Воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников
консультация (развитие речи, старшая группа) на тему

Яковлева Ольга Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_starshaya.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержание излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания пользоваться всеми языковыми средствами.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и т.д. нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей среды – неотъемлемые условия для современного и правильного формирования звуковой культуры речи. О.И.Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи воспитания у детей четкого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, согласно номам орфоэпии русского языка, воспитания отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитания выразительности детской речи».

В процессе  воспитания у детей звуковой культуры речи в нашем детском саду решаются задачи: формирования у детей правильного звукопроизношения, в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость произношения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т.д.).

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха у дошкольников. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

  1. Развитие восприятие речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи;
  2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирования произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д)

Основным направлением в воспитании звуковой культуры речи является формирование правильного звукопроизношения – способность правильно воспроизводить звуки родного языка.

В средней группе мы закрепляли произношение гласных звуков, согласных: м, м’, п, п’        ,б, б’, н, н’, д, д’, т, т’, ф, ф’, в, в’.         А также проводилась работа по уточнению и закреплению свистящих звуков с, с’, з, з’, ц, затем шипящих : ш, ж, ч, щ и звуков л, л’, р, р’.

При ознакомлении с новыми звуками  мы использовали сначала различные звукоподражания: гудение комара – звук з, жужжение жука – звук ж, уточняли их артикуляцию, затем проводили игры и упражнения на развитие у детей умения узнавать и слышать знакомый звук в словах, т.е. предлагались задания на развитие фонематического  восприятия. Следующим этапом было закрепление звуков в словах. Для этого нами использовались игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звуков голосом упражнялись в четком и правильном произношении звуков, а также учились определять наличие звука в слове на слух. Например, среди игрушек нужно было выбрать и назвать ту, в названии которой есть звук С: собака, кошка, лиса, медведь. Закрепление правильного произношения осуществлялось в процессе произношения фраз, чистоговорок, небольших стихотворений, загадок.

В старшем дошкольном возрасте обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. Основную работу по развитию произносительной стороны речи и фонематического восприятия в старшей группе мы проводили опираясь на дифференциацию следующих  пар звуков с-з: с –ц; ш-ж; ч –щ; с - ш; з –ж; ц - ч; с’ – щ, л –р. Сначала мы учили различать звуки внутри одной группы (например, свистящие: с, з, ц). затем разные группы (свистящие и шипящие), в мае мы планируем отработать звуки л –р. Нами проводилась работа по дифференциации этих звуков на слух и в произношении одновременно с их уточнением и закреплением особенно у тех детей, у которых они еще недостаточно четко сформировались (Маша Л, Маша Г, Аня Т.)

В начале мы сообщали детям с какими звуками им предстоит работать (используя игры или игровые упражнения). Затем упражняли детей в различении изолированных звуков на слух. Например, при дифференциации звуков с и з предлагалось поднять руку, когда дети услышат звук с, и хлопать в ладоши, когда дети услышат звук з. затем мы обучали умению различать звуки в словах, правильно произносить их, не смешивая. Выполняя игровые упражнения, дети поочередно произносить слова с дифференцируемыми звуками, выделяя их голосом.

Также мы упражняли детей вычленять из фраз слова с одним из дифференцируемых звуков, потом усложняли задание, предлагая поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так например, при дифференциации звуков с и з учили детей сначала в вычленении из фраз слов, в которых есть звук с в начале, в конце и середине слова: «Нина подарила Соне куклу», «По дороге едет автобус», «Рома чинит колесо», а потом звук з. затем произносили предложения, включающиеся в себя оба звука в определенной последовательности: сначала слово, в котором есть звук з, потом со звуком с. Постепенно количество слов с дифференцируемыми звуками увеличивалось, при этом подбирались слова, относящиеся к разным частям речи. При обучении детей умению правильно произносить смешиваемые звуки подбирались фразы, насыщенными звуками, требующими их четкой дифференциации. Нами предлагались чистоговорки, дети упражнялись не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции, нужной громкости голоса, темпа речи.

Мы отрабатывали правильное звукопроизношение и умение дифференцировать звуки  при ознакомлении с грамотой. В начале года мы учили  вычленять каждый звук из слов, состоящих их 3-х звуков (лук, дом, лес), указывали последовательность звуков в слове. Затем мы обращали внимание детей на то, что в этих словах есть звуки, которые можно петь, тянуть, указывали, что рот при произнесении их широко открыт. Такие звуки называли гласными и обозначали их красным цветом. Умение узнавать и называть гласные звуки мы закрепляли в дидактических играх. Так при произношении гласного звука воспитателем, дети должны были хлопнуть в ладоши, поднять руку вверх и т. д.

В последствии мы стали усложнять задания, давая детям проводить в начале совместно с педагогом звуковой анализ слов, состоящих из 4-х звуков (аист, роза, гуси). Здесь мы обращали внимание на то, что в словах встречаются и другие звуки, которые нельзя тянуть, петь, при  произношении губы, зубы, язык могут мешать , отмечая артикуляцию звука. Эти звуки называли согласными. Мы учили не только находить  эти звуки, но и подбирать им пару. Так нами проводились дидактические игры « Подбери братца», «Найди пару», где дети учились подбирать твердые и мягкие согласные звуки. Твердые согласные звуки мы обозначали с детьми синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым. Умение различать твердые и мягкие согласные звуки мы воспитывали при проведении игр «Назови слово с заданным звуком», « Поймай конец и продолжай» «Домики для звуков».  В конце года  мы разбирали слова из 5-ти звуков (мышка, мишка). Отрабатывали умение определять твердые, мягкие согласные звуки, гласные. Учили вычленять звук, на который падает «молоточек» (ударение). Отмечали, что ударные звуки бывают только гласные и только одна в слове. Нами проводились игры «Назови слово с ударным звуком (а, о, и), «Назови ударный звук». Ударные звуки мы помечали черной фишкой.

При знакомстве с грамотой совершенствовали речевой слух, нами предлагались детям небольшие потешки, стихотворения, дидактические игры, где нужно было определить, какой звук потерялся, заблудился.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществлялась нами и в других деятельностях: при ознакомлении с художественной литературой, при пересказе произведений мы совершенствовали интонационную выразительность речи детей. В музыкальной деятельности обращали внимание во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.

Закрепление правильного звукопроизношения проводилась нами и в повседневной жизни. Так в утренние часы мы проводили артикуляционную гимнастику, уточняли и закрепляли в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты упражняли детей в отчетливом произношении слов, где главным примером  являлась наша речь. При организации дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых, словесных игр обращали внимание детей на проговаривание слов до конца, а потом только начало действия.

В марте в нашей группе провел обследование детей логопед, где выяснилось, что у 9 детей звукопроизношение не достаточно правильно сформировано. Таким детям и их родителям было предложено перейти в логопедическую группу.

Также мы провели консультации, беседы с родителями, где мы давали рекомендации по формированию правильного звукопроизношения. Была создана папку – передвижка,с указанием артикуляционной гимнастики и рядом советов.

В следующем году мы планируем продолжать работу по воспитанию звуковой культуры речи, пополнить дидактическими материалами уголок развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе»

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» на 2015-2016 учебный год.Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны.Тема: «Воспита...

Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников.

Консультация для воспитателей и родителей...

Воспитание звуковой культуры речи у детей-дошкольников.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной комму...

Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». В...

Воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников

Консультация для родителей старших дошкольников по речевому развитию...

Задачи и этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и...