Проект «Учим стихи – развиваем память»
проект по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №11 г. Канаш»
Проект
«Учим стихи – развиваем память»
Разработала:
воспитатель
Лебедева С. Н.
Паспорт проекта
- Актуальность
- Цель и задачи проекта
- Участники проекта
- Сроки реализации проекта
- Ожидаемые результаты
- Ресурсы
- Организация и порядок реализации проекта
- Мониторинг
- Результаты реализованного проекта
- Литература
Актуальность
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в познавательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. По мнению известного специалиста в области квалитологии А.И. Субетто, в начале XXI в. «политика качества образования становится ядром образовательной политики». В связи с этим возникает необходимость более качественного подхода к образовательному процессу на всех этапах, начиная с дошкольного возраста. По мнению психологов и педагогов дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития всех психических процессов, в том числе и памяти.
Проблема памяти отражена в трудах отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна, С.А. Смирнова, П.И. Зинченко, С.Г. Бархатовой , З.М. Истоминой, Э.Меймана, Л. Постмана , М. Айзека и других.
Интересы исследователей концентрируются вокруг нескольких проблем.
Физиологические механизмы памяти наиболее полно раскрыты в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.Р.Лурии, Е.Н. Соколова и других.
В работах П.П. Блонского , Л.С. Выготского рассматриваются вопросы исторического развития памяти.
В исследованиях А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, Т.В. Розановой было убедительно показано, что произвольное и непроизвольное запоминание являются продуктом сложной познавательной деятельности, а не просто результатом прямого и непосредственного запечатления воспринимаемых объектов.
З.М. Истоминой, С.Г.Бархатовой, В.И. Самохваловой, Н.И. Преображенской изучались возрастные и индивидуальные различия памяти у детей дошкольного возраста, у школьников разных ступеней обучения и у взрослых.
В.Я. Ляудис разрабатывала проблему мненмического действия и его операционального состава, выявила зависимость объема кратковременной памяти от сформированности способов действия с запоминаемым материалом.
Преимущество логической памяти над механической показано в исследованиях Н.А. Рыбникова, С.Л. Рубинштейна , М.Н Шардакова, А.А. Смирнова и др.
В работах А.Н. Леонтьева и Л.В. Занкова проблема осмысленности запоминания была поставлена как проблема способов запоминания.
Важнейшими приемами осмысленного запоминания отечественные ученые (П.П. Блонский , Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн , П.И. Зинченко , А.А. Смирнов и др.) считают различные мыслительные процессы, посредством которых осуществляется логическая переработка запоминаемого материала. А.А. Смирнов, П.И. Зинченко выделяют три вида мыслительных процесса при запоминании: смысловую группировку материала, смысловые опорные пункты, смысловое соотнесение материала.
Исследования А.А. Смирнова, К.П. Мальцевой, Э.А. Фарапоновой , А.С. Новомейского , П.И. Зинченко показали, что переработка материала с помощью образцов и понятий позволяет осуществить смысловую группировку и резко увеличивает объем запоминаемого материала.
Значимость составления плана текста как мненмического приема отражена в значительном количестве психологических (А.А. Смирнов , П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, К.П. Мальцева , А.И Липкина), педагогических и лингвистических (Е.А. Адамович, М.Р. Львов, Н.С. Рожденственнский и В.К. Ягодовская ) работ.
В исследовании А.Н. Леонтьева проблема развития детской памяти была рассмотрена как проблема качественной перестройки мнемической деятельности как переход от непосредственного запоминания к запоминанию, опосредствованному установлением логических связей в материале.
З.М. Истоминой изучалась зависимость продуктивности запоминания от разных видов деятельности, в которых оно осуществлялось: в игре, во время занятий, в лабораторных опытах.
В исследовании Н.А. Корниенко сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала. Качественному анализу содержания воспроизведений в дошкольном возрасте (при припоминании сказок) посвящено исследование Т. Корман. В работе Р.И. Жуковской было выявлено различие в запоминании разных видов связного материала (стихов, потешек, сказок).
Особенности формирования у детей дошкольного возраста приемов логического запоминания (классификации и смыслового соотнесения) изучались Л.М. Житниковой и З.М. Истоминой. В исследовании А.Н. Белоус получены данные о соотношении уровней сформированности у детей дошкольного возраста двух приемов логического запоминания: смыслового соотнесения и смысловой группировки; Т.М. Капуновой выявлена зависимость запоминания разных видов материала от мыслительной активности детей; С.А. Лебедевой вскрыты некоторые особенности образной памяти дошкольников, обнаружена тесная связь запоминания с ориентировочной деятельности ребенка.
Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже выше их) как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма.
Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи всегда производят впечатления на детей.
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкостью, с которой такие стихотворения детьми запоминаются.
Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.
На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
Другой источник, из которого мы можем черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова.
Вопрос о заучивании, или вернее, запоминания стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм. Лучше стихотворения прочитываются повторно несколько раз. Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворения быстро и легко.
Исследователи отмечают, что детям дошкольного возраста доступны такие приемы логического запоминания как классификация, смысловое соотнесение, смысловая группировка материала. Однако практика работы в ДОУ показывает, что уровень развития логической памяти к концу дошкольного возраста у большинства детей недостаточен для успешного овладения школьной программой. Поэтому становится очевидной проблема совершенствования форм и методов, способствующих эффективному развитию логической памяти у детей дошкольного возраста. Ее решение определило направление проекта.
Цель проекта:
создание психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию логической памяти детей 6 лет.
Задачи:
1.Изучить современное состояние проблемы развития логической памяти у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить систему дидактических игр, направленную на развитие логической памяти у детей 6 – лет.
3.Формировать у родителей устойчивый интерес к умственному развитию детей, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
4. Проследить динамику развития логической памяти в процессе использования дидактических игр.
Участники проекта:
Сроки реализации проекта: сентябрь 2009 г. – 2010 г.
Ожидаемый результат:
- создание необходимых условий для развития логической памяти детей старшего дошкольного возраста;
- повышение уровня развития логической памяти у детей старшего дошкольного возраста;
- формирование у родителей устойчивого интереса к умственному развитию детей.
- Повышение интереса родителей к образовательному процессу в ДОУ.
1 этап - подготовительный этап
Цель- изучение особенностей развития логической памяти у дошкольников 6 лет.
В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
Мероприятие | Задачи |
Проведение мониторинга | Определение уровня сформированности логической памяти |
Изучение литературы по данной проблеме | Повышение профессионального мастерства через самообразование; - систематизация литературы по данной проблеме |
Анкетирование родителей | Выявить, что родители знают о развитии памяти детей |
Круглый стол с участием родителей | Познакомить родителей с мероприятиями по развитию логической памяти |
Оформление роди-тельского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта | Просвещение родителей |
2 этап – Основной
Задачи:
1.Формировать у детей умение использовать классификацию, смысловое соотнесение, смысловую группировку как способы логического запоминания.
2.Учить детей составлять картинный план и использовать его в качестве опоры при воспроизведении запоминаемого текста обучение детей использованию классификации, смыслового соотнесения, смысловой группировки как способов логического запоминания.
Месяц | Совместная деятельность воспитателя и детей | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
Сентябрь | Показываем стихи: разучивание стихотворения «В огороде» | Консультация «Учим стихи - развиваем память» | Консультация на тему: «Учим стихи правильно» |
Октябрь | Показываем стихи: разучивание стихотворения «Опенок» | Оформление папки – передвижки на тему: «Автоматизируем звуки» | |
Ноябрь | Учим стихи по картинкам: разу-чивание стихот-ворения «Кисонька - Мурысенька» | Оформление папки –передвижки на тему: «Оформление папки – передвижки на тему: «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений» | Мастер – класс «Как играть со стихами» |
Декабрь | Учим стихи по картинкам: разучивание стихотворения «Жили у бабуси» | Оформление папки – передвижки на тему: «Вместе с мамой на досуге» | |
Январь | Учим стихи руками: разучивание стихотворения «Как на горке – снег» | Консультация на тему: «Как учить стихи с ребенком» | Консультация на тему: «Калейдоскоп идей для зимней прогулки» |
Февраль | Показываем стихи: разучивание стихотворения «Тюлень» | Оформление папки – передвижки на тему: «Зимние игры и забавы» | |
Март | Учим стихи по мнемотаблице: разучивание стихотворения «Мой мишка» | Консультация на тему: «Расскажи стихи руками» (приобщение детей к православной культуре и нравственному воспитанию) | Семинар - практикум: «Логоритмика» |
Апрель | Учим стихи руками: разучивание стихотворения «Апрель, апрель! На дворе звенит капель» | Оформление папки – передвижки на тему: «Учим стихи по картинкам» | |
Май | Учим стихи руками: разучивание стихотворения «Одуванчик» | Оформление папки – передвижки на тему: «Он знал все песни наизусть» | Доклад на тему: «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений» |
3 Этап – Заключительный
Задачи: Провести анализ результативности проекта.
- Интеллектуальный праздник « В стране знаек».
- Мониторинг результативности работы.
- Выставка книг.
- Обработка и оформление материалов проекта
Мониторинг проекта
Диагностические задания:
Задание №1 направлено на определение уровня логической памяти (Р.С. Петровичева).
Детям предлагалось запомнить шесть пар слов, связанных по смыслу.
Давалась следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю пары слов, а ты внимательно слушай и постарайся их запомнить по два слова. Потом мне назовешь парами слова, какие запомнишь».
Затем зачитывались следующие слова:
- небо – звезда
- петух – гусь
- береза – дуб
- книга – буква
- ложка – тарелка
- лиса – волк
После того, как ребенок назвал пары слов, которые он вспомнил, ему задавались вопросы: «Что ты делал для того, чтобы лучше запомнить? Какие слова тебе легче запомнить? Какие трудно? Почему?»
В процессе выполнения задания фиксировались следующие показатели:
- принятие задачи
- количество воспроизведенных пар слов
- использование мнемических приемов
Распределение испытуемых по уровням осуществлялось следующим образом:
I уровень – высокий (3 б.)
Ребенок в процессе запоминания использовал мнемические приемы; запомнил и безошибочно воспроизвел в среднем от 6 до 5 пар слов.
II уровень – средний (2 б.)
Ребенок, используя мнемические приемы, запомнил и безошибочно воспроизвел в среднем от 4 до 2 пар слов.
III уровень- низкий (1 б.)
Ребенок не использовал приемов запоминания, запомнил и смог правильно воспроизвести в среднем от 1 до 0 пары слов.
Январь2010 год
Высокий уровень -%
Средний уровень - %
Низкий уровень - %
Задание №2 «Изучение логической памяти» (Р.С. Петровичева).
Ребенку по очереди предъявлялись 6 пар картинок, связанных по смыслу:
- стул – стол
- санки – лыжи
- груша – яблоко
- помидор- огурец
- тетрадь – карандаш
- дуб – желудь.
Перед предъявлением картинок ребенку давалась следующая инструкция: «Сейчас я тебе покажу по две картинки, а ты смотри внимательно и постарайся их запомнить. Потом мне назовешь парами картинки, какие запомнишь».
После записи воспроизведения ребенку задавались вопросы на выяснение осознания процесса запоминания: «Что ты делал для того, чтобы лучше запомнить? Какие картинки тебе легче было запомнить? Какие труднее? Почему? Когда тебе легче было запомнить, в тот раз или сегодня? Почему ты так думаешь?»
Уровень развития логической памяти определялись по следующим показателям:
- количество воспроизведенных пар картинок
- использование приемов запоминания
- степень самостоятельности.
В соответствии с данными показателями были выделены такие уровни:
I уровень – высокий (3 б.)
Ребенок в процессе запоминания использовал мнемические приемы, запомнил и безошибочно воспроизвел 6-5 пар картинок.
II уровень – средний (2 б.)
Ребенок, используя мнемические приемы, запомнил и безошибочно воспроизвел в среднем от 4 до 2 пар картинок.
III уровень- низкий (1 б.)
Ребенок не использовал приемов запоминания, запомнил и назвал от 1 до 0 пары слов.
Высокий уровень -%
Средний уровень - %
Низкий уровень - %
Задание №3 «Подбери картинку к слову» (К. П. Мальцева) направлено на выяснение умения использовать смысловое соотнесение в качестве приема логического запоминания.
Перед ребенком на столе раскладывалось 20 карточек. Далее давалась следующая инструкция: «Сейчас я буду тебе называть слова. Ты должен постараться их запомнить. Для того, чтобы тебе было легче их запомнить, выбирай к каждому слову карточку с рисунком, которая тебе поможет это слово запомнить». На выбор карточки к каждому слову отводилось 20с.
После того, как ребенок заканчивал подбирать к каждому слову картинку, его просили пользуясь отобранными им карточками вспомнить те слова, которые ему были зачитаны.
Слова для запоминания:
свет молоко птица
одежда сад ученье
ночь поле лес
дорога стул мышь
лошадь обед кукла.
Полученные данные обрабатывались по следующим показателям:
- количество воспроизведенных слов
- принятие задачи
- степень самостоятельности.
В соответствии с данными показателями были выделены следующие уровни:
I уровень – высокий (3 б.)
Ребенок запомнил и воспроизвел от 15 до 11 слов, самостоятельно достиг результата.
II уровень – средний (2 б.)
Ребенок воспроизвел от 10 до 6 слов. Цель запомнить принималась, сохранялась, но необходима некоторая стимуляция извне.
III уровень- низкий (1 б.)
Ребенок запомнил и назвал 5 – 0 слов. Цель запомнить принимается частично, специальных усилий для воспроизведения не предпринимается.
Высокий уровень -%
Средний уровень - %
Низкий уровень - %
Итоговый уровень развития логической памяти определялся на основе суммирования баллов, полученных детьми по каждому диагностическому заданию.
I уровень – высокий 7 - 9баллов
II уровень – средний 6-4 баллов
III уровень – низкий 3- 0 баллов.
Подводя итог результатов мониторинга можно сделать вывод, что большинство детей группы имеет средний уровень развития логической памяти. 10% детей имеет высокий уровень развития и 30% детей отнесено к низкому уровню. В процессе выполнения заданий часть детей пыталась использовать различные приемы запоминания: сравнивать материал, устанавливать смысловые ассоциации, сохранять последовательность воспроизведения материала. Однако большая часть детей приемами логического запоминания не владеет и требует специального обучения. Исходя из этого и строилась наша система работы, описанная во втором этапе.
Май 2010 год
Первое диагностическое задание
Высокий уровень -45%
Средний уровень - 45%
Низкий уровень - 10 %
Второе диагностическое задание
Высокий уровень -50%
Средний уровень - 45%
Низкий уровень - 5 %
Третье диагностическое задание
Высокий уровень – 50%
Средний уровень - 50%
Низкий уровень - 0 %
Результаты реализованного проекта
Совокупный материал, изложенный в работе позволяет достаточно уверенно утверждать, что повысить уровень развития логической памяти возможно при условии целенаправленной систематической работы в данном направлении.
В группе произошли позитивные изменения: не осталось ни одного ребенка с низким уровнем развития логической памяти, 40% детей перешло со среднего уровня на высокий. Полученные в ходе работы данные позволяют сделать следующие выводы:
- значительные качественные изменения в логической памяти могут происходить в сравнительно раннем периоде развития ребенка, но лишь при условии специально организованного, целенаправленного обучения приемам логического запоминания;
- запоминание наглядного материала детьми 6-летнего возраста более продуктивно по сравнению с вербальным.
Таким образом, развитие логической памяти у детей 6- летнего возраста будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- широкого использования дидактической игры, поскольку детям легче усвоить задачу запомнить, опосредованную игровым мотивом;
- поэтапного обучения детей приемам логического запоминания: на первом этапе - формирования смыслового соотнесения, классификации, смысловой группировки как умственных действий; на втором этапе – формирования умения применять эти действия в мнемических целях;
- индивидуального разучивания игр с ребенком в блоке совместной деятельности до полного освоения действий;
- сохранения в процессе игры отношений партнерства, сотрудничества между взрослым и ребенком.
Предложенная система работы может быть рекомендована в практику ДОУ. В то же время представленная система работы не является исчерпывающей, на наш взгляд, существует необходимость создания комплекса дидактических игр, способствующих развитию логической памяти у детей более раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим стихи - развиваем память
Консультация для родителей по заучиванию стихотворений, развитие памяти...
Методические рекомендации для воспитателей «Учим стихи – развиваем память»
Методические рекомендации для воспитателей«Учим стихи – развиваем память»...
Методические рекомендации для воспитателей «Учим стихи – развиваем память»
Методические рекомендации для воспитателей«Учим стихи – развиваем память»...
Методические рекомендации для воспитателей «Учим стихи – развиваем память»
Методические рекомендации для воспитателей«Учим стихи – развиваем память»...
Проект "Учим стихи - развиваем память"
Проект "Учим стихи - развиваем память" (для детей старшего дошкольного возраста)....
Проект "Учим стихи-развиваем память"
в помощь начинающим воспитателям...
Учим стихи - развиваем память
Консультация для педагогов по запоминанию стихов....