, музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года», презентация «Детская весенняя картина»

Ход занятия

Организационный момент

Дети входят в музыкальный зал, становятся полукругом, воспитатель обращает внимание на гостей и предлагает поздороваться.

Воспитатель: А теперь внимание, мы с вами ребята-дошколята...

(каждый ребенок продолжает строчку стихотворения)

Все мы дружные ребята,
Мы ребята - дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран: по первым звукам слов-картинок вам необходимо составить  слово. Если вы правильно отгадаете слово, которое  зашифровано на экране,  то узнаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии.

(Волк, ель, санки, ножницы, арбуз.)

Дети: ВЕСНА.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о весне, вспоминать весенние месяцы, составлять рассказ по картинке и, конечно же, будем играть. А сейчас займите  свои места за столами.

Дети проходят к своим местам.

Воспитатель: Итак, какое сейчас время года?

(Предполагаемый ответ: Весна)

Воспитатель: За каким временем года наступает весна?

 (Предполагаемый ответ: Весна наступает после зимы.)

Воспитатель: Назовите первый месяц весны?

Воспитатель: Назовите последний месяц весны?

Дети: (Предполагаемый ответ: Май)

Воспитатель: Какой месяц  находится  между мартом и маем?  (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Весна - очень красивое время года, природа просыпается после долгого сна и становится красивее день ото дня. И к нам заглянуло солнышко, но вот беда – лучиков мало. Поможем с вами солнышку? Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Солнечные лучики».

Воспитатель: Хорошо. Каждый из вас будет называть приметы весны и приклеивать лучик к солнышку. Чем больше мы с вами назовем примет, тем больше лучиков появится у солнышка, и тем ярче оно будет нам светить.

Дети:

  1. 21 марта наступил день -  весеннего  равноденствия. Теперь светлого дня будет больше и больше. Март называют - мартом света.
  2. Из теплых стран к нам  прилетают  птицы.  Грачей называют первыми вестниками весны.
  3. Начинает дружно таять снег, который превращается в воду. Разливаются реки, поэтому - второй месяц весны - апрель называют месяцем воды.
  4. На земле появляются первые проталины.
  5. На земле появляется травка.
  6. На земле появляются первые цветочки.
  7. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки.
  8. Небо становится ясным, чистым.
  9. Солнце начинает светить ярче и пригревать сильнее.
  10.  Май называют - предлетье, потому что всё цветет.

(Отвечая правильно, ребенок подходит к доске, прикладывает лучик к солнышку и занимает свое место за столом.)

Воспитатель:  Вы хорошо рассказали про весенние приметы, посмотрите, как много лучиков появилось у нашего солнышка. Молодцы.

         А теперь посмотрите на экран. На нем схемы-картинки, используя которые, расскажите, какие изменения происходят с  наступлением весны в жизни животных, птиц, растений и людей.

На доске появляются схемы-картинки.

Предполагаемые ответы детей:

  1. Деревья просыпаются. Начинают набухать почки и появляются первые листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие.
  2. Начинает таять снег, и появляются первые цветы подснежники.
  3. Просыпаются и появляются насекомые.
  4. Из теплых стран к нам возвращаются перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы, жаворонки. Птицы чирикают, щебечут. Начинают вить гнезда и откладывать яйца. Затем из яиц появляются птенцы.
  5. Просыпаются после долгой зимы звери: медведи, ежи, барсуки.
  6.  Заяц, волк, лиса, белка «меняют свои шубки».
  7. Люди надевают весеннюю одежду, начинают копать, сеять и сажать.

Воспитатель:  Весна приходит постепенно. У меня много картинок, все они лежат в беспорядке, их надо разложить в определенной последовательности, так, как наступает весна: начиная от ранней весны и заканчивая поздней. Игра так и называется – «Собери правильно».

(Дети коллективно выполняют это задание.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно.

Весну издавна  любил народ. Люди называли ее « Весна - красна». О весне многие художники писали замечательные картины, многие композиторы сочиняли  музыку, и великие поэты слагали стихи. Давайте с вами расскажем наиболее полюбившиеся стихотворения.

                        Уж тает снег, бегут ручьи,

                        В окно повеяло весною.

                        Засвищут скоро соловьи,

                        И лес оденется листвою.

                        Чиста небесная лазурь,

                         Теплей и ярче солнце стало

                         Пора метелей злых и бурь

                         Опять надолго миновала.

                                                       И. Плещеев

                      Растекайтесь, ручьи, разливайтесь лужи!

                      Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

                      Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

                      Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник!

                                                        С. Маршак

Воспитатель: Молодцы.  А теперь отдохнем и поиграем в игру « Хрустальный шарик».  Ребята, встаньте в    круг. Будем передавать хрустальный шар из рук в руки и называть «красивые» слова…

Воспитатель: "Весна какая?"

(Предполагаемые ответы: шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, ликующая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, голубая, волшебная, шумная, изумрудная, хрустальная, яркая, светло-зеленая, светло-голубая, лучезарная, загадочная, скользкая.)

Воспитатель: День какой?

 (Предполагаемые ответы: весенний, солнечный, теплый, длинный, дождливый, мрачный, хмурый, ясный, безоблачный, облачный…)

Воспитатель: Солнце какое?

 (Предполагаемые ответы: весеннее, теплое, ласковое, доброе, лучистое, лучезарное, яркое)

Воспитатель: «Небо какое?»

(Предполагаемые ответы: лазурное, ясное, голубое, облачное, безоблачное, высокое, чистое)

Воспитатель: Ребята, мы отдохнули, поиграли, а сейчас подойдите каждый к своему стульчику и посмотрите – какая картинка наклеена. Эти картинки помогут нам разделиться на две команды.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, у кого наклейка с птичкой, подойдите к столу с изображением птички. А у кого цветочек, соответственно к столу с изображением цветочка.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Итак, ребята. Сейчас мы с вами представим себе, что мы необычные ребята из детского сада, а настоящие писатели. А писатели, что делают?

Предполагаемые ответы: Придумывают, сочиняют, составляют рассказы.

Воспитатель: Правильно. Из каких частей состоит рассказ? С каких слов начинается рассказ? Предлагаю составить коллективный рассказ по картинке, слушайте  друг друга, чтобы не повторяться. В помощь вам будет дана схема, она ваш помощник.

Звучит музыкальное произведение « Времена года», музыка П.И. Чайковского

Воспитатель: А теперь послушаем ваши рассказы.

Дети начинают рассказывать.

По ходу рассказа воспитатель делает пометки в тетради, если дети допускают ошибки в построении предложений. Позже выясняем, как должно звучать предложение или слово.

Воспитатель интересуется у ребят, получился ли, по их мнению, коллективный рассказ.

Воспитатель: Вы, ребята, только что были писателями. А теперь я предлагаю вам стать  волшебными  художниками и написать  картину о весне. Я буду вам загадывать загадки, а  отгадки будут появляться на экране.

1. В дверь, в окно стучать не будет

    А взойдет и всех разбудит. (солнышко)               

2. Посмотрел я утром ввысь-

    Горы в небо поднялись!

    Эти горы не стоят,

    А летят, летят, летят. (облака)

                 

3. Не зверь, не птица,

    Под снегом таится.

    Весна придет –

    Побежит, запоет. (ручей)

               

4. Из-под снега расцветает,

    Раньше всех весну встречает. (подснежник)                 

5. Она полна капели и  пахнет весной. (сосулька)       

6. Ой беда! Ой беда!

    Тает снег, кругом вода!

     Не наденешь валенки,

     На снегу ….       (проталинки)

7. Синяя сосулька плачет,

    Но от солнца нос не прячет.

    И весь день под птичью трель

    Кап- кап- кап звенит….(капель)     

8. По весне к нам с юга мчится

    Черная, как ворон, птица.

    Для деревьев наших врач –

     Ест букашек разных…(грач)         

9. Вот сидит на ветке
   Маленькая почка,

    Ждет тепла и света,

    Чтобы стать …(листочком)      

10. Здесь на ветке чей- то дом

      Ни дверей в нем, ни окон,

      Но птенцам там жить тепло.

      Дом такой зовут…           (Гнездо)

Воспитатель: Молодцы, посмотрите - какая чудесная весенняя картина у нас получилась.  

Заключительная часть: На этом наше увлекательное занятие подошло к концу. Вам понравилось? Трудные ли были задания? Молодцы, вы справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Приметы матушки-зимы"

Занятие позволяет: -учить понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок; -развивать связную речь детей, формировать навыки творческого рассказа по картине; -закреплять приметы зимы; -воспи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЗИМА"

Развитие речи. Тема: «Зима».Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...