Единство требований логопеда и воспитателей в работе над речью детей.
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Развитие речи ребёнка - работа многогранная. Чтобы осуществлять её целенаправленно, необходима тесная связь в работе логопеда и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_rebyonka.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С системой логопедической работы воспитатель знакомится на фронтальных и подгрупповых занятиях, проводимых логопедом.
Логопеду необходимо систематически посещать занятия воспитателей.
Согласованная работа воспитателя и логопеда начинается с обследования ребёнка. Логопед обследует артикуляцию, произношение, грамматический строй, восприятие речи.
Воспитатели дополняют обследование сведениями о состоянии общей моторики, самообслуживании, поведении в коллективе, умении работать на занятиях.
Результаты обследования заносятся в речевую карту. По результатам обследования логопед составляет перспективный план работы по следующим разделам: работа над звукопроизношением, развитие слухового восприятия, грамматические категории и формы.
Воспитатели в свой план включают разделы: словарная работа, фразовая речь, обучение связной речи.
На каждые две недели воспитатель включает в свой календарный план задачи по звукопроизношению и грамматическому строю. Воспитателю нужно быть сильным творческим работником, чтобы умело сочетать работу по программе и логопедическую.
Ежедневно воспитатель проводит артикуляционную гимнастику со всей группой. В неё включаются упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к постановке нового звука.
Поставленный звук закрепляется воспитателем и логопедом совместно.
Воспитатель включает в ежедневную гимнастику упражнения с речёвкой на заданный звук. Движения подбираются простые, чтобы не затруднять дыхание.
На занятиях и вне занятий воспитатель следит за произношением закрепляемого звука.
Необходимо, чтобы приёмы и виды работы воспитателя и логопеда были разными. Так, например, логопед на занятии закрепляет звук "С" в дидактической игре. Дети называют разложенные перед ними картинки. Затем они закрывают глаза и логопед убирает часть картинок. Дети должны сказать, каких картинок не стало.
Воспитатель закрепляет тот же звук в игре в магазин. Дети покупают продукты, в названии которых слышится звук "С".
Более сложной является работа по формированию грамматических навыков. Воспитатель по согласованию с логопедом проводит знакомство с понятиями, с названием предметов, действий и признаков по определённой теме. Так, например, воспитатель знакомит детей с внешним видом, повадками диких животных.
Логопед позже отрабатывает на этом материале произношение слов определённой слоговой структуры. Отрабатываются падежные окончания существительных дательного падежа: зайцу, волку, ежу, медведю. Усваиваются конструкции типа: зайцу надо капусту, ежу надо гриб, лиса живёт в норе, белка живёт в дупле. Привлекается внимание детей к словообразованию: у лисы - лисята, у зайца - зайчата.
Воспитатель включает игры и упражнения на отработку отдельных навыков словоизменения, построение предложений.
Например, вечером во время совместной деятельности воспитателя с детьми, разучивается игра "Найди свой дом". В разных местах групповой комнаты ставятся стульчики с прикреплёнными картинками, изображающими жильё животных: берлога, дупло, нора, норка. Воспитатель распределяет роли среди играющих: лисёнок, бельчонок, медвежонок, мышонок. Предлагает найти свои домики. Спрашивает каждого, где он живёт, Требует ответа: я лисёнок, живу в норе и т.д. Затем рассказывает: "Утром пригрело солнышко. Все зверята собрались на поляне, весело играют. Вдруг загремел гром, началась гроза. Зверята бросились к своим домикам. Посмотрим, не перепутали ли они их" И снова проверяют, кто в каком "домике" живёт.
На следующем этапе составляются краткие рассказы, стихи. Разучивают их с детьми как воспитатель, так и логопед, причём материал для заучивания подбирается логопедом. Воспитатель подбирает материал для художественного чтения, консультируясь с логопедом.
На занятиях логопеда проводятся виды работы способствующие общему развитию речи. Например, дети учатся излагать рассказ по картине, по сюжету, выложенному на фланелеграфе, по прочитанному тексту. При этом нельзя забывать о таких задачах, как закрепление навыков прочного звукослияния с правильным произношением сливаемых звуков, плавно переходить от согласного звука к гласному.
Усвоение некоторых грамматических категорий, удобнее проводить на занятиях воспитателя.
Так, например большие возможности для усвоения окончаний прилагательных предоставляются в НОД по художественному творчеству.
Множество игр на закрепление грамматических форм можно провести на прогулках. Вот, например, какую своеобразную игру в «прятки» проводит воспитатель на закрепление предлогов «за» и «в». Водящий не закрывает глаза, когда дети прячутся, а запоминает, кто куда спрятался. Когда все дети спрятались он закрывает глаза или отворачивается и называет детей, и место, где спрятались. Если без ошибок названы все дети, то ведущим становится первый из названных детей.
Много видов работы по уточнению значений глаголов с разными приставками. Логопеду часто приходится проводить работу, используя картинки и игрушки. Воспитатель эту работу может провести в подвижной игре. Логопед отрабатывает с детьми глаголы с приставками: от, под, с, вы и т.д. Дети придумывают предложения со словами приехал, выехал, уехал, доехал. Воспитатель на прогулке проводит игру «Лучший водитель такси». Воспитатель рассказывает детям, что у водителей такси очень хорошая память. Они помнят много улиц, памятников, общественных зданий. Давайте проверим, как вы запомните мой маршрут: я выехала из автопарка, проехала по улице, подъехала к стоянке, с пассажиром отъехала от стоянки, проехала по набережной, подъехала к мосту, переехала на другой берег и подъехала к вокзалу.
Воспитатели используют для речевой работы все режимные моменты. Необходимо помнить, что одну и ту же задачу приходится выполнять в течение длительного времени, что каждое слово и выражение ребёнок связывает с определённой ситуацией. Поэтому, добиваться умения обобщать, использовать полученные навыки в разной ситуации, в связной речи очень трудно. Необходимо устанавливать всё более тесные контакты логопеда с воспитателями, чтобы в совместной работе вырабатывать более разнообразные виды работ, использовать совместные пособия.
Особенно сложно выработать программу для смешанных групп. И воспитателям и логопеду приходится проводить очень много индивидуальной работы, что отнимает много времени и не позволяет проводить работу в необходимом объёме.
Чем раньше логопед и воспитатель начнут работу вместе, тем больше надежды, что они добьются положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на совете педагогов на тему:"Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи"
Материал о взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя....
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей по преодолению нарушений речи у детей
Цель: познакомить воспитателей с логопедическими играми-упражнениями способствующими формированию правильного произношения....
Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »
Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...
Презентация. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы в коррекции речи детей дошкольного возраста.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы в коррекции речи детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»
Основная задача коррекционной работы логопеда и воспитателей с детьми с ОНР - научить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.Определяя содержание работы, сп...