Многозначные существительные.Картотека игр.
картотека по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Работа над многозначными существительными

Цели:

-   уточнение смысла многозначных существительных;

-  включение многозначных слов в словосочетания и  предложения;

-  уточнение смысла многозначного слова в зависимости  от  контекста;

-  составление предложений с многозначными словами.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_v_rabote_s_frazeologizmami.docx62.46 КБ

Предварительный просмотр:

                «Многозначные существительные»

                    Скуратова М.А.

 

ГБДОУ № 17 Центрального района  г.Санкт-Петербурга

Работа над многозначными существительными

Цели: 

-   уточнение смысла многозначных существительных;

- включение многозначных слов в словосочетания и
   предложения;

-  уточнение смысла многозначного слова в зависимости

   от  контекста;

-  составление предложений с многозначными словами.

  1. “Найди и объясни”        

  Выбрать среди других предметы или картинки,  которые звучат одинаково.  Объяснить значение похожих слов.

  Картинки: лук /растение/, лук /как древнее оружие для метания стрел/; коса /сельскохозяйственный инструмент/, коса /прическа/; овсянка /каша/, овсянка /птица/; норка /домик/, норка /животное/; ключ /как источник/, ключ /для замка/, ключ /нотный/.

  1. “Кто это? Что это?”

Объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ,  железный ключ; острая коса,  длинная коса; меткий лук,  зеленый лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка,  пушистая норка; большая ножка,  деревянная ножка; пухленькая ручка,  дверная ручка.

  1. “Найди пару слов”

   Найти в предложении слова,  которые звучат одинаково.  Объяснить значение                             похожих  слов.

Не хочет косой косить косой.         Бегут минуты и часы.

Говорит: "Коси, коса!"                    Им точный счет ведут часы.  

                                                                                       (В. Кремнев)

    Под кустом ореха норка. 

    Проживает в норке норка.  (С. Косенко)

  1. “У кого? У чего?”

   Определить применительно к каким предметам используются слова.

   Предлагаются вопросы:  "У кого?",  "У чего?".

   Например: Ручка - у человека,  у двери,  у сумки.

                       Язычок - у человека,  у ботинка.

                       Глазок - у ребенка,  у двери.

                       Спинка - у человека,  у стула,  у кресла,  у дивана.

                       Головка - у человека, поезда, лука,  чеснока, магнитофона.

  1. “Выбери и назови”

   Выбрать среди других предметы, у которых есть части,  аналогичные частям тела

  человека.

  Предметы: картошка, подушечка, пила, расческа, поезд, бутылка, дверная ручка,                  

 гриб, стул, чайник, колокольчик, головка чеснока.

 Ребенок выходит к столу с предметами,  берет любой   и отвечает: " У человека –   глазок и  у картошки - глазок"

У человека – ушки и  у подушки – ушки.

У человека – зубы и у пилы - зубы.

У человека – голова и  у поезда - голова.

У человека – горлышко и   у бутылки - горлышко.

У человека – ножка и  у гриба - ножка.

У человека – носик и   у чайника - носик.

У человека – язычок и  у колокола - язычок.

  1. “Сколько?”

   Найди  и сосчитай в стихотворении слова, которые звучат одинаково, но                имеют разное значение.

а)  Много есть ключей.

     Ключ - родник среди камней,

     Ключ скрипичный,  завитой,

     И обычный ключ дверной.    (Л.Лукич)

б)   Шел я с сумкой за плечом,

      Вижу бьет в овраге ключ.

      Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ.            (  В. Лившиц)

Включение многозначных существительных в устойчивое сравнение

Цели: 

-  уточнение значения сравнительных оборотов;

  1. подбор синонимичных сравнительных оборотов;
  2. подбор сравнительных оборотов с противоположным
      значением;
  3. включение сравнительных оборотов в предложение;
  4. включение сравнительных оборотов в описательные
      рассказы.

  1. “Какой? Какая? Какое? Какие?” 

   Вспомнить и назвать как можно больше сравнений,  отвечающих на вопрос: “Какой? Какая? Какие?”.  Объяснить значение оборота.

Например:

   Ноги как у журавля –какие? - очень длинные.

   Ноги точно к земле приросли – какие? -  ноги не двигаются     от страха.

   Шея как у гуся – какая? - тонкая,  длинная.

   Шея как у лебедя – какая? -  стройная,  нежная.

   Уши как лопухи – какие? -  очень большие.

   Глаза как небо – какие? -  ясные,  голубые.

   Нос  как пуговка – какой? -  курносый.

  1. “Цепочки”

   Составить “цепочки” из сравнительных оборотов:

Ноги как у журавля - как у аиста - как у цапли - как жерди.

Волосы мягкие как лен - черные как вороново крыло - как у русалки - мягкие как шелк  - торчат как у ежа.

Глаза как у кошки - как у филина - как у кролика - как небо.

Борода как лопата - как веник.

Нос как кнопка - как пуговка.

Человек стройный как тополь - как лоза - худой как тень – круглый как колобок.

  1. “Скажи иначе”

   Придумать как можно больше сравнений. Объяснить значение сравнения.

   Прыгать как акробат - ловко,  легко.

   Есть как акула - много,  с жадностью.

   Летать как бабочка - бегать,  прыгать легко,  резво,  весело.

   Вертеться как  белка в  колесе - быть постоянно занятым.

  Лежать как бревно - лениться.

  Сидит как в  гостях  - ничего не делает.

  Ходить как журавль - широко шагать.

  Дрожать как заяц - очень бояться.

  Сиять как именинник  - быть в хорошем настроении.

  1. “Придумай сравнение”

   Придумать как можно больше сравнений,  отвечающих на вопрос “Какой? Какая? Какие? по теме  "Человек".  Объяснить значение.
Например:

Человек  (какой?) маленький как букашка.  Очень маленький.

...        упрямый как  баран.  Неразумно упрямый.

...        белый как бумага.  Очень бледный.

...        как глухой.  Ничего не хочет слушать.

...        скромный как девица красная.  Скромный,  застенчивый.  

...        здоровый как дуб.  Крепкий,  сильный.

...        колючий как еж.  Резкий в обращении.

...        высокий как  каланча.  Очень высокий.

...        красивый как  картинка.  Нарядный.

...        ловкий  как  кошка.  Очень ловкий.

...        храбрый как лев.  Очень храбрый.

5.1 “Кто больше”

   Детям предъявляется картинка.  Они должны вспомнить все сравнения, в которых есть слово,  изображенное на картинке.

Например:  картинка с изображением  волка.

Дети должны вспомнить следующие сравнения:

- Злой как  волк  (очень злой).

- Голодный как волк (сильно проголодался).

- Смотреть как волк (смотреть недоверчиво,  дико).

Заяц

- Трусливый как заяц (очень трусливый)

- Дрожать как заяц (очень бояться)

- Запутывать следы как заяц (менять направление во время ходьбы, бегства)

5.2 “Кто больше”

Кошка

- Ходить как кошка  (легко,  осторожно)

- Ловкий как кошка  (очень ловкий)

- Царапаться как кошка  (сильно больно)

- Видеть как кошка (хорошо видеть в темноте,  ночью)

- Глаза как у кошки  (желтые,  зеленые)

- Бегать как угорелая кошка  (носиться с места на место)

Жук

- Черный как жук  (черноволосый,  смуглый)

  1. Жужжать как жук (издавать монотонный звук)

6. “Закончи предложение”

              Подбери сравнение:

   Важный как… гусь.                                    

   Мчаться как /ветер/.                      

   Черный как /ворон,  грач,  жук/.        

   Стучать как /дятел/.                        

   Звенеть как /колокольчик/.            

   Одинокий как /былинка/.

   Смирный как /голубь/.  

   Сильный как /лев,  дуб/.

   Маленький как /зернышко/.

   Хитрый как /лиса /.

  1. “Как кто? Как что?”

    К названию действия придумать сравнения:

   Вертится как  (кто?) вьюн,  егоза,  белка в колесе.

   Скачет как  (кто?)  козочка,  козлик.

   Порхает  (кто?)  бабочка.

   Звенит как  (что?)  колокольчик,  музыка.

   Пищит как  (кто?)  комар.

   Обжигает как  (что?) крапива.

   Гремит как  (что?)  гром.

   Работает как  (что?)  машина.

   Прыгает как  (что?)  мячик.

   Ревет как  (кто?)  корова.

   Плывет как  (кто?)  лебедь.

  1. “Как кто? Как что?”

    К названию действия придумать сравнения:

Вертится как  (кто?) вьюн,  егоза,  белка в колесе.

Скачет как  (кто?)  козочка,  козлик.

Порхает  (кто?)  бабочка.

Звенит как  (что?)  колокольчик,  музыка.

Пищит как  (кто?)  комар.

Обжигает как  (что?) крапива.

Гремит как  (что?)  гром.

Работает как  (что?)  машина.

Прыгает как  (что?)  мячик.

Ревет как  (кто?)  корова.

Плывет как  (кто?)  лебедь.

  1. “Это  как?”        

  Добавить в предложение сравнение,  отвечающее на вопрос  "как?"

  Девочка порхает (как?)  как бабочка.

  Мальчик молчит (как?)  как в рот воды набрал.

  Он едет  (как?)  как черепаха.

  Ее голос  звучит  (как?)  как  колокольчик.

  Во время дождя в комнате темно  (как?)  как  ночью.

10. “Сравни”

    Добавить в предложение сравнение,  отвечающее на вопрос  "что?":

   Как у цапли  (что?)  ноги.                    

   Как арбуз  (что?)  голова.            

   Холодные как ледышки  (что?)  ноги.

   Как барабан  (что?)  живот.                

   Как  кнопка  (что?)  нос.                            

   Как у филина (что?)  глаза.                  

   Как сахар  (что?)  зубы.                  

   Как у лебедя  (что?) шея.

   Густые как грива (что?) волосы.

11. “Скажи наоборот”

Высокий как  каланча - маленький как букашка.

Смелый как лев - трусливый как заяц.

Красный как рак  - бледный как мел.

Греметь как гром - пищать как комар.

Копошиться как муравьи - ходить как  сонная муха.

Круглый как  колобок  - худой как Кощей.

Тяжелый как гиря - легкий как пушинка,  перышко.

Твердый как железо - мягкий как пух.

12. “Скажи наоборот”

Высокий как  каланча - маленький как букашка.

Смелый как лев - трусливый как заяц.

Красный как рак  - бледный как мел.

Греметь как гром - пищать как комар.

Копошиться как муравьи - ходить как  сонная муха.

Круглый как  колобок  - худой как Кощей.

Тяжелый как гиря - легкий как пушинка,  перышко.

Твердый как железо - мягкий как пух.

  1. “Составь портрет”

   Составление портрета человека из сравнений:

а)        составление по рисунку;

б)        составление по наглядной опоре;

в)        логопед предлагает детям словесный портрет,  дети должны его нарисовать.

15. “Художник”

Дети самостоятельно должны придумать портрет,  нарисовать человека и дать словесный портрет.

16. “Ответь на вопросы”

а)  Сережа двигается как сонная муха.
    Рома бегает как метеор.

          Кто ходит быстрее? /Рома/

б)  Ваня неповоротливый как медведь.
    Саша бегает как  угорелая кошка.
          Кто бестолково бегает? /Саша/

в)  Сумка легкая как пух.
    Чемодан как  гиря.

          Что тяжелее? /Чемодан/

г) Сережа смирный  как  голубь.
   Вова задиристый как петух.
          Кто не обижает? /Сережа/

д) У Ани волосы как лен.
   Вера черная как грач.
           Кто светлее? /Аня/

16.2 “Ответь на вопросы”

е) Витя робкий как заяц.
   Валя смелый как лев.

           Кто никого не боится? /Валя/

ж) Вера молчит как пень.
    Нина трещит как сорока.
          Кто много говорит? /Нина/

17.“Исправь ошибки” /работа над пониманием распространенных предложений/

   Логопед:  “Незнайка придумал предложения и все перепутал.  Помогите ему исправить ошибки”

   Например:  В пустыне песок холодный как лед. /В пустыне песок горячий как огонь/.

Снежинки легкие как свинец. /Снежинки лёгкие как пушинки/.                                                                             Мех лисы твердый как железо. /Мех лисы мягкий как пух/.

18. “Составь предложение”

   Объяснить значение сравнения, придумать предложение:

Летать как бабочка /ходить легко,  весело/.                                              

Девочка порхает как бабочка.

Включение многозначных существительных во фразеологические обороты

Цели:

- уточнение значений фразеологических оборотов;

- включение фразеологических оборотов в предложение;

- подбор фразеологических оборотов синонимов;

- подбор фразеологических оборотов антонимов;

- закрепление структуры сложноподчиненного    

   предложения с союзами “потому что”,  “поэтому”.

1.Назвать как можно больше фразеологических оборотов,  относящихся к частям тела человека.

а)   Голова варит
     Голова еловая
     Голова на плечах
    Ломать голову
    Вертеться в голове
    Ходить на голове

б)  Во все глаза

     Искры из глаз посыпались                  

     На глазок                      

     Хоть глаз выколи      

     Глаза слипаются

     Хлопать глазами

в)  Совать cвoй нос
    Водить за нос

    С гулькин нос

    Комар носа не подточит

1.1

г)   Горит в руках
    Мозолить руки
    Из рук вон

    Палец о палец не ударит

    На большой палец

    Сложа руки

д) Мозолить язык

     Как  в рот воды набрал                                                        

     Прикусить язык                                                                              

     Как  каша вo рту

е)  Еле ноги волочит
   Без  задних ног
   Со всех ног
   Нога за ногу

    На одной ноге

2. Придумать «слова – приятели» к  выражению:
не казать глаз     - не казать носа
прикусить язык  - проглотить язык
еле ноги волочит - без задних ног
светлая голова   - голова варит

со всех ног       - на одной ноге
изо всех сил        - в поте лица
с мизинец   - с  гулькин нос

3. Игра с мячом  «Скажи наоборот»

   Логопед называет выражение и бросает мяч одному из детей.  Ребенок должен сказать выражение,  противоположное по значению,  и бросить мяч обратно.

Вертеться перед глазами - с глаз долой, не казать глаз, не казать носа.

Болтать языком  -  как воды в рот набрал.

Ни в одном глазу -  валиться с ног,  без задних ног,  еле ноги волочит, клевать носом.
Пустая голова - светлая голова,
 голова на плечах.

Драть горло - себе под нос

Спустя рукава - изо всех сил, в поте лица, засучив рукава.
Мозолить руки - сложа руки
, палец о палец не ударит.

4.        Игра «Закончи предложение»

   Логопед называет начало фразеологического оборота,  ребенок должен закончить его и объяснить его значение.

Искры                /из глаз посыпались/

Не казать  ...        /глаз,  носа/

Хоть глаз  ...        /выколи/

Глаза                 /бы мои не видели,  на лоб лезут,  на мокром месте,

разгорелись,  разбегаются/

Ломать                  /голову/

Вешать                  /нос,  голову/

  1. гра  «Трик-трак»

   Логопед говорит детям оборот и объясняет его значение.  Дети должны сказать так  это или нет и дать правильный ответ.

Например:   Борода как  веник -  это большая,  широкая борода.

                     Дети: “Трик-трак - это так”.

Логопед:     Тонкий как волос - это толстый.

Дети: “Трик-трак - это не так.  Это очень тонкий.”

 Зубы как жемчуг - белые,  ровные.

 Ноги как у журавля - короткие.

 Высокий как каланча - очень высокий.

 Нос как кнопка - с горбинкой.

 Глаза как  у кошки   - желтые глаза.

  1. «Что на картинке?»

   Логопед предъявляет детям картинки,  которые передают прямое значение фразеологического оборота.  Дети должны назвать фразеологический оборот,  который подходит к  картинке,  объяснить его переносное значение.

  1. «Этюды»

   На карточках написаны фразеологические обороты.  Ребенок должен взять любую карточку,  прочитать выражение и обыграть его.  Дети называют оборот,  который был  показан,  объясняют его значение.

Глаза разбежались.      

Хоть глаз выколи.                  

Вертится на языке.                

Глаза на лоб лезут.

Пальчики оближешь.

Совать свой нос.

  1. Составление предложений по опорным словам.
    Я,  шить,  платье,  на глазок.

          Я,  водить за нос,  сбой,  друг.                    

          Мама,  готовить,  пальчики оближешь.

  1. “Составь предложение”

   Составление предложений с союзом “потому что” и фразеологическим оборотом:

  Я не ходил гулять,  потому что на улице хоть глаз выколи.

  Гриб никто не заметил,  потому что он был с мизинец.

  Его не слышали,  потому что он говорил себе под нос.

  1.  «Составь предложение»

 Составление предложений с фразеологическим оборотом и союзом “поэтому”.

 Я не сомкнула глаз ночью,  поэтому уснула днем.                          

 Скамейку сделали на глазок,  поэтому она развалилась.                          

 Мы шли нога за ногу,  поэтому опоздали на автобус.

11. “Закончи предложение”

     (закрепление структуры сложноподчиненного предложения с  союзом “потому     что”).

Мама опоздала на работу,  потому что...

...  я вертелся под ногами.

...  шла нога за ногу.

...я ходил на голове.

Гриб никто не нашел,  потому что...

...  он был с мизинец.

...  он был с гулькин нос.

...  мы шли по лесу на одной ноге.

12. “Найди ошибку”.

   Логопед предлагает детям прослушать предложение,  определить, правильно ли      оно составлено,  а если нет,  то исправить его.

   Я клевала носом,  потому что не спала ночью.

   На улице хоть глаз выколи,  потому что я наступила в лужу.

   Скамейка сделана из рук вон,  потому что она развалилась.

   Я увидела в магазине много игрушек,  потому что у меня глаза разбежались.

   Я ударилась,  потому что у меня искры из глаз посыпались.

13. “Умные вопросы”.

Логопед:  "К нам в гости пришел Знайка.  Он очень любит отвечать на вопрос  "Что?".  Давайте придумаем ему трудные вопросы".

Например:  "Почему поделка никому не понравилась?"

(Поделка никому не понравилась, потому что сделана на глазок или

потому что сделана спустя рукава)

14. “Почемучкины вопросы”.

  Один ребенок придумывает вопрос,  другой отвечает,  используя фразеологический оборот.

Например:

  1. Почему я быстро дошел до садика?
  2. Ты быстро дошел,  потому что шел со всех ног.
  3. Почему девочка хорошо сделала задание?
  4. ...  потому что у нее светлая голова.
  5. Почему мы быстро справились с делами?
  6. ...  потому что трудились изо всех сил.
  7. Почему девочка заблудилась?
  8. ...  потому что шла куда глаза глядят.

15. “Сказочные герои”.
Вариант I.

Логопед предлагает картинки сказочных героев.  Дети должны вспомнить фразеологические обороты,  которые подходят к данному герою.

Золушка -  не покладая рук; в поте лица; не смыкая глаз.

Мальвина - пальчики оближешь; красивая как картинка.

Пьеро -     повесить нос; повесить голову; глаза на мокром месте.

Незнайка - ветер в голове; садовая голова.

Вариант  II.

Логопед называет оборот,  дети - героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Многозначные слова"

Презентация "Многозначные слова"...

Лексико - грамматические упражнения по теме "Многозначные слова"

Многозначные слова  - интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна...

Многозначность слова "ИГЛА"

Фотографии предметов, которые называются "ИГЛА"....

Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)

Целью  программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.       Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...

Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами

  Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....

Подборка пословиц, поговорок, образных выражений, многозначных слов по всем лексическим темам.

В этом материале представлена картотека   различных пословиц, поговорок, образных выражений  и многозначных слов по всем лексическим темам, которые можно изучать с детьми в детском саду....