Открытая непосредственно образовательная деятельность (НОД) по развитию связной речи в группе старшего дошкольного возраста (от 5до 6 лет) Образовательная область: «Коммуникация» Тема: «Зимушка-зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Интегрированное занятие по развитию речи .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_razvitie_rechi_zimushka-zima.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знания детей о зиме.
Образовательные задачи:
Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».
Упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме.
Развивающие задачи;
Упражнять в подборе прилагательных к существительному.
Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух.
Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
Совершенствовать грамматический строй речи,развивать фразовую речь,подбирать антонимы.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Развитие длительного плавного выдоха; зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи; артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Закрепить навыки раскрашивания кистью ( тонирование альбомного листа).
Воспитательные задачи:
Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и побуждать к самостоятельному рассказу; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: искрящийся, покрывало, снегопад, суровый, северный.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», « Чтение художественной литературы», « Физкультура» «Художественное творчество» раздел «Рисование».
«Здоровье» развитие длительного плавного выдоха; зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи; артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие тактильных ощущений.
Оборудование:
-музыка Чайковского « Времена года»
-картина «Зима наступила»,картинки- сосулька, зимняя ночь,зимний день,
зима, лед, снег.
-Вырезанные из бумаги снежинки
- кисточки, акварель, альбомные листы с нарисованными белым восковым мелком снежинками.
-модель-схема для составления описательных рассказов.
Предварительная работа:
-Беседы о зиме
- Игра «загадки о зиме»
- Наблюдение
-Заучивание стихов, поговорок и пословиц о зиме
Ход НОД:
Дети под музыку входят в зал. Их встречает воспитатель в костюме Зимушки - зимы.
Зима:Я Зимушка-Зима. Хожу по полям, по лесам в мягких снежных валенках. Ступаю тихо, не слышно, где пройду, там мороз трещит, снег падает. Все дороги я замела, деревья запорошила. Ребята я рада вас видеть.
Зима:Здравствуй Зимушка - зима.
Зима: Ребята, хочу спросить у вас, что вы обо мне знаете? Какая я бываю?
Дети: Холодная, студеная, морозная, ледяная, хрустальная, вьюжная.Молодцы ребята!
Зима: А что еще вы можете рассказать обо мне?
Дети. Читают стихотворение
Вот повеял ветерок, холодом пахнуло,
Это зимушка - зима рукавом махнула.
Полетели с высоты белые пушинки,
На деревья и кусты сыплются снежинки!
Зимушка - зима, в мешке, ты стужу принесла, на землю холод натрясла!
У реки гостила - всю реку льдом покрыла.
У избы побывала - все окна разрисовала.
День укоротила, а ночь удлинила!
Зимушка - зима ты дорожки снегом замела и сугробы нагребла!
По полям, по лесам ходила, белой шубой всех накрыла!
Зима: Ребята у меня случилась беда, я так торопилась к вам в гости что по дороге случайно обронила свой ледяной ларец, в котором находятся сюрпризы для вас. Что же делать?
Стук в дверь.
Зима: (беру письмо) читаю: « Ваш ларец с сюрпризами у меня, если хотите получить его обратно ,то должны пройти все препятствия, отправляйтесь в лес двигайтесь в направлении снежной тропинки, никуда не сворачивайте, справитесь со всеми заданиями и в конце снежной тропинки вас ждет ледяной ларец. Снежная королева.»
Ребята придется отправиться в зимний лес, нас ждут интересные игры задания и упражнения вы готовы отправиться в путь?
Но в лесу очень холодно, какая одежда нам понадобиться?
Дети: Меховая шуба, меховая шапка, пуховик, шерстяные варежки, шерстяной шарф, валенки, зимние сапоги. Молодцы теперь нам не страшен мороз.
Зима: давайте скажем волшебные слова
« Вокруг себя обернись, в зимнем лесу очутись»
Зима: Посмотрите я кажется вижу снежную тропинку. Снежная королева предлагает рассмотреть внимательно эту картинку и сказать, какие изменения произошли в природе с приходом зимы.
Дети составляют предложения.
-Зимой дни становятся короче ...( а ночи длиннее)
-Зимой реки ….( замерзают ,покрываются льдом)
- Зимой солнце… (светит, но не греет)
- Зимой на небе… (снеговые тучи, из них идет снег)
- Зимой деревья… (стоят голые, а ветки деревьев покрыты снегом, чтобы не замерзли корни деревьев, надо «окучивать» деревья снегом)
- Зимой на земле… (лежит снег, земля замерзает от мороза и холода)
-Птицы зимой… (улетают в теплые края, их называют перелетные, а тех, которые остаются зимовать, зовут – зимующие)
- Звери зимой… (животные поменяли шубки летние на зимние)
- Люди зимой… (одеваются тепло, чтобы не замерзнуть).
Зима:Молодцы ребята!Пойдемте дальше по нашей тропинке.
Зима: Снежная королева предлагает выполнить следующее упражнение которое называется Упражнение «Какой? Какая? Какое?» Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)
молодцы ребята вы справились и с этим заданием.
Зима: А сейчас давайте поиграем в интересную игру «Противоположности» игра со снежным комом -антонимы
холодно — жарко
легкий -тяжелый
сухой — мокрый
чистый — грязный
ясно — пасмурно
темно — светло
глубоко — мелко
высоко -низко
Зима: Молодцы!
Снежная королева хочет нас запутать, и придумала следующее задание,
«Слова в предложении перепутались».
Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и постарайтесь составить предложения правильно.
Снег, белый, выпал, пушистый.
Дети; Выпал пушистый , белый снег.
Холодная, зима, наступила, снежная,
Из, дети, горку, снега, сделали.
Дорожки, ребята, от, чистят, снега.
Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.
Зима: Очень хорошо, вы составили красивые предложения,
Ребята посмотрите сколько у меня красивых снежинок. Ребята, возьмите их. Положите снежинку на ладошку, сделайте вдох носом и, выдох ртом, подув на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как наши снежинки.
Игра на дыхание (под спокойную музыку)
Зима: Ребята, как называется явление природы, которое у нас сейчас получилось?
Дети: Снегопад.
Зима: А давайте мы с вами его нарисуем я приглашаю вас в свою творческую мастерскую. Здесь, я хочу показать вам, что у меня получилось.
Рисование акварелью с солью «Снегопад»
Детям раздают заранее прорисованные заготовки. На акварельной бумаге восковым белым карандашом нарисованы снежинки, затем поверх наносим краску и посыпаем крупной солью. Когда кристаллы соли высохнут, то получится блестящий снегопад.
Молодцы ребята у вас получился настоящий снегопад, а теперь давайте отдохнем.
Физминутка
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)
Зима:Ребята отдохнули?
Снежная королева приготовила интересные символы-схемы и предлагает составить рассказ по этим схемам но сначала вспомним что означает каждый символ — схема.
- Какое время года?
- Какая погода? Что происходит с растительным миром.
- Как изменилась жизнь и птиц зимой?
- Как проводят это время года животные?
- Как одеваются в это время люди?
- Зимние забавы.
Очень хорошо, а теперь давайте составим рассказы о зиме.
Наступила долгожданная морозная зима! Солнце светит но не греет. По небу плывут снежные облака, падает белый, легкий, искрящийся снег. Земля покрыта белоснежным покрывалом. Деревья стоят голые их ветки покрыты снегом. Птицы улетают в теплые края. Животные поменяли шубки летние на зимние. Люди одевают теплые меховые шубы, шапки, шерстяные варежки, шарфы. Все рады зиме – ведь только зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить из снега снеговиков, крепости , замки и встречать Новый год.
3-4 ребенка рассказали.
Зима: Молодцы ребята у вас получились замечательные рассказы о зиме.
кто скажет о чем мы сегодня говорили?
Дети: Мы говорили о зиме. Выполняли разные задания, играли в игры.
Зима: Ребята снежная королева писала что в конце снежной тропинки, мы найдем наш ларец с сюрпризами, где же он? ( дети находят ларец, зима раздает раскраски)
Зима: Ну что ж ребята вы справились со всеми заданиями, нашли ларец, теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
« Вокруг себя обернись, в детском саду очутись»
Зима: Ребята вы все молодцы и в игры умеете играть, и стихи рассказываете, я буду у вас в гостях три месяца. Назовите первый месяц. (второй месяц, третий месяц)
Дети называют.
Зима: Молодцы! А сейчас мне пора уходить, но мы с вами еще встретимся и на катке, и в лесу, и на горке. До встречи ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию связной речи в группе старшего дошкольного возраста (от 5до 6 лет) Образовательная область: «Коммуникация» Тема: «Зимушка-зима».
Закрепить знания детей о зиме....
Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рассказывание по картинке «Ежи»
Цель: формировать умения внимательно рассматривать картинку, рассуждать над ее содержанием.Задачи:Ø образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», зак...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в группе младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в группе младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...
(НОД) по развитию связной речи в группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) Образовательная область: «Коммуникация» Тема: «Зимние приключения».
Открытая непосредственно образовательная деятельность...
Проектная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
В статье раскрываются особенности работы над развитием связной речи через проектную деятельность. Описана работа над связной речью во всех образовательных областях....