« Развитие речи детей в общении, как способ интеллектуального и нравственного развития в окружающем их мире»
статья по развитию речи по теме

Овод Светлана Фёдоровна

Доклад по развитию речи детей в общении их с окружающим миром и со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rech_i_obshchenie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие речи детей в общении,

как способ интеллектуального

и нравственного развития

 в окружающем их мире»

                                                                                                                       Из опыта работы

                                                                                                               воспитателя

                                                                                                           Овод С.Ф.

I. ВВЕДЕНИЕ.

      Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы, а также самостоятельно задавать их. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. В дошкольном возрасте словарный запас ребёнка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых.

       Л.С.Выготский, исследуя проблемы обучения, писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту».

       Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка.

        К основным видам деятельности ребёнка относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диа-логической, монологической, письменной), позволяют каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

                                                       

II. Основная часть.

  1. Основные задачи работы.

 

       Для реализации своей работы я спланировала следующие задачи:

  1. развитие и активизация словаря детей;
  2. освоение и развитие звуковой культуры речи;
  3. развитие и освоение грамматически правильной речи;
  4. развитие навыков речевого общения с взрослыми и сверстниками;
  5. обогащение опыта речевого общения детей с окружающими его людьми.

  1. Формы и методы работы.

       В своей работе я использовала следующие методы и формы работы:

  1. Наглядные  (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций и картин)
  2. Словесные  (беседы, чтение художественной литературы, пересказы, фольклор)
  3. Практические  (дидактические игры, словесные игры, подвижные игры со словами, диагностирование, анкетирование взрослых)

   Свою работу по развитию речи и речевого общения, я организовывала и в  повседнев-ной жизни, и в различных видах деятельности: на занятиях; на прогулках; в игровой деятельности детей, в свободной самостоятельной деятельности детей, а также в работе с семьёй.

      На занятиях мы с детьми ставили звуки и учились их произносить правильно и чётко, учились строить простые и сложные предложения, составлять небольшие рассказы и пересказывать тексты, рассматривали картины и иллюстрации, по которым составляли описательные рассказы, учились строить диалоги между двумя и тремя детьми и т.д. На прогулках, при наблюдении за различными объектами, дети учились правильно и чётко отвечать на поставленные вопросы. В игровой и самостоятельной свободной деятельнос-ти дети учились общаться между собой, чётко и ясно высказывая и выражая свои мысли и предложения для создания игровой ситуации. При работе с семьёй я использовала анкетирование и проводила консультации для родителей по обучению детей граммати-чески правильной речи и речевому общению родителей и детей вне детского сада.

     Перед тем, как начать работу по формированию речи в общении детей, я использовала метод наблюдения за детьми на занятиях и в свободной деятельности детей: как общаются они между собой, как умеют выстраивать диалог, умеют ли высказать ясно и чётко свою мысль, как отвечают на поставленные вопросы, умеют ли пересказать небольшой текст, составить рассказ из 3-4 предложений без помощи взрослого     Результаты наблюдений за детьми я систематизировала и составила диагностику. (Приложение №1)                                                                                                                  

     

 

С учётом результатов диагностики построила свою работу по развитию речи детей в общении их на занятиях, в игровой деятельности, в свободной повседневной жизни и в общении детей с взрослыми и сверстниками. Это позволило мне систематизировать, расширять и углублять умения детей общаться между собой и с взрослыми, используя знания и умения в составлении диалогической и монологической речи, построении грамматически правильной связной речи. Также результаты диагностики показали, что необходимо расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей при общении их со сверстниками и окружающими их взрослыми.

        Совершенствуя умение пользоваться установленными формами вежливого общения между собой и взрослыми, дети начинают использовать в своей речи элементы диалогической и монологической речи в сообщениях о выполненной ими работе, о поручении, а также в диалогах с взрослыми, в совместной творческой деятельности: сочинении небольших сказок, рассказов, чистоговорок, стихов и т.д., в умении пересказать тексты, построении простых и сложных предложений в своей связной речи.

         Вместе с тем, расширение контактов ребёнка с другими людьми вызывает необходимость научиться относить к себе речь взрослого, обращённую к группе людей, понимать её содержание и реагировать на неё. Ребёнок вступает в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания, стремится задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешения и т.д. Ребёнок осваивает первые уроки культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить), использование дружелюбного, спокойного тона общения.

         С этой целью я проводила занятия, различные по характеру и содержанию, беседы на различные темы, дидактические игры, викторины, рассматривание картин и иллюстраций, составление по ним описательных рассказов, придумывание диалогов по определённым темам, беседы и консультации для родителей по развитию речи в общении детей с семьёй.

         Например, проводила беседы по темам: «Как вести себя в общественных местах», «Для чего нужно умение общаться?», «Что такое вежливость?» и т.д. Обучая детей речевому общению, использовала различные игры: словесные, настольно-печатные, театрализованные, подвижные игры со словесными приговорами и др.

          Лингвистические игры во всём многообразии  и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации (подвижные игры со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные и т.д.), способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у детей происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими. Также развиваются диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие детей в таких играх стимулирует речевую активность. Параллельно со становлением речевого общения детей в детском саду, я проводила консультации для родителей, чтобы систематизировать, совершенствовать и углублять речевое общение детей не только в детском саду, но и в семье между детьми и их окружением,

 а также проводила анкетирование и беседы с родителями по совместному обучению

детей речевому общению и развитию речи детей, активизации и обогащению словаря детей, что способствовало дальнейшему развитию активного речевого общения детей.

(Приложение №1)

    Начинала я свою работу с детьми младшего возраста. С ними я проводила игры и занятия по становлению звуковой культуры речи, совершенствовала правильное произношение отдельных звуков, а также звуков в сочетании со слогами и словами. Например, говорила и показывала детям, как правильно произносить звуки, как располагать язычок при том или ином звуке, заучивали и проговаривали чистоговорки на различные звуки:  са-са-са – вот летит оса; су-су-су – вижу я лису; со-со-со – у машины колесо и т.д.  

    С детьми среднего возраста также закрепляли на занятиях и в играх звуковую сторону речевого общения, обучались чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы взрослого, по произведениям, обучались пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по картинкам и иллюстрациям, заучивали наизусть и выразительно читали стихи и т.д.

    В старшем возрасте, кроме уже изученного, учились общению между собой, составляя диалоги по определённым темам, учась не перебивать говорившего взрослого или ребёнка, внимательно выслушивать, отвечать на вопросы полными ответами, составлять предложения из нескольких слов, называя каждое слово и определяя его местоположение в предложении. Также дети учились свободно владеть в разговоре речью и общаться между собой, интонационно выражать свои мысли и т.д.

    В своей работе я использовала различные игры: словесные, развивающие, логические, которые требуют внимания, умения строить свою речь, логически мыслить и умения рассказать чётко и ясно о своих ощущениях и идеях. Такие игры, как «Кто что делает?», «Цепочка слов», «Узнавание», «Какие бывают слова?», «Пропущенные слова», «Пропавшие слова», «Летает – не летает» и др.

         Всё это способствовало развитию речи детей и развитию речевого общения детей со сверстниками и с окружающими их взрослыми.

                                                                                                                                                         

         

 

III. Заключение.

        Использование в систематической работе различных форм и методов показало эффективность работы при формировании диалогической и монологической речи детей, звуковой культуры речи, построении грамматически правильной связной речи, а также развития речевого общения детей.

        В начале моей исследовательской работы качественный уровень развития речи детей составил:    высокий – 25%;  средний – 55%; низкий – 20%.

       В процессе моей работы по развитию речи и речевого общения в течение нескольких лет уровень развития составил: высокий – 65%, средний – 35%, низкий – 0%. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи и речевого общения повысился на 40%.

      Диагностирование показало, что систематически-целенаправленное развитие речи и речевого общения детей в течение определённого времени, способствует развитию умственных способностей детей, успешному обучению в школе, умению детей строить взаимоотношения между сверстниками и взрослыми, способствует развитию логическо-го мышления и связного рассуждения в речи детей.

       

 

Библиографический список.

        1.О.А. Белобрыкина. «Речь и общение».

        2. Н.В. Новоторцева  «Развитие речи детей».

        3. Н.В. Ёлкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать».

        4. О.С. Ушакова  «Развитие речи и творчества дошкольников»

        5. Л.Г. Антонова «Развитие речи: уроки риторики».

       

Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Много ли ребёнок задаёт «почемучкиных» вопросов?

       а) очень много, постоянно;

       б) довольно много, но периодами;

       в) мало.

2. Любит ли слушать, когда ему читают?

       а) любит и подолгу слушает;

       б) когда как;

       в) не любит.

3. Проявляет ли интерес к самостоятельному чтению?

       а) умеет читать и часто читает;

       б) буквы знает и читает кое-какие слова;

       в) интереса к чтению нет.

4. Любит ли играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?

      а) очень любит, сам играет, экспериментирует словами, знает много стихов, сказок;

      б) по-разному;

      в) не любит стихов, не играет в слова.

5. Хочет ли ребёнок учиться?

     а) очень хочет;

     б) хочет, но боится идти в школу;

     в) не хочет.

6. Есть ли у ребёнка потребность к творчеству?

     а) есть;

     б) проявляется, но изредка;

      в) очень редко.

7. Уверен ли ребёнок в своих силах?

     а) конечно, уверен;

     б) когда, как;

     в) нет, не уверен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....