Занятие с использованием технологии сказкотерапии по развитию речи.
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Гамаюнова Марина Александровна

Сказкотерапия в развитии речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Занятие в старшей группе.

Тема: «Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии».

Цель:

-учить угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации (удивление) и аффективные состояния (смелость, болезнь, печаль).

- учить передавать ритмизацией движений героев сказки (мышка-норушка бежит, Баба-Яга храпит).

- развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (дремучий лес, деревья у дома бабушки).

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях образ растений (дремучий лес, деревья у дома бабушки), их эмоциональные состояния (болезнь, смелость).

 Словесное комментирование:

- довести до детей замысел сказки (стремление спасти от беды близкого естественно для доброго человека).

- активизировать в речи образные выражения (цветок- лепесток, красна-девица, горевала).

- подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомических этюдов, темпоритма.

Ход занятия:

Педагог рассказывает знакомую детям сказку.

 «Цветок - лепесток».

Жили- были бабушка да внучка Машенька. Бабушка была старенькая, а Машенька ей во всем помогала. Дрова принесет, печку стопит, кушать сварит.

 Однажды бабушка заболела. Машенька села на крылечко и горько заплакала. Пробегала мимо мышка-норушка. Увидела Машеньку и спрашивает: «Пи-пи-пи, чего горюешь красна-девица, чего слезы горькие льешь?».

 Отвечает Машенька: «Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».

 Говорит мышка-норушка: «Не плачь, Машенька. Помогу тебе. Растет в лесу цветок-лепесток. Сорви его, принеси бабушке. Станет она здоровой, как прежде».

 «Спасибо тебе мышка» - сказала Машенька и отправилась в путь. Шла-шла Машенька, очень устала и вдруг видит, в самой чаще, растет цветок – лепесток. Захотела Машенька его сорвать, а тут, откуда ни возьмись, Баба-Яга, как загрохочет, как захохочет: « Ха-ха-ха! Не отдам цветка, не отдам лепестка».

 А Машенька отвечает: «Не пугай меня Яга, не боюсь я тебя. Лучше песенку мою послушай».

 Села Машенька на пенек и запела песенку. Баба-Яга слушала-слушала и заснула. Лежит, храпит, земля дрожит. Сорвала Машенька цветок и бросилась прочь из леса. Вернулась она домой, отдала бабушке цветок, и она стала здоровой, как прежде. До сих пор они поживают и горя не знают.

-Скажите, ребята, если бабушке нездоровится, то лицо у нее не веселое, а...

-она ходит не быстро, а...

-Давайте, изобразим больную бабушку. (Пантомима «болезнь») .

- Машенька была не злая, а ... .Да. она хотела спасти бабушку. Так должны поступать все добрые люди.

- Машенька так расстроилась, что не просто грустила, а ...горевала.

- Когда она пошла в лес, то он был не просто темный, а ... дремучий.

- Машенька была не трусливая, а ...(пантомима «смелость»).

- Машенька по лесу шла-шла. Что это значит? Да, она очень долго шла и поэтому очень устала. Давайте покажем, как Машенька устала. (Пантомима «усталость»).

- Когда Машенька разговаривала с Бабой-Ягой, она говорила не тихо, а ... . Правильно, потому что Машенька бала какая? (смелая). Давайте скажем так же, как Машенька: «Не пугай меня Яга, не боюсь я тебя. Лучше песенку мою послушай».

- Когда Машенька сидела на крылечке и горевала, она была не веселая, а...

- Давайте покажем, как Машенька грустила (пантомима «грусть»).

- Каким голосом она отвечала мышке-норушке? (грустным, печальным).

- Давай те скажем так же, как Машенька: «Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».

-Когда Машенька принесла цветок-лепесток, она была не грустная, а...

- Давайте покажем веселую Машеньку (пантомима «веселье»).

-Как мышка-норушка называла Машеньку? (красна-девица).

- Как по-другому можно сказать ? (красивая, прекрасная, добрая).

- Мышке было жалко Машеньку?

- Каким бы голосом вы озвучили мышку, которая переживает за Машеньку? Не громким, а ... тихим; не грубым, а ... ласковым.

- Мышка-норушка очень удивилась, когда увидела плачущую Машеньку. Давайте покажем удивление. (Пантомима «удивление»).

- Мышка была не большая, а ... маленькая.

- Поэтому она бегала легко, бесшумно. Давайте покажем, как мышка бегала.

-Какая была Баба Яга, не добрая, а ... злая.

-Каким голосом вы бы озвучили слова Бабы Яги, которая хочет напугать Машеньку?

- Попробуем громко и безобразно захохотать. (Пантомима «злость»).

- Баба Яга была не маленькая, а ... большая.

- Она ходила не тихо, а ... громко. Давайте покажем, как ходит Баба Яга.

- А теперь пальчиками покажем, как бежит мышка и ходит Баба Яга.

 Под музыкальный отрывок дети встают в круг , напрягают мышцы рук, ног и резко раскачиваются, изображая деревья без листьев, с кривыми ветками в дремучем лесу. Под другой музыкальный отрывок (вальс) расслабляют мышцы, изображая красивые деревья, с густой листвой, которые растут у дома бабушки, движения становятся плавными.

Инсценировка сказки.

Занятие в старшей группе.

Тема: «Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов "сказкотерапии" для развития речи детей с нарушением зрения

На современном этапе развития коррекционной педагогике важным и актуальным остается вопрос освоения речи детьми с нарушением зрения в процессе общения. Для развития языковых способностей у детей с нар...

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ (познание-развитие речи)

занятие в форме путешествия в страну Красивой речи)...

Конспект занятия с использованием технологии развивающего обучения «Развитие речи. Весенний лес»

Основная образовательная область: речевое развитие Возрастная группа: средняя группа.Тема: «Весенний лес»Подготовила воспитатель: Литаврина О.А.Цель:...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...