Обучение детей рассказыванию
методическая разработка по развитию речи по теме

Теоретический материал по обучению детей рассказыванию, составлению рассказов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей рассказыванию

Виды занятий по развитию речи:

  1. Пересказ;
  2. Рассказ по сюжетной картинке или по картине известного художника;
  3. Рассказ по серии сюжетных картинок;
  4. Описательный рассказ по предмету; драматизация;
  5. Творческий рассказ.

        Различают три вида текстов: повествовательный, описательный, описательно-повествовательный.

        Пересказ может быть: последовательным, полным (подробным); выборочным, кратким, творческим. Их перечень и цели, а также требования к текстам указаны в памятках.

        Кроме пересказов воспитатель обучает детей умению составлять рассказы.

        Виды рассказов:

  1. По серии предметных картинок в действии;
  2. Серии сюжетных картинок;
  3. Сюжетной картинке с опорой на план (схему).

                Примерная структура занятия по обучению рассказыванию

Этап занятия

Время занятия для групп, мин.

Вторая

 младшая

   группа

Средняя

   группа

Старшая

    группа

Подготови-  

    тельная

к школе

Организационный момент.

 1

 1

2

2

Артикуляционная гимнастика, дыхательные и (или) голосовые упражнения. Формирование звуковой культуры речи.

3

3

4

4

Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы воспитателя). Если это серия картинок, разбор  действий по каждой картинке отдельно.

4

5

5

6

Физкультминутка.

3

3

4

4

Составление предложений с соответствующей словарной работой.

-

3

4

5

Составление рассказа самостоятельно.

4

5

5

8

Итого.

15

20

25

30

                                     Общая схема организации занятия

  1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3-5 мин).

        В ходе игры дети вспоминают то, что поможет им  познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Ира должна быть такой, чтобы у ребенка не возникало затруднения (с детьми 3-4 лет организуется работа с предметами, каждое действие ребенок фиксирует  в речи; дети 5-6 лет сначала фиксируют  в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.

        Необходимое условие – четкое  объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

  1. Понимать, что от него требуется в игре;
  2. Определить, может он играть в  эту игру или нет;
  3. Хочет он играть в эту игру или не хочет.

        Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

        2. Затруднение в игровой ситуации (1-3 мин.)

        В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы этого еще не умеем…). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.В результате дети делают вывод о необходимости подумать. Как всем вместе выйти на затруднительной ситуации.

        3. Открытие нового знания или умения (5-7 мин.)

Педагог с помощью диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызывающей затруднение, используют новый способ действия.

        Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

        4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.)

        На этом этапе проводятся игры, где дети используют новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2-3 мин). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка детьми своей деятельности по освоению нового: убеждаются в том, что справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

        5. Повторение и развивающие задания.

        Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени. Материала для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

        6. Итог занятия.

        Дети фиксируют в речи: что нового узнали, где новое пригодится.

        Примечание. Во время занятия дети работают за столами 2-5 мин. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физкультминутки снимают утомление детей с помощью релаксационных упражнений.

                Примерная структура занятия по обучению рассказыванию

        1. Организационный момент.

        2. Артикуляционная гимнастика, дыхательное и (или) голосовые упражнения.

        3. Введение  в тему: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы педагога). Если это серия картинок, разбор действий по каждой  картинке отдельно.

        4. Физкультминутка.

        5. Составление предложений с соответствующей словарной работой.

        6. составление рассказа самостоятельно.

        7. Итог занятия.

                Примерная структура занятия по обучению пересказыванию

        1. Организационный момент.

        2. Артикуляционная гимнастика, дыхательные и (или) голосовые упражнения.

        3. Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).

        4. Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).

        5. Физкультминутка.

        6. Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).

        7. Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой, по частям; одним ребенком).

        8. Итог занятия.

                        Виды пересказов

        1. Последовательный, полный (подробный).

Цель: учить детей передавать содержание последовательно.

        2. Выборочный.

Цель: научить чувствовать сюжетные линии. (Умение отделить одну узкую тему от всего текста возможно только  в том случае, если ребенок в состоянии проанализировать все произведение).

        3. Краткий.

Цель: передать услышанное коротко, тезисно (умение обобщать).

        4. Творческий.

Цель: самостоятельноедодумывание сюжета (ситуации):

  1. Пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;
  2. Составление рассказов из нескольких текстов на заданную тему;
  3. Составление рассказа на основе  личного опыта по аналогии с услышанным.

Виды текстов:

1. Повествовательный.

2. Описательный.

3. Описательно-повествовательный.

Виды рассказов:

1. По серии предметных картинок  в действии.

2. По серии сюжетных картинок с предварительным   расположением последовательности.

3. По сюжетной картинке с опорой на план (схему).

                  Приемы для привлечения внимания детей,

          организационных моментов и поддержания интереса

                      к сообщению, рассказу, теме занятия.

Неожиданное начало.Общение между педагогом и детьми может происходить в любой обстановке: на прогулке, до или после занятий, перед дневным сном. Главное – эффект неожиданности. Когда дети не ждут ничего особенного, вдруг начинается необычный рассказ.

Ждали одно, получили другое. Если дети расшалились, не слушают педагога, вместо традиционного способа – строгого окрика, серьезного внушения, к которым дети готовы (ожидают), - он вдруг усаживает их вокруг себя и начинает рассказ. Тема может быть любой – главное, заинтересованность.

Не только делай, но и слушай.Во время трудовой деятельности (в природном и живом уголке, на участке, огороде) педагог начинает рассказывать о чем-либо или о ком-либо. Главное – тема рассказа должна соответствовать тому делу, которым заняты дети. Это сделает рассказ  не только интересным сообщением, но и очень нужной информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...

Обучение детей рассказыванию по картине

Презентация предназначена для воспитателей или студентов дошкольных отделений педагогических колледжей  и направлена на формирование знаний в вопросах развития монологической речи дошкольник...

Обучение детей рассказыванию по картине.

Материал из опыта работы учителя-логопеда на тему "Обучение детей рассказыванию по картине."...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».

Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать ...