"Игры по развитию речи, обеспечивающие готовность к школе"
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА"
Кафедра «Теории и методики профессионального образовании»
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации
«Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования»
(Инвариантный блок, 72 часа)
Слушатель ________________ О.С.Павлова (подпись, дата) Руководитель ________________ (подпись, дата) |
Самара 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация | 3 |
Развивающие игры для развития речи | 4 |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
Заключение | 8 |
Список использованных источников | 9 |
Аннотация
«Игра есть потребность растущего детского организма…» Н.К.Крупская
Игра – основная деятельность детей. Л.С. Выгодский писал « Через игровую деятельность и движение ребенок учится и в этом смысле игра может называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие.» Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких-то иных целей , чем играть.
Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, проводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Именно развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
Развивающие игры для развития речи
Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.
Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Дидактическая игра «Небылицы»
Нелепицам, небылицам и перевертышам отводится особое место в детском творчестве — в них заключена необычайно притягательная для ребенка сила. «Эти произведения построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава», — отмечал К. И. Чуковский. Дети действительно любят не только слушать, но сами сочинять небылицы, перевертыши и нелепицы. Существует несколько вариантов придумывания подобных произведений.
Вариант 1. «Ошибки». Простейшая возможность придумывать небылицы — это строить их на ошибках. Сначала такие истории будут больше двигательными, чем словесными. Например, надеть ботинки на руки, есть суп вилкой, баюкать машинку и т. п. Затем из ошибочных движений возникают интереснейшие истории с множеством «ошибочных персонажей», разновидностью которых служат объекты, носящие необычные, смешные имена. Например, «Синьора Поварешка», «Город Кастрюлька» и пр. В таких случаях уже само имя подсказывает сюжет истории-небылицы: «Синьора Поварешка жила в городе под названием Кастрюлька».
Вариант 2. «Так бывает или нет». Этот вариант используется преимущественно с самыми младшими детьми, так как позволяет освоить элементарные приемы придумывания небылиц. Ребенку предлагают простейшие ситуации, а он отвечает, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например, «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле варится суп», «чашка жарится на сковороде», «самокаты по небу летают», «кораблик плывет по волнам», «девочка рисует домик», «домик рисует мальчика».
Вариант 3. «Странные рассказы». Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»; «У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.
Подвижные игры
Подвижные игры, способствующие развитию речи, можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры-потешки с пальчиками и.т.д.
Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.
Вариант 1. Урожай
Координация речи с движениями, закрепление в речи глаголов: соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.
В огород пойдем идут по кругу
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты, «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками – 3 раза
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке идут по кругу, взявшись за руки.
Вариант 2. За грибами
Координация речи с движениями; Развитие творческого воображения, подражательности; Закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»
Все зверюшки на опушке дети идут в хороводе
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали скачут присядку, срывают
Рыжики срывали. воображаемые грибы
Лисичка бежала бегут
Лисички собирала срывают воображаемые грибы
Скакали зайчатки скачут на месте
Искали опятки срывают воображаемые грибы
Медведь проходил идут в развалку в конце строки
Мухомор раздавил топают ногой.
Сюжетно-ролевые игры
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были.
Игра развивает функции сравнения и обобщения в мышлении детей, развивает речь, воображение, учит общению.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Для игры вам понадобится: весы, касса для кассира, жетоны с цифрами вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи овощей, фруктов, продуктов, баночки из-под соков, йогуртов, сметаны, кефира, коробочки из-под чая, конфет, кофе.
Ход игры: В магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку.
Магазин игрушек – выбираем самую красивую игрушку, продавец показывает, как с ней играть.
Магазин готовой одежды – примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом.
Магазин посуды – выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее.
Магазин обуви – примеряем сыну или дочке обувь, правильно называем ее. Продавец вежлив с покупателями.
Вариант игры: покупатель не называет вещь, которую хочет купить, а описывает ее признаки – цвет, форму, размер и т.д.
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Для игры вам понадобится: Фигурки зверей по зонам проживания (Севера, Африки, пустыни, лесов), вольеры или клетки из коробок, силуэты деревьев, шишки, ракушки, камушки, таблички с названиями животных, птиц, инвентарь для ухода за животными (ведерко, совочек, веничек).
Ход игры: Строительство зоопарка: ставим клетки для зверей из кубиков, кирпичиков, поселяем зверей, делаем вольеры, сажаем деревья.
Кормление зверей, дрессировка зверей. Экскурсовод рассказывает посетителям о животных. Приходит врач, осматривает животных, назначает лечение больным зверям, дает им лекарства.
Вариант игры: посетители зоопарка описывают зверей, на которых смотрят. Экскурсовод должен отгадать о ком идет речь.
Заключение
Воспитатель, проводя со старшими дошкольниками усложненные варианты игр, рекомендованных для детей более младших возрастов, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много и располагаются они в определенной последовательности. Во время упражнений детям предоставляется возможность активно использовать уже усвоенные ими знания о слове и самостоятельно составлять задания, связанные со звучащим словом, для своих сверстников.
Новые упражнения со звучащим словом требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий, что способствует развитию речи.
Игра для дошкольников – основной вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. Для ребёнка игра – дело серьёзное. Физиолог Х. Хогленд писал: «Понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры».
Список использованных источников
Литература:
- «Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста»; Монография, Самара 2011
- Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка/ Изд. 2-е, расш. – М.; 2005
Интернет-ресурсы
- Статья на тему «Роль развивающих игр при подготовке ребенка к школе» http://www.coolreferat.com/
- Дидактические игры по развитию речи http://www.r-rech.ru/2009-03-23-14-52-33/2010-07-21-15-04-13.html
- Архив детских пьес// Подвижные игры http://dramateshka.ru/
- Логопедический портал // Подвижные игры на логопедических занятиях http://logoportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по математике, обеспечивающие готовность к школе
Доклад-реферат на тему "Дидактические игры по математике"...
Роль игры в развитии речи детей подготовительной к школе группы
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...
Роль игры в развитии речи детей подготовительной к школе группы
Список игр на развитие речи у дошкольников....
Роль игры в развитии речи детей подготовительной к школе группы
Роль игры к подготовительной к школе группы...
«Роль игры в развитии речи детей подготовительной к школе группы»
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любозн...
Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи детей подготовительной к школе группы»
laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающа...
Дидактические игры по развитию речи в подготовительной к школе группе
Старший дошкольный возраст —период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его...