Воспитание сказкой
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Сказки всегда занимали важное место в народном творчестве любой страны. Они передавались из поколения в поколение и носили не только развлекательный, но и познавательный, и воспитательный характер. За много веков до того, как появилось первое понятие о детской психологии сказители,  наделяя животных и предметы человеческими качествами, ставя их в различные ситуации, пытались влиять на сознание ребенка. Не поучая ребенка тому, что хорошо, а что плохо, и как следует вести себя в той или иной ситуации. Неугасающая популярность сказок на протяжении стольких веков говорит об их эффективности.Сказка - универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. 
В представленном материале показывается возможность и способы использования сказки на вольдорфских занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lllllldokument_microsoft_word.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

                Воспитание сказкой.

Сказки всегда занимали важное место в народном творчестве любой страны. Они передавались из поколения в поколение и носили не только развлекательный, но и познавательный, и воспитательный характер. За много веков до того, как появилось первое понятие о детской психологии сказители,  наделяя животных и предметы человеческими качествами, ставя их в различные ситуации, пытались влиять на сознание ребенка. Не поучая ребенка тому, что хорошо, а что плохо,     и как следует вести себя в той или иной ситуации. Неугасающая популярность сказок на протяжении стольких веков говорит об их эффективности.

Герои сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей, таких как доброта, честность, смелость, сострадание.  Отождествляя себя с ними, ребенок постепенно начинает разрабатывать свою собственную систему нравственных ценностей. Нам, родителям, очень важно понимать, какое влияние могут оказывать сказки на психику ребенка,  и каким образом мы можем использовать их в воспитательных целях.

Сказки - это наиболее верный язык для детей, который они чувствуют и  понимают лучше всего. Сказка - универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы.  То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

Главное разбудить сказкой душу. В занятиях по духовно-нравственному воспитанию мы рассматриваем сказку, как повод к размышлению, к обсуждению той или иной духовно-нравственной проблемы. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героя сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребенок не давал определенные ответы, а подумал о своей жизни, о своих чувствах и поступках. А размышление - это работа, эту работу дети могут не замечать, так - как она естественно вытекает из сказки.

Как мы рассказываем сказку?

Первая сказка о рождении человека. Вы хотите, говорим детям, узнать,  откуда появились вы, ваш братик, ваша сестренка, почему ваша мама стала и его мамой, ты стала сестрой, а он твоим братом? Вот сейчас  расскажем вам самую правдивую сказку в мире. Смотрите, алеет небо на востоке. Скоро взойдет солнце,  там далеко-далеко, где солнышко ночью отдыхает, у него есть прекрасное “Маковое Поле”. Вот сейчас Солнышко приближается к своему “Маковому Полю”. Алые маки цветут там вечно, в долине журчит прозрачный ручей. Каждой Матери, и вашей, Солнышко дарит на своем “Маковом Поле” маковый куст. Когда матери хочется сына или дочь, она мечтает: какое у нее будет дитя? И вот по ее мечте, под Маковым кустом и рождается новый человек, из материнской мечты и золотых лучей Солнца. Лежит малое дитя на алых маковых лепестках, протягивает ручки, улыбается - ему хочется к груди материнской. В это время прилетает птица - Аист, с серебреными крыльями и изумрудными глазами. Берет Аист дитя и приносит к матери. Это ее дитя, она взлелеяла его в своей мечте.         Солнышко создало вас такими, как маме вашей мечталось. А Аист птиц летит обратно, потому что много в мире матерей и у каждой своя мечта.

 Так что же это? Дети отвечают хором, это мечта, фантазии. А на самом деле, как рождаются дети? И начинается беседа.

Как важно тщательно подбирать вопросы к сказке. Вопросы не должны быть сюжетными, они могут лишь отталкиваться от сюжета. Используя вопросы и задания после сказки, можно обсудить с детьми проблемы, которые часто помогают

нормальной жизни ребенка, но которые трудно, а порой и невозможно обсудить с детьми напрямую.         Однако не всегда следует направлять обсуждение после сказки по тому руслу, которое кажется необходимым воспитателю. Главное дать детям раскрыться, свободно выразить свою точку зрения и объяснить ее,  любое давление со стороны взрослого мешает ребенку ощутить себя личностью, имеющей право высказать свои мысли. Как только дети чувствуют, что их мнение не интересно или неправильно, у них появляется закомплексованность не только перед воспитателем,  но и друг перед другом, замедляется речь и способность ясно выражать свои мысли, и тогда теряется весь смысл занятия.

В учебно - воспитательный процесс в нашем детском саду активно ввели комплексные занятия по схеме: сказка, музыка, рисунок, эвритмия.

   Такая методика,  позволяет учитывать физиологические особенности дошкольника, потому что малыш информацию (сказку),  хорошо способен усваивать только в течении 5-7 минут, затем его внимание исчезает, он перестает ее усваивать, поэтому на смену хорошо подходят «действия»: ручной труд в виде «рисунка».  Затем музыка для расслабления «души» ребенка, после таких чередований, ребенок способен снова хорошо воспринимать информацию, таким образом,   через «сказку» идет усвоение информации. Через «музыку» -  хорошо возникает образ у ребенка, возникает чувство к высказыванию – «речи».  А  через «рисунок» он воспроизводит -  «сказку» и «музыку». В итоге гармонично у ребенка развиваются мысли, чувства и действия.

. С чего начинаются и как проводятся занятия:

Схема построения занятия «Воспитание сказкой»

Название сказки:

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руки.

Предлагаемые нами 7 разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно. Могут быть использованы все или частично.

«Воспитание сказкой» (подготовительная группа)

Время (продолжительность)

1.

Рассказывание сказки (Нравственный урок, воспитание добрых чувств)

12мин.

2.

Художественное слово (песни, стихи, загадки и т.д)

6 мин

3.

Релаксация, оздоровительные мероприятия

4мин.

4.

Математика, экология

4мин.

5

Сказка развивает руки (ИЗО)

4 мин.

6.

Сопутствующие формы работы

5 мин.

итого

35 мин.

Примечание:

  1.  «Воспитание сказкой» - предлагаемые разделы, заложенные в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений (их может быть меньше или больше).
  2. Все занятия направлены на оздоровление организма и на духовно - нравственное воспитание,

 «Воспитание сказкой» представляет реальную возможность для решения следующих педагогических задач, познавательно - речевого развития, художественно – эстетического развития, духовно - нравственных экологических и социальных проблем:

  1. Дать первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, с предметным миром. Все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – эта установка должна стать творческим девизом для ребенка
  2. Помочь ребенку испытать храбрость и стойкость  увидеть добро и зло,  жестокость сказок, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты в нашей жизни.

 (Мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке - дурачку и т. д. )

  1. Закрепить в сознании ребенка радостное ощущение своей неразрывности с Природой, возвратив его в Детство.
  2. Создать условия для безопасности ребенка и включить его самого в процесс формирования на уровне знаний, умения, навыков. (Главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие установки закладывает в его душе, его сознании).

Цель и задачи:

  1. Формировать у детей оригинально, непривычно, по –своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, и т.д.
  2. Развивать наблюдательность и любознательность детей.
  3. Совершенствовать у детей диалогическую речь, самостоятельно пересказывать сказку, выразительно читать стихи, петь песни.
  4. Совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков, слов.
  5. Формировать представления о доброте, дружбе, сочувствии, понимании, переживании: ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции, доказывая, что это так или иначе.
  6. Формировать у детей нравственно-эстетические чувства при общении с героями сказок.
  7. Формировать устойчивый интерес к различным видам ИЗО деятельности (рисовать сказку схематично или методом пиктографии, вырезать, склеивать, лепить), показать эпизод сказки с помощью эвритмии, мимики, драматизации.
  8. Упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа

Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей

Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....