игры - развлечения с пальчиками
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Стецюк Ольга Петровна

В статье говорится о важной роли пальчиковых игр в развитии речи  детей, а также я делюсь опытом работы с детьми младшего возраста .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-razvlecheniya_s_palchikami.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Игры-развлечения с пальчиками.

Развлечения необходимы во всех группах детского сада: они действуют на эмоции детей, вызывая веселое оживление, смех, желание принять участие в общей радости.

Из всех форм развлечений в детском саду самое доступное, а в младшей группе, пожалуй, самое эффективное - это так называемые малые формы развлечения. Сюда относятся игры с ладошками, пальчиками, театр « пяти пальцев» и др.

Созданные народной педагогикой эти игры не новы. Опыт показал, что использование их в работе с детьми дает прекрасные результаты и особенно облегчает работу с малышами на первых порах поступления в детский сад, когда они еще не умеют играть и заниматься вместе.

Эти игры. Развлекая и веселя ребенка, помогают ему легче оторваться от матери, скорее освоиться в новой обстановке и привыкнуть к новой воспитательнице. Няне, товарищам. Они помогают воспитательнице организовать и привлечь к себе как отдельных детей, так и весь коллективу группы. По своему характеру эти игры очень просты и не требуют большой предварительной подготовки.

Расскажу о том,  как я использовала игры с пальчиками в своей работе.

Для проведения этих игр я изготовила прежде всего головки, которые надевала на кончики пальцев. Сделать их очень просто: нарисовать или вырезать головки из старых книг, журналов и т. п., наклеить на картон или материю для прочности; пришить резинку, петлю из ниток, и игрушка готова. Кроме головок людей, птиц , животных, мы надевали иногда на пальцы различные шапочки, колпачки, бантики и т. д. для украшения головок.

Эти дополнительные наряды радуют детей и повышают их интерес к играм. Техника показа также не сложна: надев на палец головку, можно действовать.

Чем меньше дети, тем больше успеха имеют эти игры.  Потому, что они просты, понятны и доступны каждому ребенку,  следовательно, и очень интересны для него.

Эти игры я использую в работе с малышами систематически, широко и как форму развлечения, и для закрепления у детей знаний и навыков правильной, четкой речи, приобретенных на занятиях по родному языку. Игры создают особую близость и теплоту между ребенком и воспитателем; ребенок начинает любить воспитателя не меньше своих родных и близких. Он охотно дает перебирать свои пальчики, просит, чтобы воспитательница с ним поиграла.

Эти игры и игрушки особенно широко я использую первое

время, вначале года, во время утреннего приема детей. Например, встречая малыша я, надев на пальцы головки мальчика, здороваюсь с ним: «Здравствуй, здравствуй. Как тебя зовут? А меня зовут Большой, а меня Указательный, а меня Средний, А меня  Безымянный, а меня Мизинчик», тараторят пальчики- мальчики. «А ты кто?»- « Вова» и т.д. Иногда « Мишенька » (головка на пальчике) зовет малыша в группу: «Пойдем играть: у нас много игрушек».

«Дети, пойдемте ручки мыть.  Пойдем, Маша, пойдем, Катя, пойдем, Сема,  пойдем  Арина, Миша, Лера,  Саша», -  подходя к каждому, зовет Красная Шапочка (головка на пальчике) и дети весело идут умываться.

Большую игрушку не всегда можно носить с собой, а маленькие головки на резиночках, петельках, легко надевающиеся на палец, всегда могут находиться в кармане, коробке, в руке воспитателя: красочностью, миниатюрностью, иногда «неожиданным» появлением и вмешательством они особенно подкупают малышей. К тому же индивидуальная форма обращения для малышей, привыкших дома жить индивидуально и часто быть в центре  внимания (так как многие единственные дети в семье), на первых порах имеет большое значение. «Пусть меня Зайчик проводит»,- просит Настя, уходя домой, Зайчик «провожает» Настю.- « А потом он будет встречать меня, да?»- « А ты придешь к нам опять?» спрашиваю я, желая проверить впечатление от детского сада у новой девочки, утром неохотно идущей в сад.- «А Зайчик встретит меня опять?» - снова спрашивает она.- «Встретит, приходи»- « Я приду», -улыбаясь ,говорит Настя. – «До свидания», - машет Зайчику рукой и уходит.

Утром я, помня вчерашний разговор, встречая Настю с Зайчиком, им она весело и охотно идет в группу, разговаривая с ней. А в дальнейшем она так привыкла к детскому саду, что не скучала по дому. Она любит играть в «пальчики», прося показать всех. «Кто у Вас  в коробочке живет? Покажите» - И я охотно исполняю ее просьбу.

Чтобы вызвать детей на разговор, чтобы заставить их петь, танцевать, я также часто применяю пальчики. Мишка, Зайчик, Красная Шапочка, Буратино, Петрушка и др. персонажи поют, читают стихи. Или Мишка «просит»: «Сашенька, попляши!»  Саша выходит танцевать, а за нею идут и другие желающие дети. А Даниил говорит: «Я петь умею»,- и поет про серенькую кошечку, которую дети научились петь на музыкальных занятиях.

Вначале я чаще использую игры на пальчиках для разговоров и шуток с детьми непосредственно в повседневной жизни, как рассказала выше. Но постепенно перехожу к самому увлекательному из развлечений малышей - к театру пальчиков: надеваю на пальцы различные(нарисованные и вырезанные) головки людей, животных, зверей и прочих персонажей и инсценирую небольшие сказки, отрывки из сказок, стишки, песенки, шутки,  прибаутки,  потешки, загадки. Например:

«Ладушки, ладушки, где были?- У бабушки».

«Ладошки, ладошки, звонкие хлопошки».

«Коза рогатая».

«Пальчик- мальчик, где ты был?».

«Один. Два, три, четыре, пять, пошли пальчики все спать».

«Стук, стук, кто тут?».

«Пустите ночевать».

Эти игры увлекают и веселят детей, вызывают желание самим активно играть, организуют их и подводят к другим подвижным и творческим играм и занятиям.

В младшей группе, где работа вначале проводится индивидуально и небольшими подгруппами, эти игры очень удобны. Кроме того, в конце года в младшей группе, (а в средней и старшей группах в течение всего года), их можно использовать для самостоятельных игр.

От простейших игр с пальчиками мы переходим к играм – потешкам, где главным образом используется разговор в форме вопросов и ответов, например: «Кисонька - Мурысанька».

Эта игра вызывает смех и веселье у детей. Вначале воспитательница сама рассказывает про Кисоньку, а потом только спрашивает, а дети, кто запомнил и желает отвечает за кисоньку. В дальнейшем воспитательница просит кого – либо одного из детей рассказать потешку или ответить на ее вопросы. И обычно дети не только охотно отвечают, но и сами просят поиграть с ними, или посмотреть, как они играют в «Кисоньку - Мурысаньку», или другие знакомые им потешки. Например «Заинька, где ты был?» или «Загорелся Кошкин дом» и др. Эти игры дети очень любят, быстро запоминают и охотно повторяют, также используют непосредственно в творческих играх. Игры с пальчиками и игры - потешки, песенки, прибаутки и загадки, используемые воспитателем в «театре пальчиков», дети охотно повторяют сначала за воспитателем, а затем самостоятельно. Это способствует развитию памяти, выразительности речи в обычном разговоре и при чтении стихотворений, обогащает словарь детей.

Много интересных игр можно провести с пальчиками. Эти прекрасные игры. Построенные на работе воображения, являются достоянием народной педагогики.

Игры в « Сороку», в «ладушки», «Зайчики» и др. широко применялись в воспитании нашими бабушками и прабабушками.

 Несложные движения. Простые доходчивые слова, четкий ритм - все это вместе взятое благотворно влияет на нервную систему ребенка и делает игры с пальчиками действенным воспитательным средством. Эти игры хороши тем, что они не требуют от детей никакой специальной подготовки, материалов, могут быть по условиям работы сокращены до минимума или же распространены. Они очень помогают воспитателям занять детей во время короткого отдыха, вынужденного ожидания и пр.

Игры с пальчиками носят двоякий характер – с одной стороны, это свободная импровизация, с другой, -  народные потешки типа «Сорока», «Ладушки» и пр. Несмотря на свою несложность и простоту, эти игры интересуют не только малышей, но зачастую и старших.

И так, в первые дни пребывания в детском саду, игры - потешки важны как средство, вызывающее радостные эмоции, как  средство отвлекающее от тоски по привычной семейной обстановке, по маме. Игры – потешки приучают малыша к детскому саду, к детям, к воспитателям и няне.

В дальнейшем – это средство сделать жизнь ребенка разнообразней и веселей, чаще вызвать шутки , смех, активное  участие в играх и разговорах.

Эти игры важны и как средство закрепления знаний и навыков речи, приобретенных на занятиях по родному языку, так как являются непосредственными и непринужденными упражнениями детей в разговорной речи, чтении стихотворений и пении.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов» .

«Линна – Пресс», 2005г.

Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастик для развития речи дошкольников» М. АСТ 2002г.

 

 

         

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей. <<играем ручками и пальчиками под фольклор>>

Конспект семинар – практикум для родителей«Играем  ручками и пальчиками под фольклор»...

Игры для маленьких пальчиков

Практический материал для проведения родителями пальчиковых игр с 2-3х летними малышами....

Игры-сказки с пальчиками.

  Дидактические ситуации...

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

Развлечение "Озорные пальчики" ясельная группа

Развлечение для маленьких детей...

Развлечение Озорные пальчики. Апрель 2024г.

Цель:  Развивитие  мелкой моторики  рук.Задачи:1. Закрепить знакомые пальчиковые игры.2. Прививать интерес к сказочным героям.3. Доставить детям радость....