Развитие диалогической речи детей с ОНР как средство формирования коммуникативной компетентности.
методическая разработка по развитию речи по теме
Комплексное, систематическое обучение навыкам общения с использованием речевых ситуаций, ролевых игр оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей с речевой патологией и повышает эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление общего недоразвития речи и формирование коммуникативной компетентности дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фоминых Татьяна Владимировна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Антошка», г. Абакан
Развитие диалогической речи детей с ОНР как средство формирования коммуникативной компетентности.
Одной из важных задач педагогической деятельности является воспитание социально - активной личности ребенка путем приобщения его к общепринятым нормам и правилам взаимодействия с людьми через развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативной компетентности. Дети с ОНР являются особой группой детей, у которых формирование и развитие коммуникативной компетентности затруднено. Несформированность всех компонентов речи, недостаточная речевая активность, критичность к своему речевому дефекту оказывает отрицательное влияние на процесс общения.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, в том числе связной речи, которая, и прежде всего ее диалогическая форма, является ведущим средством общения.[6]
Важность развития диалогической речи у детей, по мнению Ф.А. Сохина, обусловлена тем, что «связность монологической речи начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения…Диалог - первая школа развития связной монологической речи ребенка (и вообще активизации его речи)».[7, с.8] Важность данной задачи признается и другими ведущими специалистами в области отечественной методики (А.Г. Арушанова, А.О. Бизикова и др.), и современными программами. В методической литературе отмечается низкий уровень усвоения данной формы речи даже детьми старшего дошкольного возраста.
Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.
Учитывая новые подходы к определению содержания процесса развития диалогической речи у дошкольников, мы в своей работе используем разнообразный игровой материал: инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами. «Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.».[1, с.15] Литературные произведения для игр-инсценировок подбираем таким образом, чтобы с их помощью можно было научить детей говорить в диалоге реплики по очереди, придерживаться темы разговора, а также научить другим правилам ведения диалога и правилам речевого этикета. Речевые диалоги разных авторов, потешки, народные речевые игры, русские народные сказки являются тем речевым материалом, который мы используем для развития диалогической речи дошкольников. Для инсценировок используем русские народные сказки: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» и другие. Различные виды театра - кукольный театр, пальчиковый театр, настольный театр, драматизация, позволяют детям с речевой патологией преодолеть речевой негативизм и развить приобретенные коммуникативные навыки.
Принцип комплексно-тематического планирования работы с детьми позволяет подобрать дидактический материал для развития диалогической речи детей определенной лексической тематики. Например:
Лексическая тема: «Дикие животные» (старшая группа)
1. Беседа по теме «Дикие звери наших лисов» с опорой на предметные картинки. Цель: развивать умение задавать вопросы и отвечать на них.
2. Игра «Назови родителей». Цель: упражнять детей в словообразовании взаимодействуя друг с другом. Ход игры: Один из игроков берет картинку с изображением животного и, образовывая слово, называющее его детеныша, побуждает товарищей назвать его маму или папу. Ребенок, к которому он обращается, должен в одном случае от наименования мужского рода образовать название животного женского рода, в другом случае — наоборот. При правильном ответе данный игрок берет следующую картинку и продолжает игру.
3. Заучивание потешки. Цель: вырабатывать интонационную выразительность речи, читая по ролям.
- Что ж ты, еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
4. Диалог «Лиса и волк»
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего, идут дела, голова ещё цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки. Как, лиса, твои дела?
- На базаре я была.
- Что ты так устала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной!
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
Б. Заходер
5. Подвижная игра «Гуси-гуси». Ход игры: Ведущий ведет диалог с «гусями». «Гуси» бегут к дому, «волк» бросается ловить их. «Гуси» собираются в «домике». Пойманный становиться «волком». Игра повторяется.
- Гуси-гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, идите!
- Нам нельзя.
- Почему?
- Серый волк под горой –
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
5. Драматизация сказки «Колобок». Цель: развивать способность к межличностному взаимодействию, развивать умение импровизировать в ситуации общения.
Комплексное, систематическое обучение навыкам общения с использованием речевых ситуаций, ролевых игр оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей с речевой патологией и повышает эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление общего недоразвития речи и формирование коммуникативной компетентности дошкольников.
Список литературы:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. - М.: Изд-во «Скрипторий - 2003», 2008.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2004.
- Гомзяк О.С. развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫательная программа дошкольного образованияПод ред. Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада./ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и де...
Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи
Театрализованная деятельность в детском саду...
Презентация проекта на тему: "Развитие диалогической речи младших дошкольников, как средство формирования коммуникативной компетентности."
Развитие диалогической речи младших дошкольников....
Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников
Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...
"Давайте, поиграем" игра как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников
Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание друг друга....
Развитие связной речи как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников
Ни для кого не секрет, что речь – это средство общения между людьми. Умение общаться является неотъемлемой частью жизни каждого человека, залогом его успешной социализации....
Семинар-практикум "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников".
ldquo;Ввести ребёнка в мир человеческих отношений— одна из важных задач воспитания личностиребёнка дошкольного возраста”В. А. Сухомлинский...