Проект "Говорим с ребенком на языке игры"
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_proekt.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Говорю с ребенком на языке игры»
с детьми подготовительной к школе группы
(приемы критического мышления в развитие речи)
Подготовили: воспитатель Костенко Е.С
воспитатель Присада Е.А.
2014г
Цель проекта:
использование технологий обучения дошкольников основам критического мышления;
определение оптимального использования стратегий критического мышления для организации педагогического процесса дошкольников
Задачи проекта:
- Выявить особенности «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии.
- Обосновать возможность применения технологии «Развитие критического мышления» в процессе обучения дошкольников.
- Обеспечить создание основных направлений дошкольного обучения критическому мышлению.
- Представить конспекты с применением технологии развития критического мышления.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы, педагоги дополнительного образования.
Сроки выполнения проекта:
Начало:20 января 2014г.
Окончание:31 января 2014г.
Продолжительность: краткосрочный, две недели
Объект исследования:
процесс развития речи и мышления детей подготовительной к школе группы
Предмет исследования:
Приемы критического мышления в развитие речи старшего дошкольного возраста
Предполагаемые результаты в отношении детей:
- пополнение и активизация словарного запаса детей;
- развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;
- формирование целостности окружающего мира;
- умение договариваться и работать слажено;
- умение обратиться к взрослому с вопросом;
- умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;
- умение обрабатывать собранный материал;
в отношении родителей:
- повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей подготовительной к школе группы приемами критического мышления.
Новизна проекта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
1.Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.
2.Комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе»; тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет критическое мышление в развитии речи и мышления ребенка.
Технология «Развитие критического мышления» возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В основу её положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка.
Точного определения термина «критическое мышление» не установлено ввиду неполной изученности вопроса. Критическое мышление называют по-другому правильным или продуктивным мышлением. Критическое мышление включает в себя:
1.Аналитическое мышление.
2. Ассоциативное мышление.
3.Самостоятельность мышления.
4. Логическое мышление.
5. Системность мышления.
Мышление ребёнка дошкольного возраста формируется в педагогическом процессе.
Как же можно тренировать или развивать критическое мышление? Применяя на практике методы и приемы критического мышления, мы тем самым содействуем его развитию у детей дошкольного возраста
Описание проекта:
Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:
в отношении детей:
- через их совместную работу по поиску и сбору информации;
- по умению анализировать и систематизировать информацию;
- по умению общаться со сверстниками и взрослыми;
в отношении родителей:
- через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;
- через активное участие в предлагаемых формах работы.
Этапы реализации проекта:
- Первый этап организационно-подготовительный
- Второй этап практический(реализация намеченных планов)
- Третий этап заключительный
Организационно-подготовительный
- определение цели и задач проекта.
- изучение необходимой литературы ,
- подбор методического материала.
- разработка тематического плана для реализации проекта.
Практический
- Работа с детьми
- Совместная работа со специалистами ДОУ
- Организация работы с родителями
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.
В данном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления (Приложение №1)
- Сравнение жанров литературы и осмысление характеристик литературных жанров. На этапе повторения и активизации знаний для изучения новой темы. Сравнение рассказа и сказки. Сходство: герои, текст, книга, буквы, предложения, начало и конец. Различие: авторы, волшебство, животные разговаривают, настоящее.
- Активизация и графическая организация знаний детей по теме.
- Активизация знаний по теме «Профессии». –
- «Чтение стопами» - осмысление содержания произведений, оценивание поступков героев, прогнозирование последующих событий. Тема: Чтение.
- «Ключевые слова» - развитие связной речи, формирование умения составлять предложения со словами, прогнозирование содержания произведения. Тема: Чтение.
- «Синквейн» - рефлексия по пройденной теме. Итог. «Пятистишье»
- «Свободное письмо» - обобщение по теме, свободное формулирование высказываний устно. Тема: Рассказывание
- Определение смысла произведения пословицами. - Выберите пословицу, которая больше всего подходит к нашей теме. Работа выполняется по группам.
- «Прогнозирование» - осмысление названия произведения для последующего осмысления содержания. Тема: Чтение. - Рассказ называется… Как вы думаете, о чём будет рассказ?
- «Плюс, минус, интересно» - рефлексия по теме. - Что у вас получилось на занятии? Что было интересно? Что вызывает трудности?
Заключительный этап
Анализ результатов реализации проекта.
Консультация для родителей (пособия, игры).
Изготовление буклетов, памяток.
Вывод:
В результате использования технология «Развитие критического мышления» формируются:
-связная речь;
- физическое развитие через выражение своего эмоционального состояния по поводу различных событий;
- коммуникативное развитие через использование средств устной коммуникации для налаживания отношений и взаимодействия, в словесном творчестве и высказываниях.
- познавательно – речевое развитие через интерес к окружающему миру, задавание вопросов, эксперименты, установление причинно-следственных связей, реализацию замыслов;
- художественно-эстетическое развитие через выражение своего отношения к художественным произведениям и создание индивидуальных художественных образов выразительными средствами языка;
- социально-личностное развитие через выбор адекватной альтернативы поведения и включение в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
Приложение
Практическая деятельность с детьми
№ | Названия мероприятий | Цель | Срок проведения |
1. | Игровое упражнение «Доскажи словечко» | Умение составлять логическую цепочку слов по смыслу | 20.01 |
2. | Игра «Часть речи» | Умение называть часть речи по вопросу | 21.01 |
3. | Словесная игра «Цепочка слов» | Умение выстраивать цепочку слов по заданной теме | 22.01 |
4. | Упражнение «Подбери такое же» | Учить детей работать с синонимами | 23.01 |
5. | Речевое упражнение «О ком (о чем) речь?» | Умение определять тему | 24.01 |
6. | Игра «Кто внимательнее» | Умение находить ошибки в окончаниях слов | 27.01 |
7. | Игровое упражнение синквейн на тему «Колобок» | Подбор слов по схеме | 28.01 |
8. | Игровое упражнение синквейн наоборот | Определение темы по цепочке слов | 29.01 30.01 |
9. | Синквейн на тематику «Профессия» | Умение работать по схеме | 31.01 |
Работа с родителями
№ | Мероприятие | Форма проведения |
1. | «Несколько шагов к развитию речи дошкольника».Синквейны | Наглядно- дидактический материал в уголке для родителей |
2. | «Развиваем грамотную речь» | Консультация |
3. | «Способы критического мышления в развитии речи детей» | Дидактическое пособия для родителей |
4. | «Сиквейн как средство оптимизации работы по развитию речи старших дошкольников» | Консультация (Открытый показ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей «Говорю с ребенком... на языке игры»
Памятка для родителей «Говорю с ребенком... на языке игры»...
Говорим с ребенком на языке игры
В наше время многие педагоги и психологи всерьёз выражают своё беспокойство по поводу крайне слабого развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Ведь раньше о критическом мышлении мал...
Памятка для родителей «Говорю с ребенком... на языке игры»
Есть у меня шестеро слуг,Проворных, удалых,И всё, что вижу я вокруг, -Всё узнаю от них.Они по знаку моемуЯвляются в нужде…Зовут их: «Как и почему,Кто, что, когда и где…»Р. КиплингКакого ребенка ...
Памятка для родителей "Говорю с ребенком на языке игры".
Памятка для родителей "Говорю с ребенком на языке игры"....
Говорю с ребенком на языке игры
Консультации...
Памятка для родителей "Говорю с ребенком на языке игры"
Не ждите приглашения от своего ребенка, чтобы поиграть, проявите собственную инициативу!...
Говорю с ребенком на языке игры
Вы узнаете как стать ближе к ребенку с помощью различных игр, понять его и раскрыть его потенциал...