НОД в старшей группе "Лесные жители"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Хлебникова Маргарита Ивановна

Образовательные  области: Коммуникация.  Познание.

Цель: Развитие  лексико - грамматического строя  речи .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_zhiteli.odt23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  совместной  образовательной  деятельности  педагога  с  детьми.

старшая  группа.

« Лесные  жители»

Образовательные  области:   Коммуникация.   Познание.

Цель:  Развивать  лексико – грамматический  строй  речи.

Задачи:

- Упражнять  в  умении образовывать притяжательные  прилагательные ( лисья,  медвежья,  волчий,  заячья,  кабаний)

- Закреплять  понимание  и  употребление  предлогов (над,  под,  между,  около)

- Упражнять  в  умении  ориентироваться  на  листе  бумаги  и  доске ( слева,  справа, верхний  нижний  угол,  нижний  правый  угол  и  т.д.)

- Упражнять  в  умении  подбирать  антонимы ( длинный – короткий,  колючий – мягкий,  злой – добрый)

- Упражнять  в  умении  согласовывать  существительные    родительного  падежа  единственного  и  множественного  числа ( белки,  зайцев,  лисенка  и  т.д.)

- Образовать   существительные с  окончанием: - ца – ха – ( лисица,  лосиха  и  т.д.)

- Совершенствовать  и  развивать  общую  и  мелкую  моторику.

- Обобщать  и  систематизировать  знания  о  диких  животных.

- Развивать  зрительно – моторную  координацию.

- Развивать  логическое  мышление.

Материалы  и  пособия:

- Игровое  упражнение  «Прогулка»

- Пальчиковая  гимнастика  « Есть  у  каждого  свой  дом»

- Речевая  гимнастика  « Лес  ночной  был  полон  звуков..»

Игровое  упражнение,  пальчиковая  и  речевая  гимнастика  взяты  из  книги Нищевой Н.В.  Картотека  подвижных  игр,  упражнений,  физкультминуток,  пальчиковой  гимнастики.  Детство — Пресс  2010 г.

- Наглядный  материал:  картинки  с  изображением  диких животных  и  их  детенышей, изображения  частей  тела  животных,  картинка « Кто  спрятался  в  лесу» ( наложенные  друг  на  друга  изображения),  все  с  магнитами.

- Большая  магнитная  доска.

- Мяч.

- Альбомные  листы  бумаги +  пластмассовые  крышки  от бутылок.

- 1\2  тетрадного  листа  в  крупную клеточку + простой  карандаш.

Действия  и  вопросы  педагога:

- Ребята, сейчас  мы  отправляемся  в  путешествие.

1. Игровое  упражнение  « Прогулка»

 ( По  дорожке,  по  дорожке,  скачем мы  на  правой  ножке,

и по этой  же  дорожке,  скачем мы  на  левой  ножке.

По тропинке  побежим,  до  полянки  добежим.

А  на  этой  на  полянке,  мы  попрыгаем,  как  зайки.

С-С-С-С – немного отдохнем, дальше  мы  пешком пойдем.)

- Вот  добрались  мы  до  леса,  кого  мы  можем  встретить  в  лесу?

2. Игра  с  мячом ( лови – кидай – и отвечай)

« Кто живет  в  лесу?»

- Вопросы  к  детям:

Кого  можно  встретить  в  лесу?

Кто  прячется  чаще  леса?

Кто  живет  в  лесу?

- У  каждого  животного  в  лесу  есть  свой дом.

3. Пальчиковая  гимнастика « Есть  у  каждого  свой  дом»

( У  лисы  в  лесу  глухом,  есть нора – надежный  дом.

Не  страшны  зимой  метели, белочке  в  дупле  на  еле.

Под  кустами,  еж колючий,  нагребает  листья  в  кучу.

Из  ветвей,  корней,  коры,  хатку  делают  бобры.

Спит в  берлоге  косолапый,  до весны  сосет  он  лапу.

Есть  у  каждого  свой  дом,  всем  тепло,  уютно  в  нем.)

4. Игра  с  мячом ( лови – кидай – и отвечай)

« У  кого  какой  дом?»

- Вопросы  к  детям:

Дом  лисы – это?

Дом  волка?

Как  называется  дом  медведя?

Домик  ежа -  это?

Дом  зайца?

- В  лесу  живут  животные, которые  всегда  ходят  стаей,  кто  это такие?

5. Ориентировка  на  листе  бумаги « Волчья  стая»

- Задания  для  детей:

Вожак  стаи  побежал  в  верхний  правый  угол  поляны,  потом  спустился  в  нижний  левый  угол,  выбежал  на  середину  поляны  и т.д.

- В  волчьей  стае  есть  не  только  взрослые  волки,  но  и  детеныши.

6. Игра  с  мячом ( лови – кидай  - и называй)

« У  кого,  кто  детеныш?»

- Вопросы  к  детям:

Кто  детеныш  у  лисы?

Как  называются  детеныши  у  медведя?

Кто  детеныш  у  волка?

и  так  далее  про  всех  животных.

- Очень  часто  у  животных появляется  не  один,  а  несколько  детенышей.

7. Игра  с  мячом ( лови – кидай – и  называй)

«Один – много»

- Вопросы  к  детям:

Один  это  волчонок,  а  много это кто?

Один  это  лисенок,  а  много это  кто?

Один это  медвежонок,  а  много это  кто?

и  так  далее  про  всех  детенышей.

- В  лесу  никогда  не  бывает  тишины,  всегда  слышны  какие – то  звуки.

8. Речевая  гимнастика « Лес  ночной  был  полон  звуков..»

( Лес  ночной  был  полон  звуков:

кто – то  выл: у-у-у-у-у,

а  кто  мяукал: мяу-мяу-мяу,

кто –то  хрюкал: хрю-хрю-хрю

и  топтал: топ-топ-топ

и глазищами  вращал: фр – фр- фр,

ну  а  кто – то тихо,  тихо,  тихим  голосом  молчал:  с-с-с-с

- Все  эти  звуки  напугали  детенышей,  они разбежались  и  потерялись, давайте  поможем  им  найти  мам.

9. Игра  с  мячом ( лови – кидай – и называй)

« У  кого,  кто  мама?»

Вопросы  к  детям:

Мама  лисенка – это?

Кто  мама  у  медвежонка?

Кого  ищет  зайчонок?

Кого  потерял  волчонок?

и  так  далее.

- Ребята,  посмотрите  и  скажите?

10. Речевая  игра « Кто  где?»

Вопросы  к  детям:

Кто  находится  в  верхнем  правом  углу?

Кто  находится  между  лисицей  и  волчонком?

Кто  под  ежихой?

Кто  справа  от  бельчонка?

и  так  далее.

11. Речевая  игра:  « Кто  какой?»

Вопросы  к  детям:

Медведь  сильный,  а  заяц?

Белка  маленькая,  а  медведь?

Лиса  рыжая,  а  заяц?

Еж  колючий,  а  заяц?

Волк  злой,  а  еж?

Лиса  длиннохвостая,  а  заяц?

и  так  далее.

12. Речевая  игра:  « Возьми  и  назови»

Задания  детям:

Возьми  картинку,  которая  находится  слева  от  волчихи,  кого  ты  взяла?

Возьми  картинку  под  зайчонком,  кого  ты  взял?

Возьми  любую  картинку,  где  ты  взял  картинку,  кто  это?

Возьми  картинку  между  ежонком и  медведицей, кого  ты  взяла?

и  так  далее,  пока  не  разберут  все  картинки.

13. Речевая  игра « У  меня  нет..?»

Каждый  игрок  начинает  фразу  словами : «У  меня  нет…»  и  называет  предыдущую картинку

и  оставляет  ее  на  магнитной  доске.

- Ребята,  посмотрите,  как  много  диких  животных,  но  все  они  разные  и  у  всех  свои  повадки.  Я  буду  вам  называть  4  животных,  а  вы  должны  назвать  одного, который  отличается  от  других.

14. Игра «4 лишний»

со  зрительной  опорой.

Зайчиха – лисица – ежиха – медведица.

Бельчонок – лисица – ежонок – волчонок.

Зайчиха – лисица – волчица – медведица.

15. Речевая  игра « Кого  не  стало?»

Вопросы  к  детям:

Кто  это?  - кого  не  стало?

16. Речевая  игра:  « Чей?  чья?  чьи?»

со  зрительной  опорой.

Вопросы  к  детям:

Хвост  волка,  чей  хвост?

Уши  зайца,  чьи  уши?

Лапы  медведя, чьи  лапы?

Мордочка лисы,  чья  мордочка?

Рога  лося,  чьи  рога?

и  так  далее.

- Ребята,  перед  вами  нарисован  лес,  посмотрите  и  найдите  животных,  которые  там  спрятались?

17. Игра « Кто  спрятался  в  лесу?»

Вопросы  к  детям:

Кого  вы  увидели?

Сколько  спряталось  животных?

Какое  самое  маленькое  животное  вы  нашли?

Кто  самый  большой?

Найди  и  обведи  лису.

- Ребята,  мы  побывали  с  вами  в  лесу,  увидели  много  диких  животных,  а  вот  почему  они  называются  дикие  животные?

-Вы  ответили  все  правильно,  теперь  можно  отправляться  обратно.

18. Игровое  упражнение « Прогулка»

Подведение  итогов.