Роль учителя-логопеда в подготовке детей к театрализованной деятельности.
статья (развитие речи, старшая группа) на тему
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей. Наиболее сложными из них является общее недоразвитие речи, осложненное стертой формой дизартрии.
У таких детей присутствуют не только нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности, в результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр, выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность.
Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya-logopeda_v_podgotovke_detey_k_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей. Наиболее сложными из них является общее недоразвитие речи, осложненное стертой формой дизартрии. У таких детей присутствуют не только нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности, в результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр, выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность.
Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Моторика детей с данным речевым диагнозом характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, т.е. координация.
Для успешной организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, необходим комплексный подход. В его реализации принимают участие все специалисты дошкольного образовательного учреждения: учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.
Основные направления в работе учителя-логопеда при подготовке детей к театрализованной деятельности:
- Развитие моторики артикуляционного аппарата;
- Формирование навыков речевого дыхания /правильного диафрагмального типа дыхания/
- Развитие просодической стороны речи /интонационной выразительности/
- силы голоса
- тембра голоса
- высоты голоса
- Развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Развитие мимических мышц лица /эмоций/;
- Развитие общих движений ног, рук, туловища;
- Развитие звуковой стороны речи, монологической и диалогической речи.
Разработан целый комплекс артикуляционной гимнастики, который проводится в нетрадиционной форме с применением точечного самомассажа и элементами биоэнергопластики, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. С помощью этих упражнений биоэнергия равномерно распределяется в организме ребенка. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата.
Можно провести биоэнергопластику и в стихотворной форме «Цветок»
Упражнение «Цветок»
(Текст, произносит взрослый. Движения или статическая поза Рук Губ и языка)
Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. Язык Высунуть и с напряжением тянуть его к носу
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе — врозь (несколько раз). Рот широко открыть — закрыть (в соответствии с движениями пальцев)
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки
Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.
Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков. Выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе. Эти движения усиливают речевой вдох и выдох. А в целом эта дыхательная гимнастика насыщает организм ребенка кислородом и укрепляет иммунную и нервную системы.
Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменчивость в речевом процессе. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно-выразительной стороны речи.
Упражнения на интонационную выразительность речи:
Упражнение «Гудок» усиление и ослабление звука –М- /гудок приближается, удаляется/
Упражнение «Посчитай» сидя или стоя считать до 5/10/, с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого) и наоборот.
Развитие диапазона высоты голоса
Упражнение «Самолет»
/самолет идет на взлет/
Произнося низким голосом, руки опущены:»У_____».
Самолет летит, в нем мотор гудит.
Высоким голосом, руки в стороны: «У_____».
Самолет садится.
Низким голосом, руки опущены: «У_____».
Упражнение «Зима»
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции (радостно, удивленно, грустно, равнодушно, таинственно, сердито, восхищенно)
Ах ты, зимушка-зима,
Все дороги замела.
Упражнения на восприятие ритма, ритмические упражнения.
«Прослушай и повтори»
Упражнение «Поющие игрушки»
Цель: расширять высотный диапазон голоса.
На картинке нарисована елка с игрушками, на которых изображены гласные буквы.
Сначала взрослый поет «Песенку елочки» с повышением голоса. Следует сделать вдох, а на выдохе пропевать гласные с постепенным повышением голоса, с одновременным движением руки от игрушки к игрушке вверх по елочке:
Затем сделать вдох и пропеть гласные с понижением голоса и одновременным движением руки по елочке, от игрушки к игрушке вниз.
Огромное значение оказывает развитие общей и мелкой моторики, как на звукопроизношение, так и на общее эмоциональное развитие ребенка. Важно научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки или персонажа.
В детском саду систематически проводим упражнения на развитие тонкой моторики, огромный выбор пальчиковых театров, дети с удовольствием играют, развивая как речь, так и творческое воображение. Проводим различные логоритмические упражнения и речедвигательные игры, а так же используем в работе массаж и самомассаж.
«Лиса» Самомассаж «Лиса»
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
Движения выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала —
Ручки, ножки и бока. Вот какая красота!
Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко. Ну, красавица-Лиса!
Эмоциональное развитие детей
Важным моментом является развитие эмоциональной сферы: мимики, чувств.
Развитие восприятия мимики лица осуществляется с помощью пиктограмм, картинок, фотографий и направлено на распознавание и дифференцирование эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления; активизацию мимической мускулатуры.
Дети с огромным удовольствием представляли себя сказочными героями. На занятиях применялись игры: “Угадай кто веселее”, “Озорные обезьянки”, “Облака”. Применялись задания, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний. Так, например, в работе были использованы следующие игры: “Кубик эмоций”, “Лото настроений”, “Коврик настроения”, “Рисуем настроение”.
Благодаря данным приемам дети активнее демонстрируют эмоциональные состояния в лицевой экспрессии, научились различать свои чувства и чувства других людей с опорой на схематические изображения.
Игра «Кубик эмоций»
Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных (например: грустный цыпленок, веселая бабочка, печальная улитка, таинственная рыбка, удивленный утенок, сердитый котенок, восхищенный цыпленок, испуганная рыбка, виноватая бабочка)
Развивая речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, формируя творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы, помогая пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, мы тем самым помогаем ребенку стать эмоциональным, творческим, артистичным, всесторонне развитым – талантливым малышом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль учителя-логопеда в деятельности ПМПК"
В презентации представлена работа учителя логопеда с детьми. родителями и педагогами в деятельности ПМПК"...
Статья на тему: "Роль учителя - логопеда в подготовке детей к театрализованной деятельности".
Развивая речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, формируя творческую фантазию, умение сочинять неюбольшие рассказы, помог...
Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших приобретений ребёнка...
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»
Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в коррекционно – развивающей работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, ...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.активизировать знания педагогов о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середин...
«Роль учителя – логопеда в формировании готовности детей к школе»
Развитие детей, поступающих в школу, определяется как «готовность к школьному обучению». В это понятие входит несколько компонентов: — интеллектуальная готовность; — мотивационная готовность; — эмо...
Доклад на тему: «Роль учителя – логопеда в формировании готовности детей к школе»
Роль логопеда в процессе формировании детей к школьному обучению....