Анализ современных методических пособий по речевому развитию.
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа) по теме
Технологические карты анализа методических пособий с речевыми играми-занятиями
для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta.docx | 69.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста | |||||
Выходные данные | Кому адресована книга | Структура методического пособия | Структура тематического цикла | Пример занятия | Педагогическая значимость пособия |
Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика- Синтез, 2006.- 104с. | Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми в возрасте 2—3 лет. Оно может быть также использовано родителями. В книге содержится практический материал, который включает в себя 30 тематических циклов, предусматривающих лексико-грамматическое и сенсорное развитие детей. | Тематический цикл «Овощи» (пятая неделя) Занятие 1 Цели. Наглядный материал. Ход занятия Игра «Огород» Речевая подвижная игра «Собираем овощи» Игра «Сварим щи» Занятие 2 Цели. Наглядный материал. Ход занятия Речевая подвижная игра «Помидор» Занятие 3 Цели. Наглядный материал. Ход занятия Игра «Спрячем овощи» Игра «Найдем овощи» Чтение с наглядным сопровождением Страшный случай | Тематический цикл «Овощи» (пятая неделя) Занятие 1 Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить отвечать на вопросы полным предложением, опираясь на образцы воспитателя. Способствовать усвоению обобщающего понятия овощи. Учить детей повторять и запоминать рифмованный текст с опорой на картинки. Наглядный материал. Сюжетная картинка «Огород» ; предметные картинки: капуста, свекла, картошка, лук, чеснок, морковь, горох; кастрюля; натуральные овощи. Ход занятия Игра «Огород» Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку «Огород», называет овощи, изображенные на ней. Потом он выставляет на наборном полотне предметные картинки и 2-3 раза проговаривает четверостишие: Посмотрите - овощи тут, Они в огороде растут: Капуста, свекла, картошка, Лук, чеснок, морковка. Воспитатель выясняет у детей, где растут овощи: «Где растет капуста ( свекла, картошка…)?» Малыши отвечают: «Капуста (свекла, картошка…) растет в огороде». Речевая подвижная игра «Собираем овощи» Воспитатель предлагает детям собрать овощи, чтобы мама сварила суп. Педагог читает стихотворение, а малыши ритмично наклоняются, изображая, как они собирают овощи. Игра повторяется несколько раз, пока дети не запомнят рифмовку. (В ходе игры рекомендуется использовать картинки.) Собираем овощи, Мама сварит щи, щи. Вот капуста, вот горох, Ох, ох, ох, ох. Игра «Сварим щи» Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут варить щи. Он раздает им овощи и предлагает сложить их в кастрюлю. Дети выполняют задание, а педагог выясняет, кто какой овощ положил в кастрюлю. Малыши хором отвечают: «Таня положила картошку. Маша положила капусту…» | Материал, содержащийся в книге, имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; формирует процесс социальной адаптации у детей, учит играть с игрушками и сверстниками. Каждое упражнение — это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Занятия проходят в облегченных речевых условиях (с использованием игрушек, различных предметов, картинок, рифмованных текстов, речевых игр, мини-спектаклей, речевых подвижных игр). |
Технологическая карта
анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста
Выходные данные | Кому адресована книга | Структура методического пособия | Структура главы методического пособия | Пример занятия | Педагогическая значимость пособия | ||||||
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб.: «Паритет», 2005 – 160с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»). | Пособие предназначено для специалистов дошкольных учреждений, педагогов, занимающихся с детьми раннего дошкольного возраста, родителей. Методическое пособие содержит сведения по развитию речи у ребенка от рождения до трех лет. В книге даны основные закономерности процесса освоения ребенком языка, показан весь путь последовательного речевого развития, рассказано об условиях, влияющих на его успешное протекание. Описаны этапы развития речи: доречевое и речевое общение. Представленные игры составлены с учетом педагогических требований и учитывают особенности каждого возрастного периода. |
| Примерное планирование занятий по развитию речи у детей третьего года жизни Типы занятий Таблица (Месяц, Неделя, Тема, Название игры, Словарь номинативный, Словарь предикативный, Словарь прилагательных) СЕНТЯБРЬ, 1 НЕДЕЛЯ «Где же наши ручки?» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры «Покажи у куклы…» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры СЕНТЯБРЬ, 2 НЕДЕЛЯ «Веселый кубик» (см. Приложение 5, с.131) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры «Семейный портрет» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Вопросы. Усложнение. СЕНТЯБРЬ, 3 НЕДЕЛЯ «Маша-растеряша» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры СЕНТЯБРЬ, 4 НЕДЕЛЯ «Магазин игрушек» (см. Приложение 5, с.133) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. ОКТЯБРЬ, 1 НЕДЕЛЯ «Капризная Маша» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. ОКТЯБРЬ, 2 НЕДЕЛЯ «Расскажи о своей любимой игрушке» (см. Приложение 5, с.135) Чему учится ребенок. Оснащение. Мнемокарта для проведения игры (находится в Приложении) ОКТЯБРЬ, 3 НЕДЕЛЯ «Зайкин огород» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. «Кукла Маша готовит салат» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. ОКТЯБРЬ, 4 НЕДЕЛЯ «Компот для Мишки» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. «Чудесная корзинка» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. НОЯБРЬ, 1 НЕДЕЛЯ «Осень золотая» (см. Приложение 5, с.137) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. НОЯБРЬ, 2 НЕДЕЛЯ «Что нам осень принесла?» (см. Приложение 5, с. 139-141) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. НОЯБРЬ, 3 НЕДЕЛЯ «Одень куклу Маню на прогулку» (см. Приложение 5, с. 143-145) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. НОЯБРЬ, 4 НЕДЕЛЯ «Маленькие портные» (см. Приложение 5, с.147) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры ДЕКАБРЬ, 1 НЕДЕЛЯ «Кошка Мурка и ее котята» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. «Кто живет в хлеву?» (см. Приложение 5, с.149) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. ДЕКАБРЬ, 2 НЕДЕЛЯ «Ощупай, угадай, назови» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. «Покорми домашних животных» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. ДЕКАБРЬ, 3 НЕДЕЛЯ «Елка наряжается, праздник приближается» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. ДЕКАБРЬ, 4 НЕДЕЛЯ «Чудесный мешочек» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. ЯНВАРЬ, 1 НЕДЕЛЯ «К Маше елочка пришла» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Вопросы. Усложнение. ЯНВАРЬ, 2 НЕДЕЛЯ «Зимние забавы» ( см. Приложение 1, с.89) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры ЯНВАРЬ, 3 НЕДЕЛЯ «Сложи в шкаф зимнюю одежду» (см. Приложение 5, с.151) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. ЯНВАРЬ, 4 НЕДЕЛЯ «Чего не хватает?» (см. Приложение 5, с. 153) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. ФЕВРАЛЬ, 1 НЕДЕЛЯ «Построим комнату для куклы Маши» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры ФЕВРАЛЬ, 2 НЕДЕЛЯ «Мебель» (см. Приложение 5, с. 155) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. ФЕВРАЛЬ, 3 НЕДЕЛЯ «Зайка - попрыгайка» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры ФЕВРАЛЬ, 4 НЕДЕЛЯ «Зайка» (см. Приложение 5, с. 157) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Вопросы. МАРТ, 1 НЕДЕЛЯ «Моя мамочка» (см. Приложение 5, с.157) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Рассказ по мнемокарте о маме МАРТ, 2 НЕДЕЛЯ «Что подарим маме?» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. МАРТ, 3 НЕДЕЛЯ «Едем, едем мы домой…» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. МАРТ, 4 НЕДЕЛЯ «Расскажи мне, для чего?..» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. АПРЕЛЬ, 1 НЕДЕЛЯ «Весна» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры АПРЕЛЬ, 2 НЕДЕЛЯ «К нам весна шагает…» (см.Приложение 5, с. 136) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры АПРЕЛЬ, 3 НЕДЕЛЯ «Купим Ванечке сапожки» (см. Приложение 5, с.138) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. АПРЕЛЬ, 4 НЕДЕЛЯ «Мамина помощница» (или помощник) Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. МАЙ, 1 НЕДЕЛЯ «Покупаем посуду для мамы и дочки» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. МАЙ, 2 НЕДЕЛЯ «Напою я куклу чаем…» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры МАЙ, 3 НЕДЕЛЯ «Прогулка по лужайке» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. МАЙ, 4 НЕДЕЛЯ «Один – много» Чему учится ребенок. Оснащение. Ход игры Усложнение. | Примерное планирование занятий по развитию речи у детей третьего года жизни ОКТЯБРЬ, 3 НЕДЕЛЯ «Маша-растеряша» Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет существительных, обозначающих игрушки (кукла, мишка, мяч, грузовая машина); формирует понятие «игрушки»; строить предложения из 3-4 слов, согласуя их в числе и падеже; употреблять предлог «на». Оснащение: кукла Маша, игрушки – мяч, мишка, грузовая машина. Ход игры: предложите ребенку пойти сегодня в гости к его любимой кукле Маше. Предоставьте ребенку возможность полюбоваться разбросанными игрушками. Спросите ребенка о том, нравится ли ему беспорядок в кукольной комнате. Выслушайте ответ. Прочтите стихотворение: Была у мамы Маша, Дочка-растеряша. Хочет с куклой поиграть– Не найти ее опять. Мяч куда-то закатился, Мишка с полочки свалился. С тобой мы к Машеньке пойдем И все игрушки соберем. Предложите ребенку помочь кукле и собрать игрушки. Предложите ребенку выслушать рассказ куклы о том, где стояли игрушки: «Мяч лежал в корзине. Мишка сидел на стуле. Грузовая машина стояла на полке». Когда порядок в кукольной комнате будет восстановлен и все игрушки возвращены на место, предложите ребенку сказать кукле : «Маша, не разбрасывай игрушки, ставь их всегда на место». | Игры и упражнения, содержащиеся в пособии, направлены на развитие речи ребенка от рождения до трех лет. От 0 до года: игры и упражнения способствуют развитию способности подражать звукам речи взрослого, развитию понимания названий предметов, развитию понимания названий знакомых движений, развитию голосовых реакций, лепету, усвоению легких для произношения слов и звукосочетаний, расширяют пассивный словарь малыша, способствуют развитию грамматических навыков. Пособие содержит игры направленные на развитие импрессивной и экспрессивной речи, игры-занятия направленные на развитие лексики и грамматики, игры-занятия, способствующие обогащению словарного запаса детей, игры-занятия по разучиванию стихов и потешек. Представленные в пособии занятия имеют интересный игровой сюжет. Игры-занятия проходят с использованием игрушек, различных предметов, картинок, рифмованных текстов, загадок, речевых игр, речевых подвижных игр. Игры-занятия проходят с использованием художественной литературы (стихотворения, потешки, сказки) и иллюстраций к сказкам. В пособии содержатся Приложения , которые используются в играх. | ||||||
Технологическая карта анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста | |||||||||||
Выходные данные | Кому адресована книга | Структура методического пособия | Структура раздела методического пособия | Пример занятия | Педагогическая значимость пособия | ||||||
Янешко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 – 64 с. | Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 1-3 лет. Оно также может быть полезно и родителям. |
| Развитие активной речи Развитие речевого подражания Занятие 1. Самолеты Цель. Ход занятия Занятие 2. Машины Цель. Ход занятия Занятие 3. Поиграем на дудочке Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 4. Поиграем на балалайке Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 5. Позвеним колокольчиком Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 6. Ехали-ехали Цель. Ход занятия Занятие 7. Баба сеяла горох Цель. Ход игры Занятие 8. Поиграем с куклой Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 9. Гости Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 10. На! Дай! Цель. Материалы. Ход занятия Приемы, способствующие развитию активной речи детей Повторение речевого материала. Паузы в речи. Вопросы. Договаривание последних слов в тексте. Использование стихотворений. Использование текстов с повторяющимися элементами. Сочетание текста с движениями. Сочетание текста с мелодией. Рифмованные загадки. Использование иллюстраций к текстам. Обыгрывание текста. Занятие 1. Петушок Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 2. Божья коровка Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 3. Гуси Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 4. Игрушки Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 5. Курочка Ряба Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 6. Репка Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 7. Айболит Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 8. Сорока - белобока Цель. Ход занятия Занятие 9. Саша Цель. Ход занятия Занятие 10. Коза рогатая Цель. Ход занятия Занятие 11. Ладушки Цель. Ход занятия Занятие 12. Бобик Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 13. Пирожки Цель. Ход занятия Занятие 14. Цыплята Цель. Ход занятия Занятие 15. Я на солнышке лежу Цель. Ход занятия Занятие 16. Антошка Цель. Ход занятия Занятие 17. Загадки про птиц Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 18. Загадки про зверей Цель. Материалы. Ход занятия | Развитие активной речи Приемы, способствующие развитию активной речи детей Занятие 2. Божья коровка Цель. Развивать активную речь детей. Материалы. Игрушечная божья коровка или ее изображение. Ход занятия Покажите детям божью коровку или ее изображение и скажите: «Это божья коровка – маленький жучок. Божья коровка умеет ползать и летать. У нее красная спинка, а на ней маленькие черные пятнышки. Смотрите, вот у божьей коровки маленькие тоненькие лапки и усики». Прочитайте малышам потешку про божью коровку. Когда дети хорошо запомнят потешку, начинайте делать паузы в конце строки, побуждая их договаривать последнее слово. Божья коровка, Черная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого. Со временем задание можно усложнить, предлагая детям договаривать не отдельные слова, а целые фразы. Божья коровка, Черная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого. | Представленные в пособии занятия имеют интересный игровой сюжет, основанный на практическом опыте детей и имеющемся у них багаже знаний об окружающем мире. Эти игры способствуют развитию слуха и дыхания, пассивной и активной речи детей. Они помогают «разговорить» ребенка, учат активно пользоваться речью в разных ситуациях. Игры-занятия проходят с использованием игрушек, музыкальных инструментов, различных предметов, картинок, рифмованных текстов, рифмованных загадок, речевых игр, речевых подвижных игр. Игры-занятия проходят с использованием художественной литературы (стихотворения, потешки, сказки) и иллюстраций к сказкам. |
Технологическая карта анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста | |||||||||||
Выходные данные | Кому адресована книга | Структура методического пособия | Структура раздела методического пособия | Пример занятия | Педагогическая значимость пособия | ||||||
Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 64с. | Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов. Пособие разработано в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду». В нем рассматриваются основные задачи, содержание и методика работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, раскрыты особенности усвоения ими звуковой стороны речи на разных возрастных этапах. |
до пяти лет) Старшая группа (от пяти до шести лет) Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Рекомендуемая литература | Формирование звуковой культуры речи детей Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года) Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет) Первая младшая группа (от двух до трех лет) Организация и методика проведения занятий Пример занятия Программное содержание. Оборудование. Ход занятия Обследование состояния звуковой культуры речи детей Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) Организация и методика проведения занятий Пример занятия Программное содержание. Наглядный материал. Ход занятия Средняя группа (от четырех до пяти лет) Организация и методика проведения занятий Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание. Наглядный материал. Ход занятия Занятие 2 Программное содержание. Наглядный материал. Ход занятия Старшая группа (от пяти до шести лет) Организация и методика проведения занятий Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание. Наглядный материал. Ход занятия Занятие 2 Программное содержание. Ход занятия Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Организация и методика проведения занятий Пример занятия Программное содержание. Наглядный материал. Ход занятия Обследование сформированности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возрасти Произносительная сторона речи Восприятие речи | Первая младшая группа (от двух до трех лет) Программное содержание: учить детей различать на слух звучание различных предметов (игра «Угадай, что звучит»), ясно и отчетливо произносить звук «и» (упражнение «Лошадка»). Оборудование: ширма, барабан, звоночек, погремушка, игрушечная лошадка. Ход занятия Воспитатель показывает игрушечные барабан, звоночек, погремушку, называет предметы и просит детей повторить слова. Когда малыши запомнят названия, воспитатель предлагает послушать, как звучат эти предметы: он играет на барабане, звенит звоночком, издает звук погремушкой и еще раз называет игрушки. Потом воспитатель устанавливает ширму, воспроизводит за ней звучания разных предметов и спрашивает: «Что звучит?» Дети отвечают или показывают предмет. Воспитатель следит за тем, чтобы малыши узнавали звучащий предмет, при воспроизведении его названия стремились говорить громко, внятно, правильно, сохраняя слоговую структуру слова. Затем он показывает детям игрушечную лошадку и предлагает послушать, какой звук она издает. Произносит протяжно и громко звук «и»: «И-и-и». Потом просит детей хором воспроизвести его. Воспитатель предлагает нескольким детям по очереди произнести этот звук, чаще вызывая тех из них, которые говорят недостаточно отчетливо. Во время занятия воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили звук чисто, громко, на одном выдохе. | Представленные в пособии занятия содержат упражнения на выработку правильного звукопроизношения, четкой дикции, навыков использования интонационных средств выразительности, развитие голосового аппарата, речевого слуха. В процессе речевых игр дети учатся отчетливо произносить гласные и согласные звуки, выделять из общего речевого потока слова с определенным звуком, произносить фразы в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко). Пособие имеет важное значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением и письмом. |
Технологическая карта анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего и младшего дошкольного возраста | |||||||||||
Выходные данные | Кому адресована книга | Структура методического пособия | Структура раздела методического пособия | Пример занятия | Педагогическая значимость пособия | ||||||
Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 160с. (Детский сад с любовью). | Адресуется воспитателям и специалистам детского сада, студентам педагогических учебных заведений. Пособие предлагает примерный вариант планирования и организации работы по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста в свободное от занятий время. Состоит пособие из четырех разделов: «Воспитание звуковой культуры речи», «Формирование грамматического строя речи», «Развитие словаря», «Связная речь». К каждому разделу прилагается содержание дидактических игр и упражнений, способствующих закреплению приобретенных знаний, умений. В приложении предлагаются примерные комплексы дыхательной и пальчиковой гимнастик; физкультминутки, народные игры; стихотворения, загадки, скороговорки; список произведений для чтения и рассказывания; сценарии развлечений. |
| СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Планирование работы Развитие предпосылок связной речи Дидактические игры и упражнения (2-ая младшая группа от 3-4 лет) Козлята и зайчик Задача. Материалы. Теремок Задача. Примечание. Подбери чашки к блюдцам Задачи. Материалы. Угощение кукол Задачи. Задания. Посади огород Задачи. Материалы. Овощи и фрукты – полезные продукты Задачи. Материалы. Вопросы. Что изменилось? Задачи. Игровое задание. Правила игры. Материалы. Вариант игры. Скажи, что делает, и что будет делать потом? Задача. Добавь слово Задача. Примечание. Что делает Наташа? Задача. Как медвежонок катался на машине Задача. Назови, что это, и скажи, какой? Задача. Объясни Буратино Задача. У кого какой зверь Задача. Встань в круг Задача. Кто знает, тот дальше продолжает Задача. Поезд Задача. | СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Дидактические игры и упражнения (2-ая младшая группа от 3-4 лет) У кого какой зверь Задача: учить детей пофразно описывать игрушку. *** Воспитатель и ребенок описывают каждый свою игрушку. Воспитатель. У меня утенок. Ребенок. А у меня цыпленок. Воспитатель. Утенок желтый. Ребенок. И цыпленок желтый. Воспитатель. У утенка большие красные лапы. Ребенок. А у цыпленка лапки маленькие и т.д. Сначала описываются игрушки, внешне похожие, отличающиеся незначительными признаками. В ходе обучения задание усложняется: используются разные игрушки: лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик. | Работа по развитию речи проходит в свободное от занятий время (в свободной деятельности; утром, на прогулке, во второй половине дня) в виде игр и упражнений. В пособии значительное место отводится использованию разных видов игр (развивающих, дидактических, игр-драматизаций, народных). Игры и упражнения направлены на воспитание звуковой культуры речи, на формирование грамматического строя речи, на развитие словаря, на развитие связной речи: диалогической и монологической. Значительное место в пособии отводится использованию художественного слова: стихотворениям, сказкам, рассказам, малым фольклорным формам. Все разделы пособия взаимосвязаны и каждый из них значим для планирования воспитательного процесса. |
Технологическая карта анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста | |||||
Выходные данные | Кому адресована книга | Структура методического пособия | Структура главы методического пособия | Пример занятия | Педагогическая значимость пособия |
Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. | Книга адресована воспитателям, родителям, а также студентам, преподавателям педагогических колледжей и институтов. Книга освещает основные вопросы раннего развития детей. Даны психические особенности и педагогические условия развития речи и мышления. Особое внимание уделено значению зрительных образов (картин) для умственного развития ребенка. | От автора Развитие речи и мышления детей раннего возраста Психические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте Ознакомление с окружающим Развитие речи Картины и картинки на занятиях с детьми О значении картинок (картин) для умственного развития ребенка Психология восприятия картинки (картины) в раннем возрасте Педагогические условия организации занятий с картинками (картинами) Методика проведения занятий с использованием изобразительного материала Конспекты занятий Приложения Приложение 1. Динамика развития мыслительных операций и речи (занятия с картинками) Приложение 2 Примерные планы занятий с картинками и картинами План занятий с детьми 2-го года жизни План занятий с детьми 3-го года жизни Список конспектов занятий Список литературы | Конспекты занятий «Магазин игрушек» (От 1 года 4 месяцев до 2 лет) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. В магазине. Часть 2. Покупка. Примечание. Часть 3. Выбор картинок по названию. Часть 4. Рассматривание «купленных» картинок. «Игрушки для Маши и Даши» (От 1 года 6 месяцев до 2 лет) Цель. Примечание. Материал. Примечание. Ход занятия Часть 1. Знакомство с сестрами Машей и Дашей. Часть 2. Рассматривание картинок. Часть 3. Идентификация картинок «Игрушки для Миши и Мишутки» (От 1 года 7 месяцев до 2 лет) Цель. Материал. Примечание. Ход занятия Часть. 1 Знакомство с Мишкой и Мишуткой. Часть. 2.Рассматривание картинок. Часть. 3 Соотнесение картинок по величине. «Кто с нами рядом живет?» (От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев) Цель. Примечание. Материал. Ход занятия Часть 1. Разговор о собаке, кошке и петухе. Часть 2. Повторный показ картинок. Часть 3. Кто к нам пришел? Примечание. «Кто как кричит?» (по произведению Агнии Барто) (От 1 года 7 месяцев до 2лет) Цель. Примечание. Материал. Ход занятия Часть 1. Рассматривание картины «Петушок и его семья» . Часть 2. Чтение стихотворения (первые 6 строчек) с показом картины. Часть 3. Показ других картинок: «Кошка», «Утка», «Корова». Часть 4. Чтение последующих 6 строк стихотворения с показом картинок. Часть 5. Чтение стихотворения целиком. «Кого мы встретили в лесу?» (От 1 года 8 месяцев до 2 лет) Цель. Материал. Примечание. Ход занятия Часть 1. «Заяц». Часть 2. «Лисичка». Часть 3. «Лисичка» и «Зайчик». Часть 4. «Медведь». Часть 5. Заключительная. Примечание. «Покупка овощей» (От 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Рассматривание картинок . Часть 2. Выбор картинок по желанию ребенка. Часть 3. Выбор тематических картинок «Овощи». Примечание. Часть 4. Закрепление понятия «овощи». Часть 5. Закрепление представления о том, что «овощи – продукты питания». Примечание. «У бабушки Арины в огороде» (От 2,5 лет до 3,5(4) лет) Цель. Материал. Участники. Ход занятия Часть 1. В гости к бабушке Арине. Часть 2. В гостях у бабушки Арины. Часть 3. Рассматривание картины «Осень» (2-3мин.) Примечание. Часть 4. На огороде. Примечание. Часть 5. Отъезд. «Наш огород» (От 2,5 до 4лет) Цель. Примечание. Материал. Ход занятия Часть 1. Закрепление знаний об отдельных огородных культурах. Часть 2. Нахождение отдельных огородных культур по картинке. Часть 3. Введение собирательного существительного «овощи», формирование обобщенного понятия с помощью картинок. Часть 4. Введение обобщенного понятия «урожай овощей». Знакомство с предметами (орудиями труда) на огороде. Примечание. Часть 5. Заключительная часть – закрепление полученных знаний. Угощение. Примечание. «Овощи» (по произведению Юлиана Тувима) (От 2 лет 6 месяцев до 4 лет) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Вводная. Часть 2. Игровая. Часть 3. Чтение стихотворения с показом картинок и выкладыванием их на стол. Примечание. «Курочка - пеструшечка» (по потешке) (От 2 лет до 2 лет 6 месяцев) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Разговор о животных, знакомых детям. Часть 2. Рассматривание картинок. Часть 3. Повторное рассматривание картинок и чтение всей потешки целиком. Часть 4. Беседа о животных, изображенных на картинках. Часть 5. Игра с фигурками животных. Примечание. «Животные и их детеныши» (От 2 лет до 2 лет 6 месяцев) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Узнавание и называние знакомых детям животных на картинках: «Кошка», «Собака», «Лошадь», «Корова». Часть 2. Знакомство с детенышами животных Часть 3. Животные и их детеныши. Часть 4. О больших и маленьких. Часть 5. Воспитатель переносит изображения животных и их детенышей на мольберт (рядом с природным уголком). Примечание. «У кого какая мама» (От 2лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Показ знакомых картин. Часть 2. Сравнение картин. Часть 3. Рассматривание картин с чтением художественных текстов. Примечание. «Как зовут лошадку?» (От 2 лет до 2 лет 6 месяцев) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Рассматривание картины «Лошадь с жеребенком». Часть 2. Как зовут лошадь и жеребенка? Примечание. «Волшебная дудка пастушка Леля» (от 2 до 3 лет) Цель. Примечание. Материал. Ход занятия Часть 1. Знакомство с пастушком Лелем. Часть 2. «Стадо». Часть 3. «Дудочка Леля». «На экскурсию в зоосад» (От 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Беседа о животных, живущих в зоосаде. Часть 2. Рассматривание картинок. Примечание. Часть 3. В зоосаде. «Что для чего нужно?» (От 2 до 3 лет) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Рассматривание картинок. Часть 2. Повторное рассматривание картинок с обсуждением. Часть 3. Отгадай, что за картинка. Примечание. «Что подарим маме?» (От 2 до 3 лет) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Беседа о «мамином празднике». Часть 2. Подарки. Часть 3. Рассматривание подарков. «Зайчик и кошечка» (От 2 лет 6 месяцев до 3 лет) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Рассматривание картинки «Заяц». Часть 2. Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик» Часть 3. Рассматривание картинки «Кошка». Часть 4. Чтение стихотворения О.Высотской «Холодно». Часть 5. Сравнение картинок «Зайчик» и «Кошечка». «На чем люди ездят?» (От 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) Цель. Материал. Ход занятия Часть 1. Беседа о транспорте. Часть 2. Разговор о путешествии. Часть 3. Путешествие. Примечание. Часть 4. Возвращение. | Конспекты занятий «Что подарим маме?» (От 2 до 3 лет) Цель. Закрепить знания о знакомых предметах (посуда, игрушки, предметы быта и т.д.). Связать выбор картинки – подарка маме с праздником 8 Марта («мамин праздник»). Развивать речь. Учить строить предложения, грамматически правильно употребляя существительные. Материал. Серии картинок: «Игрушки», «Предметы быта», «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Посуда» (32 шт.). Ход занятия Часть 1. Беседа о «мамином празднике». «Кто вас, детки, крепко любит? Кто вас нежно так голубит? Не спуская ночью глаз, Все заботится о вас?» - Мама дорогая! Воспитатель побуждает детей рассказать о своей маме, о том, что она любит, что ей нравится и т.п. У каждого ребенка выясняет имя его мамы. В процессе диалога подводит детей к пониманию смысла праздника 8 Марта как «маминого дня». Часть 2. Подарки. Воспитатель расставляет картинки на подставках, на столе. Говорит о том, что это выставка картин. Дети могут выбрать любую картинку для мамы (по желанию). Дети выбирают картинки. Часть 3. Рассматривание «подарков». Воспитатель побуждает каждого ребенка показать, какую картинку он выбрал. Используя вопросы, побуждает детей к диалогу, к рассказу о том, почему выбрана именно эта картинка, а не другая. Например, «Ты выбрал красивую чашку. Почему? Твоя мама любит посуду?» и т.д. Стремится в диалог включить знакомые детям собирательные имена существительные: посуда, фрукты, одежда, игрушки. | В пособии содержатся занятия для детей от 1 года до трех лет. Каждое занятие подобрано под определенный возраст ребенка, занятие имеет несколько частей. Материал, содержащийся в пособии, направлен на формирование словаря, на развитие активной речи, на расширение пассивного запаса слов, на развитие способности детей сравнивать и обобщать, выражать словом свои чувства, мысли, впечатления, на формирование грамматического строя речи, на формирование связной речи: диалогической и монологической. На занятиях дети закрепляют знания о знакомых предметах, животных, учатся строить предложение из 3-4 слов, грамматически правильно употребляя существительное. На занятиях вводятся в активную речь детей собирательные имена существительные: посуда, одежда, мебель, фрукты, овощи, игрушки и т.д., формируется обобщенное представление о функциональном назначении предметов. С детьми второго года жизни проводятся занятия четырех видов: наблюдение, инсценировка, рассматривание, чтение художественной литературы. В качестве наглядных средств на занятиях фигурируют предметы домашнего обихода, живые и неживые объекты, картинки (картины), книги. Значительное место в пособии отводится использованию картин и картинок на занятиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Игры на развитие фонематического анализа и синтеза.
В данной презентации приведены примеры игр на развитие фонематического анализа и синтеза.1. «Звонкий - Глухой »Цель: Дифференциация звуков г – гь...
Методические пособия "Познавательно-речевое развитие через технологию ОТСМ-ТРИЗ.
В сборнике представлены НОД по темам инновационной деятельности за 2013-2014 уч.года....
Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...
Примерная технологическая карта анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста
Примерная технологическая картаанализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста...
Учебно-методическое пособие. Игры на развитие фонематического анализа и синтеза.
В данной презентации приведены примеры игр на развитие фонематического анализа и синтеза.1. «Звонкий - Глухой »Цель: Дифференциация звуков г – гь...
Учебно-методическое пособие. Игры на развитие фонематического анализа и синтеза.
В данной презентации приведены примеры игр на развитие фонематического анализа и синтеза.1. «Звонкий - Глухой »Цель: Дифференциация звуков г – гь...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАНШЕТ»
многофункциональное пособие «Сенсорный ящик или развивающий планшет» незаменим как часть развивающей предметно-пространственной среды группы. За основу изготовления данного пособия взяты ...