"ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Программное содержание:
1.Развивать интерес детей к художественной литературе. Закреплять знания о содержании русской народной сказки «Гуси-Лебеди» и других сказок.
2.Формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой и рассказом.
3.Развивать связную речь. Совершенствовать умения сочинять короткие сказки по предложенному началу.
4.Развивать логическое мышление: умение отгадывать загадки, составлять разные слова из данных букв (решение ребуса).
5.Воспитывать у детей способность сострадать и сочувствовать героям сказки; формировать положительные черты характера: доброту, смелость, находчивость, отзывчивость, справедливость, коллективизм.
6.Развивать выразительность движений, раскованность, групповую сплочённость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazku.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
Конспект
комплексного открытого занятия
по развитию речи
на тему:
(подготовительная к школе группа)
Воспитатель: Макеева А.И.
2013год.
Виды детской деятельности:
восприятие художественной литературы, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная.
Программное содержание:
1.Развивать интерес детей к художественной литературе. Закреплять знания о содержании русской народной сказки «Гуси-Лебеди» и других сказок.
2.Формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой и рассказом.
3.Развивать связную речь. Совершенствовать умения сочинять короткие сказки по предложенному началу.
4.Развивать логическое мышление: умение отгадывать загадки, составлять разные слова из данных букв (решение ребуса).
5.Воспитывать у детей способность сострадать и сочувствовать героям сказки; формировать положительные черты характера: доброту, смелость, находчивость, отзывчивость, справедливость, коллективизм.
6.Развивать выразительность движений, раскованность, групповую сплочённость.
Предварительная работа:
Чтение и обсуждение с детьми русской народной сказки «Гуси-Лебеди». Знакомство с другими сказками, в том числе сказкой В.Катаева «Цветик-Семицветик». Придумывание сказок и различных историй детьми. Проведение игр, упражнений, этюдов по психогимнастике на развитие эмоций и выразительных движений у детей. Театрализация и драматизация сказок.
Инструментарий:
Печка с пирожками. Яблоня с яблоками. Игрушки: заяц, волк, мышка, белка, медведь, три лягушонка. Волшебная палочка. Кукла – братец Ванюшка. Народный костюм для девочки. Костюм для Бабы Яги. Карточки с изображением букв «Т», «О», «К», избушки на курьих ножках. Речка (отрезок материи синего цвета). Магнитофон с кассетой « Музыкальный сборник для малышей».
Содержание организованной деятельности.
1.Организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются с гостями, присаживаются вокруг воспитателя на подушки (на коврике).
Воспитатель: «Сегодня мы поговорим о сказках…
-Вы любите сказки?
-За что вы их любите?
-Чем сказка отличается от рассказа?
-Назовите известные вам сказки?
-С каких слов, обычно, они начинаются?
-А какими словами заканчиваются?»
Воспитатель следит за правильными ответами детей.
2.Связная речь. Придумывание сказки детьми.
Воспитатель предлагает им самим сочинить сказку. Начинает: «Жили-были…», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь доходит до воспитателя он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает его более осмысленным, и упражнение продолжается.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Интересную сказку вы сочинили, и, главное то, что она хорошо закончилась, ведь в сказках всегда добро побеждает зло! А хотели бы вы сами стать участниками сказочных событий? Я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказочную страну. Попадём мы в сказку с помощью вот этой волшебной палочки…»
3.Введение игрового момента.
Воспитатель взмахивает палочкой и произносит волшебные слова:
«Раз, два три – палочкой взмахни.
Три, четыре, пять – надо в сказку нам попасть!»
Звучит народная миниатюра «Пастухи играют на рожках» в исполн. В.Эльстона (гобой).
4.Путешествие в сказочную страну.
Слышится плач…
Воспитатель: «Ой, что такое, ребята? Кто-то плачет… (обращает внимание на плачущую девочку) Да это девочка! Подойдём и узнаем, что случилось? Может быть нужна наша помощь?»
Девочка рассказывает о том, что её братца похитили Гуси-Лебеди и просит детей помочь ей его найти и вернуть.
Воспитатель: «Теперь понятно, почему ты так горько плачешь. Что же нам делать, дети? Как братца спасать?» (поисковые ответы детей). Успокойся, девочка, мы тебя одну в беде не оставим, поможем братца найти. Вместе с тобой пойдём Гусей-Лебедей искать.
Под песню «Настоящий друг» из к/ф «Тимка и Димка» (В.Савельев -- М.Пляцковский) в исполнении К.Румяновой дети имитируют движения ходьбы (маршируют на месте).
Подходят к печке. Около неё сидят игрушки: заяц, кот, волк, медведь, мышка, белка.
Девочка: «Вот, кто нам поможет! Печка-печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?» Печка отвечает: «Укажу я вам подсказку, с помощью которой сможете братца найти. Только прежде выньте мои пирожки, да угостите тех, кому я их испекла».
Дидактическая игра «Кому какой пирожок?» (С капустой – Зайцу, с мясом – Волку, с сыром – Мышке, с орешками – Белке, с мёдом да ягодами – Медведю).
Печка предлагает детям отгадать ребус и узнать слово-подсказку, с помощью которого можно узнать, где живут Гуси-Лебеди.
Ребус: 1слово КТО; 2слово ТОК; 3слово КОТ
Дети благодарят за подсказку, прощаются. Маршируют под песню «Настоящий друг».
Подходят к яблоне.
Девочка: «Вот растёт яблоня. Нужно её спросить, не видела ли она братца». Обращается к яблоньке: «Яблонька-яблонька, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?».
Яблоня отвечает: «Помогите собрать урожай. Сорвёте мои яблочки – найдёте загадки. Отгадаете загадки – узнаете подсказку».
Воспитатель читает найденные детьми загадки, дети отгадывают их.
Первая загадка: «Что за дерево: и зиму и лето зелено?» (Ель, сосна).
Вторая загадка: «На лесной опушке стоят подружки. Платьица белены, шапочки зелены?» (Берёзки).
Третья загадка: «Богатырь стоит богат, угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой» (Лес).
Яблоня: «Вот вам и подсказка – слово «ЛЕС».
Воспитатель: «У нас есть уже две подсказки, два слова. Одно – « КОТ», другое – «ЛЕС». Я думаю, что надо идти дальше, ещё одну подсказку искать».
Прощаются с яблоней, маршируют под песню «Настоящий друг».
Подходят к реке.
Девочка: « Вот и молочная речка, кисельные берега. Может она подскажет, где братца искать?» Обращается к речке: «Реченька-речка, кисельные берега, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?»
Речка: «Лежат на дне моём три камня, мешают моему кисельку течь, сдвиньте их в сторону – тогда подскажу, куда Гуси-Лебеди полетели. Только камни эти волшебные, силой их не сдвинуть. А умом можно осилить. Выполните задания лягушат, и всё у вас получится.
В лапках у лягушат задания:
-как называется сказка, в которой лепесток цветка помог мальчику стать здоровым;
-назовите известных вам добрых сказочных героев;
-назовите отрицательных сказочных персонажей.
Дети отвечают на вопросы, убирают камни; под последним камнем находят картинку-подсказку с изображением избушки на курьих ножках.
Благодарят речку, прощаются с ней.
Воспитатель предлагает детям, используя подсказки («КОТ», «ЛЕС», «ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ») догадаться, где нужно искать Гусей-Лебедей.
Идут дальше и встречают Бабу-Ягу.
Дети: «Здравствуй, бабушка».
Баба Яга: «Здравствуйте, зачем это вы ко мне пожаловали? Зачем на глаза явились?»
Дети объясняют, зачем пришли и просят отдать им братца.
Баба Яга: «Не могу я вам братца вернуть, скучно мне здесь в лесу одной. Никто ко мне в гости не ходит, и дружить со мной не желает. Уходите отсюда, а не то я рассержусь, вас вместе с братцем съем!»
Воспитатель: «Ребята, что же нам делать? Придумайте, как Ванюшку забрать у Бабы Яги». (Поисковые ответы детей, в ходе которых воспитатель подводит к тому, что хорошо бы с Бабой Ягой поиграть в весёлую игру).
3. Подвижная игра имитационного характера «Хоровод сказочных героев».
Цель. Развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплочённости.
Ход игры. Дети, двигаясь по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога (например, Буратино).
Баба Яга: «Понравились вы мне, дети. Так и быть, верну я вам братца Ванюшку. А вы скорее домой идите, да получше за малышами приглядывайте.»
Дети прощаются с Бабой Ягой, приглашают её в детский садик в гости, обещают с ней поиграть и её повеселить.
С помощью волшебной палочки ребята возвращаются из сказки в детский сад.
4.Рефлексия.
Воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им путешествие в сказочную страну и что больше всего запомнилось. (Ответы детей).
Воспитатель: «Есть такая пословица: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок», ведь в сказках всегда побеждает добро, и мы с вами тоже постараемся быть хорошими, добрыми, всегда помогать друг другу».
Используемая литература:
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей». /Москва «Просвещение» 1997г.
- В.М.Минаева «Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста». Ч.1. Игры –М.: А.В. Мерзлов, 1996г.