ЛИТЕРАТУРНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
материал по развитию речи по теме

Потапова Ирина Алексеевна

 

Литературное образование  - это воспитание и развитие личности в процессе изучения художественной литературы.

Собственно литературное образование начинается в 4 классе (главная цель до этого выработка навыков беглого чтения).

Дошкольный период рассматривается как 1 ступень литературного развития будущего большого талантливого читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno_-_patrioticheskoe_obrazovanie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА:

ЛИТЕРАТУРНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Литературное образование  - это воспитание и развитие личности в процессе изучения художественной литературы.

Собственно литературное образование начинается в 4 классе (главная цель до этого выработка навыков беглого чтения).

Дошкольный период рассматривается как 1 ступень литературного развития будущего большого талантливого читателя.

Задачи литературного образования в д/с:

  1. воспитывать интерес и любовь к книге;
  2. воспитывать стремление к общению с книгой
  3. развивать способности к целостному восприятию произведения;
  4. воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
  5. развивать поэтический слух.

Эти задачи определены на основе знаний особенностей восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений литературы (работы Выготского Л. С., Рубинштейна С. Л., Запорожца А. В., Теплова, Никифоровой О. И., Флёриной Е. А., Корпинской Н. С., Гурович Л., М.).

У детей постепенно возникает пристальный интерес к содержанию произведения, постижению его внутреннего смысла, осознания некоторых особенностей формы произведения (ритм, рифма).

Своеобразие восприятия литературных произведений у детей 2- 4  лет состоит в следующем:

при осмыслении литературного и поэтического текста ребенок опирается, главным образом, на имеющийся у него непосредственный опыт, который у него еще очень ограниченный и узкий.

На 5 году жизни дети:

 осмысленно воспринимают художественное произведение,

 легко устанавливают простые причинные связи в сюжете,

вычленяют из цепи событий отдельные факты,

высказывают правильные суждения о поступках героев.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливаются довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты:

формируется способность улавливать эмоциональный подтекст произведения;

расширяется и литературный опыт детей;

развивается умение видеть скрытые мотивы поступков.

Детей знакомят с жанровыми особенностями таких видов литературных произведений как рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка.

Методы ознакомления дошкольников с художественной литературой:

  1. чтение воспитателя по книге или наизусть, т. е. дословная передача текста
  2. рассказывание воспитателя, т. е. свободная передача текста
  3. инсценирование – средство вторичного ознакомления с художественными произведениями
  4. заучивание наизусть.

Формы работы с книгой в д/ с:

  1. чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихов на занятиях
  2. использование литературных произведений, произведений  устного народного творчества вне занятий в разных видах деятельности.

Заучивание стихов.  Методические требования:

  1. не рекомендуется заучивать хором (искажается или пропадает смысл стихов);
  2. стихи заучиваются целиком (а не по строкам или строфам)
  3. не следует требовать запоминания полного стихотворения на одном занятии;
  4. следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, интерес к поэзии;
  5. необходимо создавать «атмосферу» поэзии в д/с систематически в течение года, а не только к празднику.

Структура непосредственной образовательной деятельности

  1. небольшая беседа, связанная с темой произведения:

цель: заинтересовать детей, создать настроение, назвать жанр, автора.

  1. выразительное чтение стихов (наизусть) без установки на запоминание.

Пауза.

  1. анализ произведения - точный, краткий, эмоциональный.
  2. повторное чтение с установкой на запоминание.
  3. воспроизведение стихов детьми
  4. выразительное чтение воспитателя или детей.


СТИХИ О БРЯНСКЕ

И. Швец

НАШ ГОРОД БРЯНСК

Нашим городом можно гордиться —

красотою его и судьбой.

Он по паспорту старше столицы,

а по виду совсем молодой.

А когда полыхала планета,

город вышел на битву с врагом, —

Партизанская  площадь  согрета

и цветами, и Вечным огнем.

Милый город наш, витязь России!

После боя, скорбя и любя,

мы из пепла тебя воскресили,

из развалин подняли тебя.

Город Брянск — золотые рассветы

и Десна в голубых берегах.

Удивительны улицы летом,

корпуса заводские в садах.

Будет город расти, разрастаться

и красивее будет, чем есть, —

здесь рабочею честью гордятся,

умножают рабочую честь.

Знают здесь, как дается победа,

и здесь помнят всегда о былом.

Партизанская площадь согрета

и цветами, и Вечным огнем.

БЫЛИННЫЙ РУССКИЙ  ГОРОД

Опять рассвет.

Задумчив, тих и ласков,

Уходит лес за дальний окоем.

И пенье птиц, и запахи, и краски

Меня волненьем полнят до краев.

Я рад и горд.

Когда звучит над Брянском

Напев, рожденный здесь, в родном краю.

Как земляки тропою партизанской

На подвиг шли за Родину свою.

Под тот напев рассвет   и тих, и ласков,

Встает над нашей стороной лесной.

И входит новый день страны, как в сказку,

В былинный русский город над Десной.

И. Швец

ПОКУДА СЕРДЦЕ БУДЕТ БИТЬСЯ

Наш город с каждым днем растет,

каким он стал большим и новым!

...Не верится, что был он стерт

с лица земли в году суровом...

 Мне он дороже стал вдвойне

с тех пор, как онемели пули,

— за смерть,

что принял на войне,

за жизнь,

что мы ему вернули.

Как в майский день вхожу в него,

влечет меня от моста к мосту

осанка гордая его

и белокаменная поступь.

Однажды прописавшись в нем,

я, признаюсь, его частица:

прописан в сердце он моем,

покуда сердце

будет биться.

Г. Метельский

СОЛОВЬИ

     

Пернатые ворожеи, в  черемухах трель рассыпая,

 поют в «Соловьях» соловьи, от края поют и до края.

Поют о приходе весны.

И песнями их заворожен,

ты молча идешь вдоль Десны

 в плену у реки и дорожек.

Брянск — рядом.

Достанешь рукой.

Машины, заводы, котельни...

 А здесь — соловьи и покой

и этот пейзаж акварельный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста.

Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста.  Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной п...

Доклад на педагогическом совете "Роль детской книги в литературном образовании детей"

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой...

Современные технологии литературного образования детей в ДОУ

Освоение задач реализуется в организованных педагогом совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлеч...

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений....

Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Литературное образование детей.

Восприятие литературы - это сложный творческий процесс. В статье представлена классификация уровня восприятия художественного произведения детьми младшего и старшего дошкольного возраста.....

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.

Художественная литература это одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника....

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.

Художественная литература это одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника. Художественная литература побуждает ребёнка мыслить, помогает ему ориентироваться в окружающе...