занятие "Дифференциация Ш-Ж"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Занятие для подготовительной логопеди ческой группы. на занятии решались коррекционно-образовательные задачи: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный;
Коррекционно-развивающие задачи: совершенствовать умение дифференцировать в речи и на слух оппозиционные звуки Ш-Ж; развивать артикуляционный аппарат, длительность плавного выдоха.
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Интеграция с областью «Здоровье»:Активизировать знания о работе речевого аппарата, его значения для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie.doc | 39.5 КБ |
zvuki_sh_-_zh_prezentaciya_2.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель: дифференциация звуков Ш-Ж
Задачи:
Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный;
Коррекционно-развивающие: совершенствовать умение дифференцировать в речи и на слух оппозиционные звуки Ш-Ж; развивать артикуляционный аппарат, длительность плавного выдоха.
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Область «Здоровье»: Активизировать знания о работе речевого аппарата, его значения для человека.
Подготовительная работа: заучивание загадки, стихов о звуках Ш – Ж.
Материал: разовые стаканчики, разовые трубочки для коктейлей, индивидуальные зеркала, компьютер, экран, картинки, мольберт
Логопед: (включена презентация слайд №1)(дети стоят) Ребята, к нам в гости кто-то пришел. Вы узнали его?
Дети: Это язычок.
Логопед: Давайте послушаем загадку (загадывает ребенок)
Жил на свете язычок и был у него свой домик.
В домике этом красные двери,
Белые звери сидят у дверей,
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Что это за домик?
Дети: это губы, зубы, рот.
Логопед: А для чего они нам нужны?
Дети: Чтобы разговаривать.
Логопед: А что нам еще помогает говорить?
Дети: голосовые связки, челюсти, небо, маленький язычок, нос.
Логопед: Как все это вместе называется?
Дети: Это наш речевой аппарат.
Логопед: Ребята, наш гость хочет с нами поиграть! А как он может это сделать?
Дети: Можно сделать гимнастику для язычка.
Логопед: А кто хочет придумать сказку о приключениях язычка?
Дети предлагают себя.
Логопед: присаживайтесь на стульчики, подвигаем к себе зеркала и будем выполнять все движения, которые будут в сказке. (Ребенок рассказывает сказку – гимнастику с показом движений вязаного язычка, надетого на руку)
Дети перед зеркалами повторяют движения язычка по сказке (затем зеркала кладутся на стол)
Логопед: Молодцы, какие замечательные у вас язычки. Язычок так устал, что захотел кипяченой водички. Что мы можем ему предложить?
Дети предлагают вскипятить воду с помощью трубочки (Раздать стаканы с водой и трубочки). Логопед: Конечно, мы можем выполнить дыхательное упражнение «Вскипяти водичку». Водичка кипит ровно, не выплескиваясь через край (вдох носом, длительный плавный выдох ) 2-3 раза.
Логопед: Язычок принес с собой загадки. ( Слайд №2 на экране высвечиваются картинки – ответы на загадки)
- Елочное украшение.
- Фрукт треугольной формы.
- Что это за игрушка: то одна, то их несколько, одна другой меньше, одна в другую вставляется?
- Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями
Листьями деревьев.
- Очень мирные мы змеи,
Любим жить в лесах у рек.
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним вовек.
Назовите предметы и догадайтесь, какие звуки повторяются в этих словах?
Логопед: Правильно, сегодня мы с вами будем сравнивать два звука Ш – Ж. Закройте глаза и произнесите звуки Ш-Ж. Послушайте себя! А теперь послушаем стихотворения об этих звуках. И подумаем: чем эти звуки похожи и чем отличаются?
Первый ребенок читает стихотворение: (все дети придвигают к себе зеркала, по стихотворению показывают упражнения)
Ш! Чтоб звук красивым вышел,
Шире язычок и выше!
Сделаем из языка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш, как шелк, шуршал!
2 ребенок:
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко Ж в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит.
Логопед: так чем же похожи эти звуки?
Дети: Похожи тем, что образуются в одном месте (язык поднимается к нёбу), они оба согласные, всегда твердые.
Логопед: А чем же они отличаются?
Дети: глухой – звонкий (дети проверяют: приложить руку к горлышку).
Логопед: Да эти звуки очень похожи, они пара по глухости-звонкости.
Фоноритмика: Язычок хочет послушать, как вы споете эти звуки (встать в кружок).
[ш] – и.п. Руки вверх и плавно покачать ими вправо – влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону.
[ж]- и.п. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении Ж. Движение напряженное, сильное, удлиненное.
Логопед: Ребята, мы с вами сказали, что эти звуки пара по глухости-звонкости, а хотите сыграть в игру «Подбери пару?»
Дети соглашаются.
Логопед: разбейтесь на пары, один из вас будет петь песенку - Ш, другой –Ж. А гласная у вас должна быть одной и той же. (ша-жа, ши-жи, шо-жо, шу-жу, ше-же)
Логопед: присаживаемся на свои места.
Логопед: Язычок пришел к нам со своими картинками. Он предлагает ответить на его вопросы (слайд №1 – общие картинки)
- Найдите те предметы, в названиях которых звуки Ш – Ж стоят в начале слова.
- Найдите те предметы, в названиях которых звуки Ш – Ж стоят в середине слова.
- Найдите те предметы, в названиях которых звук Ш стоит в конце слова.
(дети отвечают полным предложением)
(слайд №3 – язычок помогает проверять 1 задания)
(слайд №4 – общий)
(слайд №5 - язычок предлагает проверить 2 задание)
(слайд №6 – общий)
(слайд №7 –язычок помогает в проверке 3 задания)
Логопед: Язычок предлагает вам сыграть в игру «Раздели слова по звукам». Вам нужно разделиться на две группы и на мольберте распределить слова по группам: в один столбик слова со звуком Ш, в другой – со звуком Ж.
Дети выполняют задание, каждая из групп детей вместе с язычком проверяют правильность выполнения.
Логопед: А теперь попробуем заменить один звук другим, я буду называть слова с одним звуком, а вы меняете этот звук и произносите слово.
Шар – жар Шить – жить Шаль – жаль
Шила – жила шесть – жесть шалость – жалость
Шутка – жутко машет – мажет
Логопед: А чем отличаются эти слова?
Дети: звуками Ш – Ж, и по смыслу.
Логопед: Составьте предложения по данным картинкам (слайд№ 8).
Логопед: Язычок очень доволен тем, как вы выполняли его задания. Ну а теперь он приглашает вас на выставку.