Тема: « особенности развития речи детей 3-5 лет»
Ребёнок не рождается со словами «мама», «папа» на устах. Обучение правильной речи можно сравнить с восхождением по длиной лестнице, где успех зависит во многом от родителей и близких. Что бы ребенок начал говорить, вокруг него должно быть соответствующее речевое окружение. Ребёнок должен сам понять, насколько важно научится говорить - что бы потом полноценно общаться со своими сверстниками и близкими. В начале, когда ребенок начинает произносить свои первые слова, можно заметить неправильное произношение звуков, а так же упрощенное произношение, когда произносится лишь первый слог, а не все слово полностью. Бывает, что ребенок произносит одно и тоже слово по-разному, путая местами буквы или заменяя их на другие.
Для развития и усовершенствования речи ребенка необходимо ему помогать, используя ниже перечисленные приёмы.
При дальнейшем развитии звуковой культуры речи нужно обращать внимание ребенка на правильное произношение звука отдельно взятых букв (С, Л, З, Ц, Ш, Р, Ж, Ч). Добиваться как можно правильного произношения, развивая голосовой аппарат и дыхание во время произношения. Параллельно знакомить с значением слов используя визуальные примеры. Учить понимать и правильно употреблять эти слова во время разговорных игр с ребенком. Объяснять, что слова сами состоят из множества звуков, каждое слово звучит по-разному, звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращать внимание ребенка на продолжительность звучания слов. В ходе дальнейших занятий нужно показать ребенку отличия звучания твёрдых и мягких согласных. Научить его выделять и отдельно выговаривать первый звук слова, произносить слова с определенным звуком.
После того как ребенок научится правильно произносить часто употребляющиеся слова, он станет составлять из них предложения. нужно учить ребенка употреблять разные типы предложений (простые и сложные), приводить примеры. Стимулировать правильно и грамотно изменять слова, которые употребляются в повседневной жизни, создавая более сложные слова (заяц – зайцев, кролик – кроликов, рисую - нарисуй, пою - запой). Исправлять неправильное согласование слов в предложениях. Обращать внимание на правильное понимание и употребление предлогов. Учить образовывать название посуды или предметов в единственном и множественном числе, а также название детёнышей животных. Обратите внимание на различные способы образования таких слов (солонка, сахарница, хлебница, масленица).
На следующем этапе нужно уделить внимание правильному пониманию смысла слов, точном употреблении их по смыслу. Расширять словарный запас. При сравнении предметов учить выделять и точно определять существенные признаки. При обсуждении с ребенком понимания свойств различных предметов или природных явлений, употреблять слова которые их обозначают. Учить употреблять антонимы для понимания цвета или величины(тёмный - светлый, маленький - большой, короткий - длинный).
Следующий этап, на котором ребёнок научится пересказывать небольшие рассказы или сказки прочитанные раньше. Что бы это получилось в начале нужно вместе составлять не большие рассказы по интересным картинкам. Или составлять рассказы описывающие его любимую игрушку, её особенности и качества (внешний вид и одежда куклы), перечисляя наиболее яркие особенности. Пройдет не так много времени, и ребенок самостоятельно будет рассказывать вам или родственникам такие маленькие истории.
Все перечисленные приемы помогут ребенку развить речь. Все занятия должны всегда проходить в игровой форме. Так как игра – это самый эффективный метод обучения ребенка. Кроме того, занятие активным видом деятельности поможет развить умственные способности и кругозор ребенка.
прилагаю несколько игр:
1. «Кто как говорит».
(Игра для детей 2-3 лет.)
Игра учит образовывать глаголы от звукоподражания.
• Кря-кря крякает
• Му-му мычит
• Пи-пи пищит
• Ко-ко кудахчет и т.д.
2. «Назови ласково».
Игра учит образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Детям 4-5 лет лучше предлагать слова, обозначающие животных, посуду и одежду.
• Кошка – кошЕЧКа
• Чашка – чашЕЧКа
• Шапка – шапОЧКа и т.д.
3. «Эхо»
(Игра для детей 3-4 лет.)
Игра учит правильному звукоподражанию и образо -ванию новых слов.
Я – корова, а ты мой… (теленок). Как он мычит? (му-му-му)
4. «Образуй новое слово, изменяя его начало».
(Игра для детей 4-5 лет.)
Игра учит образовывать новые слова с помощью приставок.
ходить – ВЫходить, ЗАходить, Уходить, ПЕРЕходить, ПРИходить и т.д.
При закреплении умения образовывать глаголы с помощью приставок желательно использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей {шел — зашел — вышел — перешел — ушел; лез — залез — вылез — перелез — подлез; прыгает — подпрыгивает — перепрыгивает — запрыгивает и т. п.).
5. «Образуй новое слово»
(Игра для детей 4-5 лет.)
а) Игра учит образовывать глаголы от существительных:
• Учитель – УЧИТ, УЧИТЬ
• Мыло – МЫЛИТЬ и т.д.
б) Игра учит образовывать при помощи суффиксов разные части речи:
• Дом – домАШНий
• Гриб – грибНой и т.д.
6. «Повтори за мной».
(Игра для детей от 3 до 7 лет.)
Игра на развитие фонематического слуха.
Взрослый отхлопывает какой-нибудь ритм и предлагает ребенку повторить то, что он отхлопал.