Фольклорные жанры в воспитаниии и обучении детей раннего возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Челебиева Эльвина Муртазаевна

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. В основе работы лежат общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорные жанры в воспитании и обучении детей раннего возраста.

    Гениальный творец языка и величайшей педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Для самых маленьких это произведение устного народного творчества.

Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка – водичка...»), накормить («Травка – муравка...»). Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые необходимы для его развития

 Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты...» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами.

Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Младенцем ребенок учится узнавать звуки народного языка, их мелодии, затем овладевает умением понимать их смысл; повзрослев, начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости..

Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны детям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонически развитой личности.      Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этими не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из обрядовых, хороводных, песен – это золотой фонд, любовно сохраненный предыдущими поколениям.

Занятия с использованием фольклорных произведений несут на себе отпечаток исторической давности. В ходе таких занятий главная задача – донести до детей смысловое содержание.

Многозначительность и многогранность фольклорной тематики требуют от воспитателя не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости полноты чувства и личной сопричастности. Очень важно, чтобы воспитатель мог внести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятие проходит не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют на музыкальных инструментах. Внести настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства – вот в чем особенность фольклорных занятий.

В основе работы лежат общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

Принцип активности и посильной самостоятельности. 

Его суть – активное соучастие и сотрудничество воспитателя и ребенка. Воспитатель прикладывает все усилия, чтобы помочь детям понять содержание всего произведения. В ходе занятий расширяется пассивный словарь ребенка, формируется активный словарь. Поэтому на занятиях формируются все условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия с взрослым. Воспитатель предлагает малышу включаться в игровое взаимодействие, например: попоить – цыпляток из ведерочка, убаюкать куколку. При этом воспитатель постепенно побуждает детей проявлять самостоятельность, выражать словами сваё отношение к происходящему, например: ответить, кто больше всех понравился, чей домик самый красивый.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором – принцип познавательной выразительности.

 Достигнуть его можно эмоциональной выразительностью. Именно с помощью эмоционального изложения текста, поддерживается вниманием детей. Ведь, как известно, малыши отличаются не произвольностью действий неспособностью к самоорганизации. Их внимание носит летучий характер. Именно поэтому эмоциональное воздействие поддерживает активность восприятия.

Ситуация внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей.

Этот приём, очень сильный по своему воздействию, и мы стараемся не слишком часто использовать в процессе занятий с детьми, так как они привыкают взаимодействовать с воспитателем только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, то есть используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.), с помощью которых создается развернутая картина действий. Пояснение подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ может быть фрагментным (основные этапы произведения) или полный с использованием различных наглядных средств.

Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляем и в продуктивной деятельности. Привлекаем детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток.

С целью закрепления навыков используем дидактические игры, например «Узнай потешку». В игре по предложенной картинке надо вспомнить произведения народного творчества. С помощью подобных игр дети упражняются в чтении потешек, закрепляют навыки интонационной выразительности, учатся управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей.

 Широко используем словесные игры по мотивам народного творчества, например, « Про сороку». На роль сороки выбирается самый активный ребенок. Читая потешку, воспитатель предлагает детям отобразить ее содержания в действиях. В результате рассказывание потешки превращается в увлекательную игру.

В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно- речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.

Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни."

Использование колыбельных, пестушек, прибауток, потешек  для  развития речи у детей раннего возраста....

Альтернативные системы воспитания и обучения детей раннего возраста

Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш пр...

Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Формирование компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста».

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...

Реферат по дисциплине: Воспитание и обучение детей раннего возраста "Проблема диагностики психического развития в педагогике раннего возраста"

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможно...