Пальчиковые игры для малышей от 2 д о5 лет
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Тусаева Ольга Васильевна

Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет
 

Игра- одна из самых эффективных форм общения и воспитания  взрослых с малышами. Классификация игр многообразна. Остановимся на пальчиковых играх, которые дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
            В своей педагогической практике, проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий недостаточно. Руководствуясь современными разработками и развитием своих подопечных дошколят, разработала для них ряд пальчиковых игр, направленные на различные стороны воспитания и развития малыша.  Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево, третьи - способствуют формированию чувства уверенности у ребёнка.

          Персонажи и образы  пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с раннего возраста, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.
         Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет

Игра- одна из самых эффективных форм общения и воспитания  взрослых с малышами. Классификация игр многообразна. Остановимся на пальчиковых играх, которые дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
            В своей педагогической практике, проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий недостаточно. Руководствуясь современными разработками и развитием своих подопечных дошколят, разработала для них ряд пальчиковых игр, направленные на различные стороны воспитания и развития малыша.  Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево, третьи - способствуют формированию чувства уверенности у ребёнка.

          Персонажи и образы  пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с раннего возраста, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.
        Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
        Очень важно в  пальчиковых играх текс произносить максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
        Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения близким людям: папе, дедушка, бабушке..
         Большее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

          Играйте с малышами и результат не заставит вас долго ждать. С каждым днем малыш вас будет радовать своими достижениями и открытиями  в таком интересном и многогранном окружающем его мире.

ПАУЧОК 

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.


ПЧЁЛКИ

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.



Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).


ЧЕРВЯЧКИ 

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед!"

Глядь - а червячков уж нет!

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди


ПЯТЬ УТЯТ 

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").


ВЕТЕР 

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.


А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.




Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.


Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.







Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

РЫБКИ 

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

Лежало большое

Бревно на песке,
И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко!”
Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

А третья сказала:

“Мне хочется спать!”
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!
Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!”

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).


Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Быстро качаем ладонями (дрожь).


Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).



УЛИТКА 










В домике она сидит,

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт
Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт,
Лепесточки погрызёт.

Рожки в голову втянула,

В домик спряталась, заснула.

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.


Ползёт вперёд по столу.
"Улитка" заползает на "цветочек".


"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".

Литература:

  1. Ветрова  В.В. Ладушки (игры для детей и родителей) – М.: Знание, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для малышей

Стихи с описанием движений к ним...

Пальчиковые игры для малышей

В данной статье данны рекомендации по проведению пальчиковых игр  в ДОУ ,а также советы для  совместных занятий в семье...

Веселые пальчиковые игры для малышей

Наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли  с детьм...

Презентация для районного семинара на тему: "Пальчиковые игры с малышами".

В марте состоится районное методическое объединение работников дошкольных учреждений. Я приготовила презентацию....

Пальчиковые игры для малышей

Пальчиковые игры для малышей...

Пальчиковые игры для малышей

Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр для развития детей ранннего возраста...

Пальчиковые игры для малышей

Консультация для родителей...