Малые формы фольклора
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_folklor_i_formirovanie_rechi1.docx | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
(из опыта работы)
Искусство народа, или фольклор (народное знание или народная мудрость) глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.
К малым формам фольклора относятся: потешки, песенки, прибаутки, поговорки, пословицы, скороговорки, считалки, загадки, чистоговорки.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком и развивают звуковую культуру речи детей.
День для ребенка в детском саду насыщен, содержит множество режимных моментов, для осуществления которых, необходимо сформировать установки как некий алгоритм действия, который преобразуется в навыки, знания и умения, а именно:
- При выполнении трудовых поручений всегда стараюсь разучить с детьми пословицы о труде.
Например: «кто любит трудиться, тому без дела не сидится», «терпение и труд все перетрут», «труд кормит, а лень портит». Это побуждает детей к действию и вызывает положительные эмоции.
2. Во время еды – «когда я ем, я глух и нем», « кашу маслом не испортишь».
3. При одевании на прогулку – «поспешишь - людей насмешишь».
4. На прогулке использую пословицы и поговорки о природе, погоде.
Например: о временах года – «декабрь год кончает, зиму начинает», о погоде - « береги нос в большой мороз», народные приметы – «увидел грача- весну встречай».
5. При умывании говорю- «водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок», « чисто вымыли носы, все ребята молодцы».
6. При укладывании спать использую – спокойные, настраивающие на сон, отдых – « утро вечера мудренее», «сонливый и ленивый – два родных брата».
7. При расчесывании повторяю детям – «уж я косу заплету, уж я косу заплету, я плету, плету, приговариваю: « ты расти, расти коса – всему городу краса».
8. Во время зарядки – «в здоровом теле - здоровый дух».
Особое значение имеет использование малых фольклорных форм в совместной деятельности, при проведении которых ставятся обучающие задачи по формированию звуковой культуры речи детей.
Можно выделить следующие задачи:
1.Формирование правильного произношения звуков.
2. Выработка дикции.
3.Работа над орфоэпической правильностью речи.
4.Формирование темпа речи и качеств голоса.
5. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.
6.Воспитание выразительности речи.
7.Воспитание культуры речевого общения.
8. Развитие речевого слуха и дыхания.
Малые фольклорные формы использую на коррекционных и индивидуальных занятиях по заданию логопеда, для закрепления правильного произношения звуков, активизации словаря, развития голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия.
Использование малых форм фольклора дает мне возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его провести игру с коротким конкретным заданием: «повтори, запомни, назови» и требую от детей быстрой реакции, четкого ответа, внимания.
Самая главная цель состоит в том, что ребенок не просто механически повторяет слова с изучаемым звуком ( автоматизируемым), а думает над значением слова, эмоционально оценивает и воспринимает речевой материал.
Систематически включаю в занятия чтение скороговорок, чистоговорок, потешек, долгоговорок, что способствует совершенствованию речевого аппарата детей.
Учитывая огромный интерес к загадкам, использую их на занятиях, давая информацию познавательного характера, как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании, в организации их досуга.
У детей, пришедших в наш детский сад в старшую группу в прошлом году с различными дефектами речи, у которых наблюдалась не четкая, плохо развитая речь, при которой ребенок слабо артикулирует звуки, неправильно произносит отдельные звуки, переставляет или пропускает звуки и слоги в слове.
Планомерно работая индивидуально и по подгруппам с детьми по заданию логопеда, я сначала знакомлю их с различными видами фольклора малых форм. Знакомства с устным народным творчеством играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, его речь. Это ценное средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Хорошо подобранные, с выразительностью рассказанные потешки, прибаутки, помогли установить контакт с детьми, вызвали у них положительные эмоции, так как соответствовали уровню развития детей, были им понятны. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети стали приобщаться к красоте и самобытности русского слова.
Чтение детям потешек, песенок, прибауток обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.
Для совершенствования дикции детей использую чистоговорки, скороговорки. Сначала вызываю для повтора детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом детей даю указания говорить четко, медленно.
После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, подгруппой, затем вновь индивидуально. Если дети запомнили текст, то я усложняю задание, предлагаю произнести громче или тише, не меняя темпа, затем меняем темп произношения.
Если скороговорка состоит из нескольких фраз ее интересно повторить по ролям: первая роль «Карл у Клары украл кораллы», вторая роль - «Клара у Карла украла кларнет».
Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание. При повторении скороговорок прошу ребенка повернуться к детям лицом, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивая ответ (обязательно положительный) указываю на степень отчетливости произношения, правильность движений, артикуляторного аппарата.
Старшую группу детей знакомила с пословицами и поговорками, затем мы заучивали их, учились понимать их значение и смысл. В подготовительной группе стала усложнять задания. Например: предлагала отгадать пословицу по картинкам ( есть подборка) или игра «что случилось?», «звук заблудился», «буква заблудилась».
«Пословица, тебя мы знаем, ну не такою ты была, неужто буква озорная вновь чье-то место заняла». «Два сапога т (п)ара, (есть подборка),
«у(м)с хорошо, а два –лучше».
Отгадай загадку по картинке. Отгадай зашифрованную скороговорку по картинке.
Провожу соревнования детей по скороговоркам, (на звание чемпиона группы или по типу испорченного телефона). Детям очень нравятся такие задания и они с огромным удовольствием включаются в игру.
Мой опыт работы показывает, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребенка к фольклору.
Народное творчество благодаря своим замечательным свойствам дает ни с чес несравнимые возможности для всестороннего развития детей.
От того, каким было детство ребенка, в какой эмоциональной среде он находился, кто и как вел ребенка к истокам фольклора, во многом зависит мировосприятие человека, его отношения к общечеловеческим ценностям, характер человека, его судьба.
С Уважением, Набиева Т.Ф.
Набиева Тунзала Фариз кызы, воспитатель ГБДОУ детский сад № 20
Красногвардейского района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план знакомства с малыми формами фольклора
Перспективный план использование малых форм фольклора...
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста"
Полная работа по данной теме...
План работы по ознакомлению детей 1 мл.гр.с малыми формами фольклора
План сформирован с учетом режимных моментов. Составлен из доступных детям данного возраста потешек....
Сборник малых форм фольклора
Сборник составлен для ознакомления детей с малыми формами фольклора....
« ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА »
Педагогический опыт....
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.
В статье описано влияние малых форм фольклора на развитие образной речи....
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста
Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...