Проект "Игрушки"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Стимулирование речевого развития путем тренировки движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrushki.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение «Комсомольский детский сад»

Практико-игровой проект

«Игрушки»

Руководитель:

Немкина Ирина Владимировна

воспитатель

I квалификационной категории

2010 год

Участники: дети 1 младшей группы (18 детей).

Масштаб: 1 месяц

Обоснование: движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий способствует формированию речевых областей мозга. Этот факт мы решили использовать в своей работе с детьми ясельного возраста по развитию речи.

Цель: стимулирование речевого развития путем тренировки движений пальцев рук..

Задачи:

  1. Способствовать связи восприятия со словом и действием;
  2. Поддерживать стремление активно вступать в общение;
  3. Стимулировать повторять слова и фразы стишков;
  4. Развивать артикуляционный аппарат.


Стратегия и реализация проекта

1 этап:

  1. Подобрать и изучить художественную литературу;
  2. Подобрать игрушки, книги для выставок;
  3. Изготовить атрибуты и оборудование для сюжетных игр;
  4. Пополнение развивающей среды группы.

2 этап: 

Работа с детьми

  1. Пальчиковая гимнастика «Мячик»
  2. Аппликация «Мой веселый, звонкий мяч»
  3. Рисование на манке «Мячик»
  4. Заучивание стихотворения «Мяч» А.Барто
  5. Словесная игра «Мы игрушками играем»
  6. Дидактическая игра «Картинки»
  7. Лепка «Неваляшки»
  8. Словесная игра «Куда кладешь игрушку?»
  9. Сюжетная игра «Тряпочная кукла»
  10. Речевая подвижная игра «Машина»
  11. Заучивание стихотворения «Автомобиль» А.Барто
  12. Пальчиковая игра «Шарик»

Работа с родителями

  1. Оформление раскладушки «Играем пальчиками – развиваем речь»
  2. Опросник «Любимая игрушка моего ребенка»
  3. Анкета «Как я учу говорить своего ребенка»
  4. Предложить принести фотографии для фоторепортажа «Играем дома»

3 этап: 

  1. Выставка детских работ
  2. Оформить результаты опросника «Любимая игрушка моего ребенка»
  3. Развлечение  «Праздник игрушек»
  4. Занятии «Любимые игрушки»

Материальные затраты:

  1. Цветная бумага
  2. Манка
  3. Иллюстрации с изображением гармошки, погремушки, Дюймовочки, Петрушки, Матрешки, Неваляшки, Чебурашки, зайца.
  4. Игрушки: барабан, юла, гармошка, робот, кукла, матрешка, машина, кошка, мячики, шарик.
  5. Пластилин

Трансляция проекта: на педагогическом совете и открытое мероприятие «Любимые игрушки»

Литература:

  1. Е.А.Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста»
  2. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста»
  3. Л.Н.Смирнова «Развитие речи у детей 2-3 лет»
  4. Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет»
  5. Л.Н.Смирнова «Логопедия»
  6. В.В.Цвентарный «Пальчиковые  игры»
  7. А.Е.Белая «Пальчиковые  игры»

Диагностика


Приложение

Пальчиковая гимнастика «Мячик»

«Птички»

Пальчики – головки,

Крылышко – ладошка.

Ладошки повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнуты пальцы – крылья. Помахать ими.

«Птички в гнездышке»

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет

Где она взяла зерно.

Охватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

«Сова»

Сидят совы на суку

И кричат «бу-бу-бу».

Руки в кулачках, прижаты друг к другу пальцами. Большие пальцы – вверх (ушки), указательные пальцы  вместе: они выставлены на вас (нос).

Сюжетные игры

«Птичка»

На носочки дети встали,

Птичек в небе сосчитали

Прилетайте птички к нам

Вкусных  зернышек я дам

Зернышки поклюйте

С нами потанцуйте.

Дети встают на носочки

Имитируют счет пальчиками

Взмахи руками

Имитация рассыпания зернышек

Мотают головой

Хлопают  в ладоши, кружатся

«Совушка-сова»

Днем сова в дупле спала,

А потом и ночь пришла.

На охоту сова полетела

Во все стороны зорко глядела.

Летала сова, летала,

Добычу себе искала

То садилась она, то взлетала.

Крыльями важно махала,

То на елке она сидела

И на землю она смотрела.

Наконец-то добычу нашла

И в дупло к себе принесла.

Присели с закрытыми глазами

Руки под щекой

Руками взмахнули

Смотрят по сторонам

Бег в рассыпную

Со взмахами рук

Приседания и бег

Взмахи рук

Приседания

Повороты головы в разные стороны

Убегают и забегают в круг

Словесные игры

«Сорока»

Ты, сорока, где была?

Что сорока принесла?

Я летала на базар,

Принесла вам тар-тар-тар

«Воробей»

Скачет-скачет воробей,

Прыг-скок, прыг-скок,

Не боится он детей,

Прыг-скок, прыг-скок.

Стихи для заучивания

«Воробей»

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распустил.

Погода хорошая!

Чив-чив-чив!                                       А.Барто

«Сороки»

Встретились в лесу сороки,

Как обычно белобоки.

Говорит одна другой

- Буквы выучил косой,

Посмотрела я в окно,

Как лепил он букву «О», -

Ей подруга отвечала:

- Пластилин купи сначала.

Буду я еще умней,

Чем зайчонок – грамотей.                                А.Е.Белая

«Воробей»

- Воробей, что ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

- Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.                                Е.Благинина

«Сова»

В лесу темно

Все спят давно,

Одна сова не спит

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Головой вертит.

«Птица»

Птица хочет пробудится,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней,

Пробудится интересней.                                  В.Берестов

«Птичка»

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет.

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты песню свою.                                В.А.Жуковский

Скороговорки

****

Хитрую сороку, поймать морока.

****

Сидел воробей на сосне.

Заснул и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

****

Сорока-белобока,

Садится на забор,

Сорока-белобока,

Заводит разговор.


Конспект праздника «Сорочьи хлопоты»

Группа оформлена, как лес.

Дети входят в группу, и их встречает взрослый в костюме сороки.

Воспитатель:

В гости мы пришли к сороке

К сороке-белобоке,

Потеряла она своих ребят

Белобоких сорочат

Ты сорока не грусти,

В хоровод наш заходи.

Хороводная игра «Сорока-белобока» (под музыку «Каравай»)

Вот сорока прилетела

И на лавочку присела

- Ты, сорока, не шуми

Что случилось расскажи.

- Я сорока-белобока

По полям летала

Деток созывала

- Ты, сорока, не страдай

Деток наших выбирай.

Дети идут по кругу и поют

Дети останавливаются

Поет сорока

Сорока выбирает 3-4 детей, выходят в круг и вместе танцуют, а остальные хлопают.

Сорока:

Вот детишки, молодцы,

Поиграли от души.

Но где же мне искать ребят,

Белобоких своих сорочат.

Воспитатель:

Ты, сорока, не плач

Слезки в крылышко ты спрячь

К матушке сове пойди

О детишках у нее спроси.

Сорока с детьми идут к дереву, где видна голова совы из дупла.

Сорока:

Тетушка Сова,

Не видала ли ты здесь ребят,

Белобоких сорочат.

Выходит ребенок в костюме совы.

Сова:

Хоть глуха я, и стара,

А играть люблю всегда.

Сюжетна игра «Совушка-сова»

Сорока:

Ох, Сова, и впрямь глуха.

- Я ищу своих детей.

Сова:

Нет, не видела, я здесь сорочат.

Белобоких твоих ребят.

Спроси-ка ты лучше Ворону.

Из-за дерева «вылетает» ребенок в костюме вороны.

Сорока:

Ты, ворона, где была?

Что, ворона, принесла?

Ворона:

Я летала на базар,

Принесла вам кар-кар-кар.               (улетает)

Воспитатель:

Ты сорока не скучай,

Воробья встречай.

Влетает мальчик в костюме воробья.

Скачет, скачет воробей

Прыг-скок, прыг-скок,

Не боится он детей.

Прыг-скок, прыг-скок.

Воробей скачет возле детей

Слов говорят дети и взрослые

Воспитатель:

Воробей ты не летай,

Лучше с нами поиграй.

Сюжетная игра «Птичка»

Сорока:

Не видал ли ты ребят

Ребят – сорочат.

Воробей:

Да я видел их не раз

Вот они пустились в пляс.

Детям одевают шапочки сорочат.

Дети танцуют танец под музыку «Утята»

Сорока:

Вот мои ребятки

Белобокие сорочатки

Очень рада я

Наконец-то вас нашла.

Сорока угощает детей.