Детский фольклор
статья по развитию речи по теме

Лазарева Татьяна Германовна

 Детский фольклор дает нам возможность приобщать ребенка к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_folklor.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Детский фольклор

Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

Г.С.Виноградов,

крупнейший исследователь детского фольклора

        Ребенок приходит в мир. Взрослые должны окружить малыша, любовью, вниманием, заботой, лаской, научить его радоваться жизни.

        Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознании себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

        Ребенок должен играть! Вот тут- то нам на помощь приходит детский фольклор. Детский фольклор дает нам возможность приобщать ребенка к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

        Так что же относится к детскому фольклору?

        Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

        Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

        Заклички - обращение  к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, морозу, радуге).

        Приговорки – обращение к насекомым, птицам, животным.

        Считалки – коротенькие стихи, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

        Прибаутки, шутки, перевертыши, небылицы – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

        Дразнилки – весело и шутливо называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

        Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

        Докучные сказки, у которых нет конца и можно их обыгрывать несколько раз.

        Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки, диалоги.

        Немаловажным будет замечено, что народные подвижные игры явились основой всех последующих игр, они воспитывают волю, мужество, стремление к победе. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. В народных играх много юмора, соревновательного задора, часто сопровождаются считалками и зазывалками.

        Народные игры мое самое любимое направление в детском фольклоре. Мы дети 70х, к счастью, не имели компьютеров, кабельного телевидения и все свое свободное время проводили на свежем воздухе в подвижных играх. Учились общаться, дружить. Я с большим удовольствием вспоминаю свое детство, проведенное у бабушки в деревне, и рассказываю о нем ребятишкам. И вижу в их глазах неподдельный интерес. Игры помогают мне сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит их способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

        Дети играют с большим удовольствием, так как в игре каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Мой девиз: «Ни дня без игры». Народные подвижные игры не должны быть забыты. Они являются национальным достоянием. Это синтез поэтического слова и движения. А движение – это жизнь.

        Великий русский физиолог И.М.Сеченов писал: «…Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при мысли о первой любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение».

        А академик А.А.Орбели в статье «Физическое воспитание» высказал следующие мысли о роли движений: «Для них (детей) чрезвычайно важно уже с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему определенные центральные образования для того, чтобы иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены».

        Дети впитывают поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

        Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно.

Литература:

1.О.А. Князева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., изд. «Детство – Пресс», 1998.

2. «Русский фольклор». Песни, сказки, былины, загадки, игры, пословицы, М., «Художественная литература», 1986.

3. Г.П. Федорова. На златом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., изд. «Детство – Пресс», 2000.

4. Г.П. Федорова. Заглянет солнце и в ваше оконце. Игры и потешки для развития способностей детей, «Колокольчик», СПб., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Консультация для родителей<<Детский фольклор>>

Консультация для родителей   <<Детский фольклор>>...

«ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДОУ»

Итоговый иссследовательский проект после обучения на курсах повышения квалификации....

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Игровой фольклор, как часть детского фольклора.

Консультация для воспитателей....