"Мы гостей встречаем,хлебом величаем"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Образовательные области:"Социализация","Труд","Познание" ."Коммуникация."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_dlya_sayta.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
ГБДОУ №120 Фрунзенского района г. Санкт- Петербург.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема «Мы гостей встречаем, хлебом величаем»
Воспитатель: Спиридонова Светлана Германовна
Задачи:
1.Воспитание у детей интереса к народным традициям.
2.Закрепление знаний о правилах приёма гостей, умение использовать различные формы приветствия: словом, жестом, мимикой, употребление различных форм приглашения.
3.Закрепление у детей знаний и навыков культуры поведения, общения с людьми.
4.Упражнять детей в применении полученных знаний в типичных ситуациях, развитие умения поддерживать беседу, рассуждать.
5.Активизация и обогащение словаря детей за счёт использования пословиц, новых слов: исстари, метать, милости просим, любезности.
Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим; учить детей добру, дружбе, уважать старших.
Предварительная работа:
Беседы с детьми, чтение художественной литературы «Хорошие манеры», разыгрывание этюдов: «Дружная семья», «Возьми и передай», «Золотой дождь», «Ласка», изучение правил поведения «Уроки этикета».
Материалы:
Рушник с хлебом, солью.
Посуда к чаю, самовар.
Одежда для хозяйки и хозяина.
Конверты с индивидуальными заданиями.
Картонки, скатерть на стол, салфетки.
Жетоны, расположенные на столе и полу (полукругом).
Магнитофон, кассеты.
Ход:
Воспитатель: Дети возьмите жетончики под музыку подойдите к стульям, возьмите их и поставьте его около жетона того же цвета, что и в руке. Сами встаньте за спинкой стула. Помните наш девиз: «Ловкость - бесшумна».
Дети выполняют.
Воспитатель: - Молодцы! А у нас сегодня гости. Поприветствуйте их.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - А как мы ещё можем поздороваться, но не словами?
Мальчики делают кивок головой, а девочки реверанс.
Воспитатель: - Наши гости – это наши друзья, как мы приветствуем, друг друга, если он находится далеко?
Дети машут руками.
Воспитатель: - Молодцы, спасибо, садитесь. А теперь поприветствуем дуг друга
Дети улыбаются друг другу, берут соседа за руки, пожимают руки друг друга.
Воспитатель: - Очень хорошо, вот какая у нас дружная семья.
Воспитатель: - Вы знаете ребята, что хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб бывает черный и белый. (Показывает.) Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничной, черный - из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи. Показ детям колосьев ржи и пшеницы (можно поместить на фланелеграфе рисунки — колоски, а рядом — изображения пакетов с мукой).
Сюрпризный момент: Стук в дверь.
Воспитатель: - Ой, кто-то ещё к нам стучится. Кто же это может быть?
Дети делают предположение.
Воспитатель: - Давайте пригласим войти.
Дети: - Входите, пожалуйста, добро пожаловать, будьте любезны, входите, милости просим .
В группу входит девочка – Вежливинка (из другой группы).
Вежливинка: Здравствуйте ребята, я слышала, что вы сегодня здесь интересно играете, мне дома стало скучно, вот я и пришла к вам в гости.
Извините, что без приглашения.
Выходит хозяин и хозяйка, с хлебом – солью подходят к Вежливинке.
Хозяин и хозяйка:
- «Хлебом солью, мы гостей встречаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём…»
Вежливинка принимает хлеб – солью.
Вежливинка: - «Спасибо хозяюшка» ставит хлеб соль на стол.
- А почему вы так встречаете гостей?
Хозяин: - « Так исстари русские люди встречали гостей – это традиция»
Вежливинка: - А почему хлеб солью?.
Хозяюшка: - Хлеб соль на Руси считалась главной едой, они были на любом столе. И в русском языке есть много пословиц о хлебе с солью
Воспитатель: - Дети, а вы знаете эти пословицы?
- «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
- «Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой».
- «На хлебе, на соли, да на добром слове».
- «Без соли, без хлеба — худа беседа».
- «Соли не жалей, так и есть веселей».
- «Без хлеба не сытно, без соли не сладко».
- «Соли нету, так и слова нету».
- «В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью».
- «Хлеб-соль разбойника побеждает».
Вежливинка: А я и не слышала такие пословицы. Вы молодцы много знаете пословиц. Знаете, ребята, пока я к вам ехала я столкнулась вот с какой
ситуацией. Мальчик школьник сидел около окна, в автобус вошла старушка, она встала рядом с мальчиком потому, что свободных мест не было. Мальчик продолжал сидеть, как ни в чём не бывало. А как бы вы поступили в этой ситуации?
Дети: -«Я уступлю место, ведь бабушка старенькая и у неё больные ноги».
Ответы других детей.
Воспитатель: Как вам понравилось стихотворение? Какие здесь слова волшебные? Ответы детей: Извините, разрешите, спасибо. Не забывайте их говорить, тогда у вас не будет неприятностей ни в автобусе, ни дома, ни на улице.
Хозяин: - «Ну, что? Соловья баснями не кормят. Эй, хозяйка, что в печи, то на стол мечи».
Звучит музыка. Физкультминутка.
Воспитатель: - Выходите, вставайте в круг, Это наш стол. Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Дети: Мы на стол поставим чайник
Самовар, тарелки, чашки
Будем всех мы угощать
Дорогих гостей встречать».
Имитационные движения:
«Чайник»- одна рука на поясе, другая в стороны вверх.
«Самовар» - обе руки на поясе, щёки надуты
«Чашки» - ноги в стороны, руки в стороны вверх
«Тарелки» - кружатся вокруг себя, руки в стороны.
Воспитатель:- Молодцы! А теперь подойдите к нашему волшебному дереву, возьмите свой конвертик, сядьте за столы и выполните задание, которое вам приготовила Вежливинка.
Дети выполняют задание, а хозяин с хозяйкой накрывают на столы.
Вежливинка наблюдает за детьми, поочерёдно подходит к детям вместе с воспитателем, задаёт вопросы.
Воспитатель:- Молодцы, хорошо справились с заданием, а теперь подойдите к гостям покажите им, что у вас получилось.
Хозяюшка: « Милости просим к столу, чем богаты, тем и рады».Тогда дети подходят к столу и замечают неполадки, которые тут же исправляют.
Мальчики помогают девочкам сесть, садятся сами.
Хозяюшка: « Сверху пар, снизу пар, кипит наш русский самовар. Милости просим на чашечку чая!»
Вот так мы живём, пряники жуём, чаем запиваем, гостей угощаем.
Хозяин с хозяйкой обходят гостей и угощают.
Воспитатель:- Ну, что вам понравилась наша встреча, давайте скажем всем спасибо, попрощаемся с нашими гостями.
Дети говорят «До свидания».
В дальнейшем закрепляем полученные знания и умения в сюжетно – ролевых играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий досуга "Масленницу величаем!"
Знакомство с русским-народным обрядовым творчеством....
Консультация для родителей об психологических особенностях воспитания мальчиков и девочек "Величие небольших различий"
Выступление-презентация педагога-психолога на общем родительском собрании. Раскрыты психологические основы воспитания мальчиков и девочек....
Величие небольших различий. Особенности гендерного воспитания.
Предлагаю материал общего родительского собрания по вопросам гендерного воспитания. Материал содержит презентацию, констпект собрания и памятку для родителей...
Опыт семейного воспитания "Ваше величие,здоровье"
В статье описан опыт работы по теме: здоровье....
Памятка для родителей "Величие небольших различий"
Из опыты работы по гендерному воспитанию дошкольников....
Величие небольших различий
Величие небольших различий (мальчик, девочка)(памятка для родителей) · Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.·...
Консультация для родителей "Величие небольших различий"
Консультация для родителей...