Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Описание зимней одежды»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Описание зимней одежды»

image

Программное содержание:

  1. Учить описывать предметы зимней одежды.
  2. Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение.
  3. Упражнять в образовании относительных прилагательных; умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
  4. Учить выделять и правильно произносить звук “ж”.
  5. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
  6. Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.

Оборудование:

  • подиум; большой мяч;
  • магнитофон; аудиокассета с записями детских песен.

Демонстрационный материал:

  • иллюстрации из серии “Одежда” (5-6 иллюстраций);
  • модели зимней одежды.

Раздаточный материал:

  • тетрадь №1 для подготовки руки к письму А.Н.Матвеевой;
  • цветные карандаши.

Словарная работа: одежда, зимняя,ткань, воротник, рукава; чтобы было тепло.

Предварительная работа воспитателя:

  • приготовить одежду;
  • подобрать слова для игры.
  • Предварительная работа с детьми:
  • беседы о сезонных изменениях;
  • наблюдения за людьми;
  • опыты с тканью.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный,игровой, практический.

Структура:

1. Вводная часть – 3 минуты:

А) Игра на слуховое внимание.

Б) Игра на развитие памяти.

2. Основная часть – 15 минут:

А) Беседа на тему “Одежда”.

Б) Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.

В) Игра с мячом “Что можно делать с одеждой?”.

Г) Физкультминутка.

Д) Игра “Показ зимней одежды”.

3. Заключительная часть – 2 минуты:

А) Игра “Дорисуй”.

Б) Итог.

Организация детей:

1 - 2 – за столами

2 (В) – на ковре

2 (Д) – у подиума

3 – за столами

Ход занятия

1 часть.

А) Дети входят в группу. Игра на слуховое внимание.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии мы будем учиться правильно называть предметы зимней одежды,описывать её. Узнаем, для чего нужна зимняя одежда. Слушайте меня внимательно.

- Сейчас на своё место сядет тот, на ком надета жёлтая футболка и чёрные шорты (садятся дети в жёлтых футболках и чёрных шортах).

- Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья).

- А теперь садитесь все остальные.

Б) Игра на развитие памяти: “Запомни слова”.

Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто сколько запомнил слов. Будьте внимательны.

- Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки

Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.

2 часть.

А) Беседа на тему “Одежда”. На магнитной доске иллюстрации зимней одежды.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску.Что вы на ней видите? Скажите, о чём мы будем разговаривать сегодня?

Дети: “О зимней одежде”.

Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети называли цвет, отдельные качества, назначение.Например:

“Какое это пальто? (зимнее, тёплое). Какая куртка? (меховая). Какого цвета? Что есть у пальто?Что есть у куртки? (воротник, рукава, карманы,пуговицы). Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло,чтобы не дуло, чтобы холод не забирался по шее).Про что скажем “пушистый”, “меховой”,“мягкий”?” и т. д.

Б) Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.

Вопросы воспитателя:

- Из чего шьют одежду? (из ткани).

- Ткань из шёлка, какая ткань? (шёлковая) платье? (шёлковое).

- Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) плащ? (кожаный).

- Ткань из меха, какая ткань? (меховая) манто? (меховое).

- Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) брюки? (джинсовые).

- Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) пальто? (драповое).

В) Игра с мячом в кругу “Что можно делать с одеждой?

Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.

Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, терять, мять,рвать, чинить, дарить, вешать, складывать,стирать, прятать и т.д.

Воспитатель убирает мяч.

Г) Физкультминутка: как мы идем гулять зимой?

Дети имитируют одевание.

Воспитатель: Поможем друг другу завязать шарф.Наденем варежки. Скажите правильно, что вы надели?

Дети хором: варежжжки.

Воспитатель: Посмотрите, какой липкий снег!Поиграем “в снежки”? (дети “лепят” и “бросают снежки”). Пошёл снежок! Подуем на снежинку(имитация).

Д) Показ зимней одежды.

Воспитатель: Ребята, моделями будете вы сами.Нужно рассказать о той вещи, которая на вас надета: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для чего нужна эта вещь? Воспитатель:Занимайте места в “зрительном зале”.

(Дети садятся на стульчики около подиума.Воспитатель готовит “моделей”).

Воспитатель: Итак, встречаем модель…(имя ребёнка.”

Воспитатель включает магнитофон с записями детских песен. Ребёнок выходит на подиум, и рассказывает об одежде на фоне звучащей музыки.Воспитатель в случае затруднения задаёт наводящие вопросы.

Выслушивается 2 – 4 рассказа.

3 часть.

А) Игра “Дорисуй” - закрепление новых слов.

Воспитатель: На этом наш показ закончен. А сейчас назовите слова, которые вы запоминали в начале нашего занятия.

Воспитатель спрашивает 2 – 3 детей.

Воспитатель: Скажите, какая из игр на занятии вам понравилась? Почему? Чему вы научились сегодня на занятии? Что узнали нового?

Ответы детей.

Б) Итог . Работа в тетрадях.

Воспитатель: У вас на столе лежат тетради с рисунками зимней одежды. Цветными карандашами раскрасьте одежду так, как вам нравится”. (Рисунок2)

Самостоятельная работа детей за столами.

 

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Встречаем гостей"

image

Программное содержание:

1. Учить детей вместе со взрослыми составлять короткий рассказ.

2. Обучать сопровождению своих действий самостоятельными высказываниями и обращению с поручениями к другому ребёнку.

3. Развивать зрительное внимание, взаимодействие в игре.

Словарь и грамматика:

1. Учить, правильно называть определённые предметы посуды.

2. Формировать представление об их функциях.

3. Знакомить с производными словами «сахар - сахарница».

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [Д], [З], [Л], [Б].

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, это кто? (девочка).

- А давайте мы познакомимся?! (давайте).

- Ты кто?

Кукла:

- Кукла Юля.

Воспитатель:

- А что ты такая взволнованная?

Кукла:

- Ко мне в гости должен прийти мой самый хороший друг Владик. А я не готова к встрече гостя. Ребята, помогите мне, пожалуйста, я не знаю как правильно накрывать стол.

Воспитатель:

- Давайте поможем кукле?! Вы не против? (ответы детей).

- Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, что и как нужно делать. С чего начнём?

- Что у меня в руках? (скатерть).

- Какая она? (чистая, отглаженная, красивая, блестящая и т.д.).

- Для чего нужна скатерть? (ею накрывают стол).

- Накрыли стол скатертью. Каким стал стол? (нарядным, уютным, красивым, праздничным).

Воспитатель прикрепляет на доску карточку обозначающую стол накрытый скатертью, затем выстраивает алгоритм всех последующих трудовых операций.

- Что будем делать дальше? (расставлять чашки).

- Сколько,надо чашек? (две).

- Чтобы чай было удобно пить, что ещё надо? (блюдца, маленькие ложечки).

- Для чего нужна чашка? (наливать чай).

- Для чего нужно блюдце? (чтобы ставить чашку; чтобы не испачкать скатерть, можно наливать чай, на блюдце кладут ложку). 

- Для чего нужна ложка? (мешать, остужать чай, размешивать сахар).

- А в чём мы поставим на стол сахар? (в сахарнице).

- А в чём мы заварим чай? (в чайнике).

- А в чём мы поставим на стол хлеб? (в хлебнице).

- Как можно назвать одним словом всё, что мы поставили на стол? (посуда).

- Эта посуда нам нужна, чтобы пить чай, значит, эта посуда называется как? (чайная).

- Ребята,мы ещё что – то забыли поставить на стол. Вдруг Владик испачкает руки или немного прольёт чай, чем же ему вытереться? (салфеткой).

- А в чём мы поставим салфетки? (в салфетнице).

- Ребята,посмотрите ещё раз на нашу схему, ничего мы не забыли? (нет).

- Ну,тогда, начнём накрывать на стол. Скатерть я постелила (дети доставляют все приборы необходимые для чаепития).

ВходитВладик, здоровается с детьми и с куклой Юлей. Юля угощает Владика чаем. Дети в это время играют в игру:

Круг кружочек
Маленький дружочек
1, 2, 3предмет посуды назови (имя ребёнка).

После игры дети спрашивают у Владика, понравилось ли ему чаепитие (да). 

Владик прощается и уходит.

Воспитатель:

- Юля, а ты знаешь, что нужно делать дальше?

Кукла:

- Нет.

Воспитатель:

- Ребята,что нужно делать? (мыть посуду и убирать со стола).

- Что мы будем делать с грязной посудой? (мыть, сушить).

- А что будем делать с грязной скатертью? (стирать, гладить).

- Зачем мыть посуду? (чтобы была чистая, не было на ней микробов, чтобы приятно было пить чай в следующий раз).

Дети приступают мыть посуду.

Воспитатель:

- Ребята,а вы помните, от того убежала грязная посуда? (от Федоры).

- Посуда не любит быть грязной. Ей нравится сверкать, блестеть, искриться. А у Федоры посуда пылилась, грязнилась, надоело посуде так жить, и убежала она от Федоры.

Вот и чайник за кофейником бежит…
(отрывок«Федорино горе»).

- А наша с вами посуда от нас не убежит.

Итог:

- Ну, что ребята, помогли мы Юле, научили её, как правильно надо накрывать стол? (да).

Юля благодарит детей, прощается и уходит.

Воспитатель благодарит детей за хорошие знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Описание зимней одежды»

Программное содержание:

  1. Учить описывать предметы зимней одежды.
  2. Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение.
  3. Упражнять в образовании относительных прилагательных; умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
  4. Учить выделять и правильно произносить звук “ж”.
  5. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
  6. Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.

Оборудование:

  • подиум; большой мяч;
  • магнитофон; аудиокассета с записями детских песен.

Демонстрационный материал:

  • иллюстрации из серии “Одежда” (5-6 иллюстраций);
  • модели зимней одежды.

Раздаточный материал:

  • тетрадь 1 для подготовки руки к письму А.Н.Матвеевой;
  • цветные карандаши.

Словарная работа: одежда, зимняя,ткань, воротник, рукава; чтобы было тепло.

Предварительная работа воспитателя:

  • приготовить одежду;
  • подобрать слова для игры.
  • Предварительная работа с детьми:
  • беседы о сезонных изменениях;
  • наблюдения за людьми;
  • опыты с тканью.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный,игровой, практический.

Структура:

1. Вводная часть – 3 минуты:

А) Игра на слуховое внимание.

Б) Игра на развитие памяти.

2. Основная часть – 15 минут:

А) Беседа на тему “Одежда”.

Б) Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.

В) Игра с мячом “Что можно делать с одеждой?”.

Г) Физкультминутка.

Д) Игра “Показ зимней одежды”.

3. Заключительная часть – 2 минуты:

А) Игра “Дорисуй”.

Б) Итог.

Организация детей:

1 - 2 – за столами

2 (В) – на ковре

2 (Д) – у подиума

3 – за столами

Ход занятия

1 часть.

А) Дети входят в группу. Игра на слуховое внимание.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии мы будем учиться правильно называть предметы зимней одежды,описывать её. Узнаем, для чего нужна зимняя одежда. Слушайте меня внимательно.

- Сейчас на своё место сядет тот, на ком надета жёлтая футболка и чёрные шорты (садятся дети в жёлтых футболках и чёрных шортах).

- Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья).

- А теперь садитесь все остальные.

Б) Игра на развитие памяти: “Запомни слова”.

Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто сколько запомнил слов. Будьте внимательны.

- Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки

Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.

2 часть.

А) Беседа на тему “Одежда”. На магнитной доске иллюстрации зимней одежды.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску.Что вы на ней видите? Скажите, о чём мы будем разговаривать сегодня?

Дети: “О зимней одежде”.

Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети называли цвет, отдельные качества, назначение.Например:

“Какое это пальто? (зимнее, тёплое). Какая куртка? (меховая). Какого цвета? Что есть у пальто?Что есть у куртки? (воротник, рукава, карманы,пуговицы). Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло,чтобы не дуло, чтобы холод не забирался по шее).Про что скажем “пушистый”, “меховой”,“мягкий”?” и т. д.

Б) Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.

Вопросы воспитателя:

- Из чего шьют одежду? (из ткани).

- Ткань из шёлка, какая ткань? (шёлковая) платье? (шёлковое).

- Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) плащ? (кожаный).

- Ткань из меха, какая ткань? (меховая) манто? (меховое).

- Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) брюки? (джинсовые).

- Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) пальто? (драповое).

В) Игра с мячом в кругу “Что можно делать с одеждой?

Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.

Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, терять, мять,рвать, чинить, дарить, вешать, складывать,стирать, прятать и т.д.

Воспитатель убирает мяч.

Г) Физкультминутка: как мы идем гулять зимой?

Дети имитируют одевание.

Воспитатель: Поможем друг другу завязать шарф.Наденем варежки. Скажите правильно, что вы надели?

Дети хором: варежжжки.

Воспитатель: Посмотрите, какой липкий снег!Поиграем “в снежки”? (дети “лепят” и “бросают снежки”). Пошёл снежок! Подуем на снежинку(имитация).

Д) Показ зимней одежды.

Воспитатель: Ребята, моделями будете вы сами.Нужно рассказать о той вещи, которая на вас надета: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для чего нужна эта вещь? Воспитатель:Занимайте места в “зрительном зале”.

(Дети садятся на стульчики около подиума.Воспитатель готовит “моделей”).

Воспитатель: Итак, встречаем модель…(имя ребёнка.”

Воспитатель включает магнитофон с записями детских песен. Ребёнок выходит на подиум, и рассказывает об одежде на фоне звучащей музыки.Воспитатель в случае затруднения задаёт наводящие вопросы.

Выслушивается 2 – 4 рассказа.

3 часть.

А) Игра “Дорисуй” - закрепление новых слов.

Воспитатель: На этом наш показ закончен. А сейчас назовите слова, которые вы запоминали в начале нашего занятия.

Воспитатель спрашивает 2 – 3 детей.

Воспитатель: Скажите, какая из игр на занятии вам понравилась? Почему? Чему вы научились сегодня на занятии? Что узнали нового?

Ответы детей.

Б) Итог . Работа в тетрадях.

Воспитатель: У вас на столе лежат тетради с рисунками зимней одежды. Цветными карандашами раскрасьте одежду так, как вам нравится”. (Рисунок2)

Самостоятельная работа детей за столами.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Встречаем гостей"

Программное содержание:

1. Учить детей вместе со взрослыми составлять короткий рассказ.

2. Обучать сопровождению своих действий самостоятельными высказываниями и обращению с поручениями к другому ребёнку.

3. Развивать зрительное внимание, взаимодействие в игре.

Словарь и грамматика:

1. Учить, правильно называть определённые предметы посуды.

2. Формировать представление об их функциях.

3. Знакомить с производными словами «сахар - сахарница».

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [Д], [З], [Л], [Б].

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, это кто? (девочка).

- А давайте мы познакомимся?! (давайте).

- Ты кто?

Кукла:

- Кукла Юля.

Воспитатель:

- А что ты такая взволнованная?

Кукла:

- Ко мне в гости должен прийти мой самый хороший друг Владик. А я не готова к встрече гостя. Ребята, помогите мне, пожалуйста, я не знаю как правильно накрывать стол.

Воспитатель:

- Давайте поможем кукле?! Вы не против? (ответы детей).

- Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, что и как нужно делать. С чего начнём?

- Что у меня в руках? (скатерть).

- Какая она? (чистая, отглаженная, красивая, блестящая и т.д.).

- Для чего нужна скатерть? (ею накрывают стол).

- Накрыли стол скатертью. Каким стал стол? (нарядным, уютным, красивым, праздничным).

Воспитатель прикрепляет на доску карточку обозначающую стол накрытый скатертью, затем выстраивает алгоритм всех последующих трудовых операций.

- Что будем делать дальше? (расставлять чашки).

- Сколько,надо чашек? (две).

- Чтобы чай было удобно пить, что ещё надо? (блюдца, маленькие ложечки).

- Для чего нужна чашка? (наливать чай).

- Для чего нужно блюдце? (чтобы ставить чашку; чтобы не испачкать скатерть, можно наливать чай, на блюдце кладут ложку).

- Для чего нужна ложка? (мешать, остужать чай, размешивать сахар).

- А в чём мы поставим на стол сахар? (в сахарнице).

- А в чём мы заварим чай? (в чайнике).

- А в чём мы поставим на стол хлеб? (в хлебнице).

- Как можно назвать одним словом всё, что мы поставили на стол? (посуда).

- Эта посуда нам нужна, чтобы пить чай, значит, эта посуда называется как? (чайная).

- Ребята,мы ещё что – то забыли поставить на стол. Вдруг Владик испачкает руки или немного прольёт чай, чем же ему вытереться? (салфеткой).

- А в чём мы поставим салфетки? (в салфетнице).

- Ребята,посмотрите ещё раз на нашу схему, ничего мы не забыли? (нет).

- Ну,тогда, начнём накрывать на стол. Скатерть я постелила (дети доставляют все приборы необходимые для чаепития).

ВходитВладик, здоровается с детьми и с куклой Юлей. Юля угощает Владика чаем. Дети в это время играют в игру:

Круг кружочек
Маленький дружочек
1, 2, 3предмет посуды назови (имя ребёнка).

После игры дети спрашивают у Владика, понравилось ли ему чаепитие (да).

Владик прощается и уходит.

Воспитатель:

- Юля, а ты знаешь, что нужно делать дальше?

Кукла:

- Нет.

Воспитатель:

- Ребята,что нужно делать? (мыть посуду и убирать со стола).

- Что мы будем делать с грязной посудой? (мыть, сушить).

- А что будем делать с грязной скатертью? (стирать, гладить).

- Зачем мыть посуду? (чтобы была чистая, не было на ней микробов, чтобы приятно было пить чай в следующий раз).

Дети приступают мыть посуду.

Воспитатель:

- Ребята,а вы помните, от того убежала грязная посуда? (от Федоры).

- Посуда не любит быть грязной. Ей нравится сверкать, блестеть, искриться. А у Федоры посуда пылилась, грязнилась, надоело посуде так жить, и убежала она от Федоры.

Вот и чайник за кофейником бежит…
(отрывок«Федорино горе»).

- А наша с вами посуда от нас не убежит.

Итог:

- Ну, что ребята, помогли мы Юле, научили её, как правильно надо накрывать стол? (да).

Юля благодарит детей, прощается и уходит.

Воспитатель благодарит детей за хорошие знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Зима. Зимняя одежда».

Цель :Развитие связной речи.Задачи: Обогащать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить ее признаки, учить описывать зимнюю одежду, знать ее назначение, упражнять в образовании относительных п...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа-описания по теме «Зимняя одежда».

Цель: учить детей давать описание зимней одежды.Задачи: Обучающие: Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «Одежда»; учить поль...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимние забавы».

Цель занятия: Составление коллективного рассказа по картине.Задачи занятия:- Обогащать и расширять словарный запас по теме «Зима», «Зимние игры и забавы».-Активизировать в речи...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимние забавы"

Данный конспект по развитию речи  составлен для детей 4-5 лет.  В увлекательной игровой форме дети уточняют свои знания о зиме и зимних забавах. Активизируют свою речь, упражняются в подборе...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимние забавы»

Уточнить представление детей о зиме, зимних играх и забавах....