"Обучение дошкольников разных возрастных групп рассказыванию по картине"
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
« Обучение дошкольников
рассказыванию по картине».
Подготовила: воспитатель Султанова Н.Ф.
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. А.А. Люблинская считает, что восприятию картин ребёнка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено.
Так, в младшей группе, например, надо научить рассматривать картину, формируя умение замечать в ней самое главное, постепенно переходя от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображённые предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи ( ответы на вопросы и составление небольших рассказов), поскольку трёхлетний ребёнок ещё не может составлять связного подробного изложения.
Структура занятия:
1 Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.
2 Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.
Основной приём проведения - занятие - беседа. К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей ( как правило они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя). Первые картины для младших дошкольников- это картины, изображающие отдельные объекты ( игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей: « Наша Таня», « Мы играем» и др.
В занятиях в средней группе необходимо подвести детей к составлению небольшого связного повествования, развивать монологическую речь, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
Структура занятия:
1 Рассматривание картины.
2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.
3 Рассказ воспитателя ( можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
4 Помощь воспитателя ( пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений). В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию.
В старшей группе важно научить детей правильно понимать содержание картины, учить составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей, развивать память, внимание, инициативное мышление. Рассказ-образец даётся воспитателем для обобщённого подражания, а не для простого воспроизведения. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Таким образом, придумывая начало или конец к изображённому, дети приобретают умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.
На занятиях с детьми подготовительной группы используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве образца часто используется художественное произведение.
Структура занятия:
1 Рассматривание картин осуществляется по частям.
2 Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.
3 Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают; можно использовать указания, кому начинать, о чём рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.
4 После пояснений и указаний дети принимают участие в коллектив- ном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
* Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
* Составление описательного рассказа по предметной картине.
* Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
* Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.
* Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
* Творческое рассказывание по сюжетной картине.
Требования к картине:
* Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
* Реалистичное изображение.
* Картина должна быть высокохудожественной.
* Доступность содержания и изображения ( отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).
Литература: Федоренко А.П., Фомичёва Г.А. «Методика развития речи детей», «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Ф.А.Сохина, Ткаченко Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-54886-1425137110.jpg)
Методика обучения детей разных возрастных групп ходьбе.
ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка. Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-54886-1425137110.jpg)
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1108778-1548686193.jpg)
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/11/picture-387071-1549900584.jpg)
Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах
На первом этапе - первоначального разучивания движения ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/09/picture-964724-1562685207.jpg)
Методика обучения дошкольников среднего дошкольного возраста рассказыванию по картине
Обучение дошкольников связной речи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/29/picture-1281940-1698573597.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/17/picture-698165-1689573618.jpg)
"Обучение дошкольников разных возрастных групп рассказыванию по картине"
quot;Обучение дошкольников разных возрастных групп рассказыванию по картине"...