Мой дом
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Мой дом
Возраст: Средняя дошкольная группа (4-5 лет)
Направление: Познавательно-речевое
Основная образовательная область: Коммуникация
Интегрированные образовательные области: «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы».
Цель: Закрепить у детей знания о понятии «дом».
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.
Развивающие: Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности.
Образовательные: Продолжать знакомить детей с историей жилища. Расширять знания детей о своей «малой родине»,улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить умение называть свой адрес. Повторить жилища животных.
Планируемый результат: Сформировать у детей знания о видах домов; закрепить умение называть свой домашний адрес.
Методы и приемы:
Наглядный: показ, рассматривание.
Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово, указание.
Практические: инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка», игра «Чей домик»
Наглядные средства обучения: демонстрационный материал «Какие бывают дома», дидактическая игра «Чей домик», домик, костюмы лисы и зайца.
Индивидуальная работа: инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
.Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, ,экскурсия по нашему микрорайону, изготовление дидактической игры «Чей домик».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю! И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.
Что это за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
Воспитатель: Правильно, это заяц. Давайте постучим и поздороваемся с ним. (Стучат) Зайчик, выходи скорее.
Из домика выходит лиса.
Лиса: Здрасьте, здрасьте! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это мой дом!
Уходит обратно в домик.
Воспитатель: Ребята, что же случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик?
Выходит заяц и плачет
Воспитатель: Здравствуй, зайчик. Почему ты плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Остался я без домика.
Воспитатель: Ребята, правильно поступила лиса, выгнав зайчика из его собственного домика?
Дети отвечают.
Воспитатель: Конечно. Ведь это его дом, и никто не имеет права его выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем лису.
Дети стучат в домик.
Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель: Лисонька-лиса, выходи, пожалуйста. Мы хотим с тобой поговорить.
Лиса выходит.
Воспитатель: Ты нехорошо поступила. Нет у тебя права выгонять зайца из его дома.
Лиса: А как же я? Где же мне жить? Моя избушка растаяла?
Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы найдем для тебя подходящий домик.
Игра «Чей домик»
Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе - жилища животных, каждый находит себе пару.
Воспитатель: Вот, лисичка, нашли мы твой домик, твою норку. Ты рада?
Лиса: Спасибо, ребята.
Воспитатель: Оставайтесь на нашем занятии, наши ребята расскажут вам еще много интересного и поучительного. Герои садятся .
Беседа по теме. – Вы, наверное, догадались, о чем мы будем разговаривать на занятии?
1.Работа с учебником. (Рассмотрите рисунок) – Что видите?
-Кто строит дома? (Строители.)
-Из чего строят дома? (Из кирпичей, плит, дерева, глины.)
-Как называется место, где дома стоят в одну линию? (Улица, проспект.)
- -Из каких частей состоит каждый дом? (Фундамент, стены, окна, двери, балконы, этажи, подъезд, ступеньки (или лестница), крыша, крыльцо. - Дом из дерева (какой?) - ... (деревянный). Из кирпича - ... (кир| ный), из глины - ..., из камня - ..., из стекла - ... , изо льда- ... , из снега ... , из бумаги - ... , из картона - ...
- Воспитатель: -Как называется дом царя (дворец), Кощея Бессмертного (замок), Бабы- яги (избушка на курьих ножках), мышки-норушки с лягушкой-квакушкой (теремок)?
2.У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес? (отвечают)
- Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может лисичка и зайчик захотят придти к вам в гости. (называют)
Игра «Какой дом?». а) - Дом из 2 этажей (какой?) - ... (двухэтажный.) Из 3 этажей (трехэтажный), из 5 этажей - ... (пятиэтажный), из 9 этажей - ... , из 12 этажей - ... .
3. Игра «Скажи ласково».
- Представьте себе 2 дома: один настоящий, большой, а другой - мал* кий, игрушечный.
- Я буду говорить про большой дом, а вы про маленький.
- У меня дом, а у вас? (Домик.)
- У меня стены, а у вас? (Стеночки.)
- У меня дверь, а у вас? (Дверка.)
- У меня окно, а у вас? (Окошко.)
- У меня ступени, а у вас? (Ступеньки.)
- У меня крыльцо, а у вас? (Крылечко.)
- У меня кирпичи, а у вас? (Кирпичики.)
- Воспитатель: Понравилось вам, лисичка и зайчик, на нашем занятии? А вам, ребята? Что узнали нового? (отвечают)
- Воспитатель:
- Умнички! Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной город Пугачев! Наш дом-это наша большая Родина-Россия!
- Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями, пора им уже домой возвращаться. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!