познавательно-речевое развитие детей методом мнемотехники
презентация к занятию по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Мнемотаблицы в последнее время широко представлены в различных методических рекомендациях разных авторов. Вначале я эпизодически использовала их в своей работе.
Позже стало понятно, что недостаточно давать детям готовые схемы и модели, необходимо научить их составлять их самостоятельно и пользоваться ими в разных ситуациях. Так постепенно мною была выстроена система последовательного обучения детей использованию разнообразных опорных схем и моделей при работе с различными художественными произведениями и не только.
Результаты более чем положительные. Даже малоактивные дети чувствуют себя более уверенными, опираясь на наглядность. А если эту наглядность они приготовили для себя сами или даже с небольшой помощью педагога, их пересказ, рассказ, сочинение, рассуждение, чтение наизусть становится более осмысленным.
Когда дети умеют и читать и составлять различные схемы и модели, работу по ознакомлению с художественными произведениями можно организовывать с «опорой на их индивидуальные способности, на деятельностной основе», развивая их творческие способности.
Их в моей копилке уже большое множество.
Им становятся легки и понятны ТРИЗовские приемы: «ММЧ», «Системный оператор», «Салат из сказок» и др. Они без затруднений устанавливают связи и зависимости. Моделирование становится возможным и на других занятиях:
• Широко используются мнемотаблицы, пиктограммы при заучивании стихотворений и составлении творческих рассказов, сочинении сказок
• Классификация понятий при ознакомлении с окружающим и с природой тоже не обходится без схем и условных обозначений.
• Моделирование звуков, слов и предложений на занятиях по обучению грамоте
• В работе на числовой оси и при ознакомлении с числами второго десятка, а также те же Блоки Дьениша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya-shemy-pechat.ppt | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перемены последних лет показали несостоятельность « стандартной » личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие анализировать, делать умозаключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет сделать обучение развивающим уже в детском саду. Одна из основных задач речевых занятий – обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. С этой целью программа « Развитие » предусматривает систему занятий по ознакомлению с художественной литературой и заучиванию стихотворений, в которых возможно использование схем, моделей, условных обозначений. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума и складывается на рубеже трехлетнего возраста. Восприятие литературного произведения становится легким и доступным.
СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Мнемотаблицы в последнее время широко представлены в различных методических рекомендациях разных авторов. Вначале я эпизодически использовала их в своей работе. Позже стало понятно, что недостаточно давать детям готовые схемы и модели, необходимо научить их составлять их самостоятельно и пользоваться ими в разных ситуациях. Так постепенно мною была выстроена система последовательного обучения детей использованию разнообразных опорных схем и моделей при работе с различными художественными произведениями и не только.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: Первый шаг – это « Коллективное дело », когда совместно обговариваются все детали и сообща делаются зарисовки схем. Например: «Курочка Ряба» Определяем всех героев, придумываем или выбираем из уже имеющихся условные обозначения каждого героя и всех значимых объектов. Затем выбираем один из фрагментов и вместе зарисовываем его( дети называют, а воспитатель рисует или дети по очереди зарисовывают все элементы схемы - модели данного фрагмента
Бабушка дед курочка Ряба мышка яйцо разбитое лавка Мышка бежала, хвостиком махнула. Яичко упало и разбилось
Второй шаг «Диктовка» т.е. детям предлагается зарисовать отдельные фрагменты (выделяются наиболее значимые объекты и действующие лица) На этом этапе большую часть работы уже выполняют дети, воспитатель берет на себя наиболее трудные моменты, но каждое действие диктуется педагогом. Например: Красная шапочка шла по лесу. – Вспомните, как можно обозначить лес? Не забудьте изобразить в нем Красную шапочку. Или – волк побежал по короткой дороге, а Красная шапочка пошла по длинной. Как это можно отобразить? Посмотрите, как это сделала я. Не забывайте, что на всех фрагментах герои обозначаются одними и теми же значками, как мы условились вначале.
Третий шаг – конспектирование, т.е. зарисовка определенных эпизодов сказки или стихотворения (серия рисунков-схем ) На этом этапе дети работают самостоятельно. Воспитатель делает небольшие паузы между фрагментами, давая возможность детям зарисовать схему. Стараемся добиваться, чтобы рисунки были строго схематичны. Рисовались быстро и были понятными самому ребенку, которому предоставляется широкое поле для фантазии и творчества.
Шаг четвертый - « Вспомогательное планирование» При подготовке к занятию произведение разбивается на несколько частей. Чистый лист делится на выделенное количество частей, можно просто перегнуть его. Дети заполняют части листа параллельно с чтением по частям, между которыми делаются небольшие паузы. До чтения обязательно обговариваем условные обозначения. Уместна работа группами. Например: сказка «Листопадничек» (см. приложение)
Шаг пятый - « самостоятельное моделирование произведения » К этому позволяет перейти умение планировать и моделировать фрагменты произведений. Дети могут разъединять фрагменты стрелками, вертикальными и горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, пропусками определенной ширины – интервалами. В конце произведения ставится точка. Смотрите приложение («Умная галка»)
Шаг шестой - «обучение детей умению читать планы-схемы». Это дает возможность разнообразить занятия, на которых решаются задачи обучения связной монологической речи (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение). Когда детям предлагаются заранее приготовленные карты, (смотрите ниже) легко использовать самые разнообразные задания.
Каждый из шести детей рассказывает по своей картинке (определяет воспитатели или выбирают сами дети) Показать любимый фрагмент и рассказать о нем (эмоции ) Описать, какой была принцесса, когда постучала в ворота королевства (монолог-описание) Докажите словами сказки, что девушка была настоящая принцесса (монолог рассуждение, доказательство) Рассказать сказку с конца (Установка последовательности, временных связей, понимание, монолог-повествование) Рассказать от имени разных персонажей (диалогическая речь) Дорисовать то, что помогло принцу и принцессе пожениться (горошина)- (установка логических связей произведения )
ШАГ СЕДЬМОЙ - « Построение и использование моделей разных видов» этот прием помогает активизировать деятельность детей на занятии. Но здесь главное добиться не последовательного восприятия моделей, а понимания любого её фрагмента . Ведется работа над осмыслением произведения (смысл сказки – для чего нам ее рассказали, герой – какой он, связи временные и логические, язык произведения)
Кто главный герой сказки? Изобразите его. Какой он? Выберите слова, подходящие для него: послушный, непослушный, хвастливый, глупый, злой. Сколько зверей он встретил? Кто был третьим? Кого он встретил после волка? Выберите дорожку, по которой он покатился сначала, и нарисуйте в конце ее круг. Кого вы должны там обозначить? Как? Выбираем: Выберите дорожку, в конце которой он встретил лису, обозначьте ее в конце пути. Как можно назвать лису? Если бы колобок встретил лису после зайца, увидел ли он еще кого-нибудь? Как в этом случае может выглядеть модель? Почему?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ Умение выбирать из множества вариантов условные обозначения, наиболее подходящие к данному произведению. Умение выделить и обозначить всех героев и наиболее значимые объекты произведения. (старик, старуха, золотая рыбка, море; дед, бабка, Аленка, ёжик-пых и грядки) Умение изображать отдельные фрагменты произведения под диктовку. Умение находить на схеме-модели заданный фрагмент и пересказать его близко к тексту. Умение самостоятельно делать схему – модель произведения Умение самостоятельно ориентироваться в предложенной схеме, выполнять указанные задания Запоминание образных слов и выражений. Умение близко к тексту или наизусть воспроизвести произведение .
Когда дети умеют и читать и составлять различные схемы и модели, работу по ознакомлению с художественными произведениями можно организовывать с «опорой на их индивидуальные способности, на деятельностной основе», развивая их творческие способности. ( Смотрите приложения) Им становятся легки и понятны ТРИЗовские приемы: «ММЧ», «Системный оператор», «Карты Проппа», «Салат из сказок» и др. Они без затруднений устанавливают связи и зависимости. Моделирование становится возможным и на других занятиях:
Широко используются мнемотаблицы, пиктограммы при заучивании стихотворений и составлении творческих рассказов, сочинении сказок Классификация понятий при ознакомлении с окружающим и с природой тоже не обходится без схем и условных обозначений. Моделирование звуков, слов и предложений на занятиях по обучению грамоте В работе на числовой оси и при ознакомлении с числами второго десятка, а также те же Блоки Дьениша.
Особенно востребованы эти способности при осваивании техники «Оригами». Программа РАЗВИТИЕ большое место отводит развитию конструктивных навыков и способностей детей. И в этом случае, полученные ранее навыки способствуют усвоению довольно сложного программного материала . Использование данной технологии позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Подводя итог, можно говорить о межпредметном использовании данного метода в работе с дошкольниками.
Страунинг А.М. – Методы активизации мышления дошкольников. ООО «Росток» г. Обнинск 1998г ЛИТЕРАТУРА: Большова Г. В.- Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - С. Пб.: «Детство- пресс» 2001.- 144 стр. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста С-Питербург 2009г. Граник Г. Г. Секреты орфографии. Книга для учащихся - Просвещение, 1991.- 222 стр. Журнал «Карапуз». Статья «Как много вам хочу сказать...», №7/ 2001. Юзбекова Е. А. - Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). М., Линка - Пресс, 2006. -128 стр. ЛИТЕРАТУРА:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
Развитие познавательно-речевых умений у детей подготовительной к школе группы через сказку
Рабочая программа...
"Развитие познавательно - речевой деятельности у детей дошкольного возраста"
Родителям на заметку....
Перспективный план работы по развитию речи методом мнемотехники
Представлено перспективное планирование работы по развитию речи с помощью мнемотехники...
Семинар-практикум по теме «Развитие познавательно-речевой деятельности с использованием метода проектирование».
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»
Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...
«Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники».
При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют и...