Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании культуры дошкольника
статья по развитию речи по теме
Испокон веков добрая книга является для человека кладезем мудрости и воспитателем души. Пробубудить у детей любовь к живому чтению, объяснить им важность и полезность этого делания надо начинать с самого раннего детства. Знакомясь со стихами дети открывают для себя мир настоящей русской поэзии. Возрождение семейного чтения несомненно служит для укрепления уклада жизни молодой семьи и делает ребёнка счастливым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stati.docx | 42.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль библиотеки в духовно нравственном-нравственном воспитании культуры дошкольника.
Книга совершенствует содержание речи дошкольника, обогащает её форму. Для детей создаются произведения русской и зарубежной классики, детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Детская литература - это искусство. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания, формирование правильного отношения к людям, к самому себе, к труду, к природе и так далее.
Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире. Рассказывая о родной стране, о её людях, воспитывают гражданские качества, закладывают основы патриотизма. Носителем духовной культуры народа является так же классическая литература, чтение ребёнку произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова С.А.Есенина, М.М.Пришвина и др. русских писателей – обязательное условие для его духовного становления. К.Д.Ушинский подчёркивал, что литература с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» Такой литературой прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, пословицы, прибаутки, заклички и др. Произведения фольклора незаметно вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре. Произведения русского фольклора дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности, трудолюбия, теплоты в отношениях, взаимопомощи. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой избирательность, индивидуальность литературных пристрастий. Любовь к поэзии отличительная особенность читателя – дошкольника. К.И.Чуковский считал каждого человека в возрасте от 2 до 5 лет поэтом: никогда в другие годы ребёнок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и не предпочитает их прозе. К.И.Чуковский отмечал свойственную этому возрасту готовность малыша пропрыгать, проскакать, легко запомнить и прокричать понравившиеся ему стихи. Именно стихами предпочитали писать С.Я.Маршак, А.Л.Борто и многие другие мастера художественного слова.
Татьяна Лвовна Шишова (православный ведущий психолог, автор множества статей и книг по вопросам психологии, педагогике, а так же сказок и пьес для детей) говорит – давайте ребёнку понять, что чтение это огромное удовольствие, с которым не сравнятся никакие игры и игрушки. Для этого конечно, нужно и самим дружить с книгой. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок подружился с книгой на долгие годы, как можно дольше читайте ему вслух. Обычно же происходит прямо противоположное: когда ребёнок начинает более или менее бегло читать, его норовят поскорее отправить в «свободное плавание». У родителей благодаря этому, появляется больше свободного времени, но становление ребёнка как читателя идёт гораздо медленнее. Читать ему трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, скучное занятие отвращает… В результате неприязнь к чтению может закрепиться на всю жизнь. Когда же ребёнок слушает выразительное чтение и одновременно заглядывает в книгу, он параллельно исподволь учится связывать слова с возникающими в его фантазии образами. Да и взрослый может по ходу дела пояснить значение незнакомых слов и отвечать на вопросы ребёнка, облегчая ему понимание текста. В современном мире психика детей хаотизируется. Резко возросли возбудимость, расторможенность, неуправляемость. Отсюда и рост асоциальных поступков, и снижение интеллектуального уровня. Стихи же – это мир гармонии. Подобно спокойной классической музыке стихи действуют на детей умиротворяющее, оказывая психотерапевтическое воздействие.
Литература, вводящая человека в мир православия, написана особым языком, он чрезвычайно богат. Каждая семья сама для себя определяет, какого рода книги читать ребёнку. Только хочется обратить внимание на принцип опережения: читайте то, что немного трудно. Тогда дети будут тянуться вверх и не бояться, что цель недостижима.
Конечно, уважая особенности ребёнка, можно и нужно влиять на формирование его литературных вкусов. По чаще интересуйтесь, что именно читает ваш ребёнок, высказывайте своё мнение о книге, писателе. Станьте для ребёнка домашним библиотекарем, помогающим ориентироваться в необъятном книжном мире. Начинайте читать вместе, а там глядишь, ребёнок увлечётся и дочитает уже сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольника.
в данной статье представленна система работы с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в традициях русской народной культуры, целью которой является приобщение семьи к решению зад...
"Роль игры в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
Консультация для родителей...
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отража...
План по самообразованию воспитателя ДОУ на тему : "Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка с са...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...