Пальчиковые игры
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
ЦЕЛЬ: развитие движений пальцев и кистей рук.
Задача: развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кисти и пальчцев рук.
АКТУАЛЬНОСТЬ
При регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки, оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения.
ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ.
В.А.Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований находятся на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Существует тесная связь ежду координацией движений и речью. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.
значение
Готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений является важным условием подготовки ребёнка при обучении в школе.
готовность руки
Во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фланг пальцев.
деятельность в режиме дня
Прямо и опосредственно влияет на развитие функций руки организация деятельности детей – предметно-практической, художественно-графической, бытовой, игровой.
Игры и упражнения
Для получения максимального эффекта важно ориентировать на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки:
Пальчиковая гимнастика и массаж.
Народные игры с речевым сопровождением.
Авторские – на основе стихов и без них.
Пальчиковая гимнастика в раннем возрасте
Принцип – от простого к сложному.
Все упражнения делаются в медленнм темпе и сопровождаются показом и чётким произнесением текста.
Каждое занятие проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.
Все упражнения сразу не даются, начинают с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений.
После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (опустилт руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).
К середине учебного года можно перейти к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности – «Этот пальчик – дедушка…»
К концу учебного года можно детям предлагать более сложные упражнения – «Пальчики здороваются»…
Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия пластелином, глиной, конструирования из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую каркндашей. Пуговиц и т.д.
Пальчиковая гимнастика и массаж
Имеют не только развивающее значение, но и терапевтическое (особенно для детей, испытывающих дефицит общения, телесного контакта).
В классическом массаже используют четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.
В детском саду пальчиковую гимнастику и массаж полезно проводить перед каждым занятием рисованием, после занятий, требующих напряжённой работы мелкой мускулатуры пальцев (вышивание, работа с мелкими предметами, лепка).
Тренировать пальцы рук можно уже у шестимесячного ребёнка. Для этого используют массаж (поглаживание кистей рук в направлении от кончика пальцев к запястью), а также простые упражнения, используя народные игры «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.
Динамические игровые упражнения
- Осы (обе руки сжаты в кулаки, выпрямлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения).
- Человечек (указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, то же повторить другой рукой, а затем – обеими руками одновременно – «бег наперегонки»).
- Птички летят, машут крыльями (мизинцы правой и левой рук переплести друг с другом, а пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз).
Статистические игровые упражнения
- Стул, кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально, сомкнув пальцы).
- Лодочка (прижать руки ладонями друг к другу, слегка их приоткрыв).
- Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.)
- Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- Пассажиры в автобусе ( скрещённые пальцы рук обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Рекомендации по проведению
- Знакомить в определённой последовательности:
- Сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию удерживать статическое положение кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера.
- Особое внимание обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях:
- сжатие, расслабление, растяжение мышц рук – эти движения должны сочетаться.
- тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук;
- важно тренировать обе руки, т.е. неведущую руку сделать более активной.
Развитие сенсомоторных координаций и коррекция их недостатков
- Игры, игровые упражнения и задания на формирование и коррекцию по выработке у детей точной и чёткой координации в системах,
- «глаз-рука» («Копировальщики узоров», «Сделай, как я», «Звёздочки»),
- «ухо-рука» («Ухо-нос», «Школа радистов», «Самые красивые бусы», «Муха»),
- «глаз-ухо-рука» («Передай телеграмму», «Сколько деток» и др.)
- Упражнение»Моем руки».
- Упражнение с монетами.
Выполняется в игровой форме. Подбираются различные по массе и размеру монеты. Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребёнок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжёлых до самых лёгких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем – с закрытыми.
- Упражнение с чётками.
Перебирание пальцами чёток или бус _лучше использовать природный материал – дерево, жёлуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых чёток, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличиваея темп (для детей с замедленным темпом деятельности), нормализует ритм дыхания, успокаивает.
- Полезно перебирать чётки или бусы, сопровождая движения рук речью – чтением стихотворения либо скороговорками.
- Упражнение с палочками и карандашами.
- Упражнения с шарами.
- Мудры или йога пальцев – замыкание пальцев рук в той или иной комбинации, обладает определённым оздоровительным эффектом. Мудры можно выполнять в любом положении, но лучше в позе лотоса, не требует особой обстановки или помещения. Мудры выполняют обеими руками.
- Занятия «штриховка, обводка по трафаретам, рисование» - эффективный приём развития мускульной памяти, координации движений пальцев рук. глазомер; укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, а также компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.
Игры и упражнения
со стихотворым сопровождением.
- Апельсин (начиная с мизинца. Загибать попеременно все пальцы). Мы делили апельсин…
- Прогулки: всенняя
Раз, два, три, четыре, пять (разгибаем пальчики)
Мы все в лес пошли гулять (идут по столу)
Столько видели деревьев,
Что их всех не сосчитать
Вот берёза, вот кленок (разгибаем пальчики)
Рядом стройненький дубок,
Вот рябина, вот сосна –
Всех согрела их весна.
Стали листики пускать (разжимаем и сжимаем пальчики)
Дружно солнышко встречать!( делаем из ладоней солнышко)
летняя
Бежали мимо речки смешные человечки ( бегут пальчики)
Прыгали- скакали, прыгали-скакали (прыгают)
Солнышко встречали ( сонышко из ладошек)
Забрались на мостик (стучим ребром ладони)
И забили гвоздик – тук, тук (молоточек)
С мостика в речку- бултых!
Где же человечки? (Купаются в речке)
зимняя
1,2,3,4,5 – мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепили ( изображаем)
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались ( проводим по тыльной стороне ладони)
А потом в снегу валялись…
Все в снегу домой пришли( отряхиваем кистями) Съели суп и спать легли.
Литература
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.,2004
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – Спб.: Кристал, 1997
- Грек В.А. Рисую штрихом. – Минск, 1992.
- Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М., 2002.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М.,2000.
- Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. М. – 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...
Комментарии
Пальчиковые игры
Дети очень любят играть с
Дети очень любят играть с пальчиками, особенно, когда это сопровождается стихотворениями. Огромный плюс пальчиковых игр, что можно играть, где угодно и когда угодно. Интересный материал!
развиваем речь
Очень актуальный материал, незаменимая технология для речевого развития дошкольников, спасибо!