рекомендации для родителей
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Ждамарова Людмила Юрьевна

рекомендации  для родителей по формированию речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию речи ребёнка

Несомненно, каждый родитель стремиться к тому, чтобы его ребёнок вырос гармонично развитым – был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы всё получалось.

Наверное, все знают историю о том, как одна мама спросила А.С.Макаренко:

-Моему  ребёнку уже три месяца, когда мне надо начинать воспитывать его?

И получила ответ: - вы опоздали на три месяца.

Начинать заниматься с ребёнком надо уже с самого рождения. Причём внимание надо уделять сразу многим вещам – крупной и мелкой моторике, зрительному и  слуховому восприятию, речи. Интеллекту, эмоциям и т.д.

С первых дней жизни ребёнка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца , при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

Приведём общие правила для родителей, стремящихся к развитию речевых способностей детей:

  1. Как можно чаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите – ребёнку необходим постоянный телесный контакт с матерью.
  2. Поощряйте любые попытки ребёнка заговорить: малыш начнёт разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
  3. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами не разрешайте делать это другим взрослым.
  4. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелание, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
  5. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. При этом вы развиваете и общие познавательные способности.
  6. Не сравнивайте своего ребёнка ни с какими другими детьми.

Для овладения грамматическим строем (возраст3-4 года)  речи рекомендуем проводить следующие игры и упражнения:

«Скажи ласково» ( уменьшительно – ласкательные имена например, Маша – Машенька, Павел – Паша – Пашенька и т. д. ), а также собака – собачка, кошка – кошечка и т.д.; нос – носик, рот – ротик и т.д.

«Измени словечко» (например: синее ведро – синие вёдра; красное яблоко – красные яблоки и т.д.)

«Что, где лежит? (использование предлогов: на, под, в, за, с, над, между, перед, к. Например, «где лежит мяч?»,  «где стоит ваза?»,  «на чём стоит тарелка?» и т. д.

«Чудесный мешочек» (в мешочке выбирается ребёнком предмет и не доставая его из мешочка ребёнок про него всё, что может, говорит. Можно помогать вопросами).

«Разноцветный сундучок» ( в коробочку или сундучок вкладываются предметные картинки понятные детям, ребёнок достаёт по одной и называет предмет, количество).

«Теремок» (с помощью игрушек зверят и домика вместе с ребёнком рассказывается сказа «теремок», взрослый начинает строчку, а ребёнок продолжает).

«Где наши ручки» (задаётся вопрос про части тела, например, «где наши ножки», дети их прячут, а когда  говорится предполагаемый ответ, дети отвечают на него и показывают часть тела , говоря: «вот они»).

Всевозможные лото.

«Мишка, поезжай» (игрушке отдаётся команда, которая выполняется ею и ребёнок произносит то действие, которое надо сделать игрушке).

«Потерялись» (вам понадобятся игрушки : утка - утята, курица – цыплята и т.д., домик в котором будут находиться детёныши; после чего задаётся ряд вопросов типа «кто это», показывается та или иная игрушка и ребёнок на него отвечает, подражает голосу ).

«На прогулку» (строятся домики для детёнышей, ребёнок обозначает словом постройку для кого – либо из них, например, «дай мне кубики для домика утёнку» и т.д.)

«Поручения» (ребёнку предлагается дать поручение зверюшке, после чего поручение выполняется названной игрушкой).

Развитие речевого слуха состоит из способности различать звуки речи и с следить за непрерывным потоком слогов. Для этого рекомендуем следующее:

«Что как звучит» (ребёнок, невидя предмета, определяет его на слух или по звуку). Например, «прислушайся и скажи, что ты слышишь?» (машину, воробья, поезд и т.д.), а также прячутся муз. инструменты, а ребёнок определяет, что сейчас прозвучало (металлофон, барабан, гитара, пианино и т.д.)

«Кто как кричит» (показывается картинка с изображением животного или называется само слово, а  ребёнок определяет звуки, которые могут быть произнесены; например, корова - му, барашек – бе-бе-бе и т.д.)

«Повтори за мной» (говорится шёпотом слово и прикрывается рот, ребёнок должен отгадать его.)

Чтобы наши дети лучше усваивали материал необходимо с ними больше разговаривать, оговаривая все действия ребёнка и свои  словами родного языка. Например, накрывая на стол , сообщать, что на него ставится и для чего; убирая в квартире, озвучивать свои действия, привлекать ребёнка; идя на прогулку или возвращаясь из детского сада, обязательно говорить об увиденном и услышанном; больше читать и рассказывать детям сказок и рассказов, обсуждая главных героев, отрицательные и положительные черты.

С уважениям,  к вам, воспитатель Ждамарова Л.Ю.


 



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно.

  Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; всё большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети.  Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребёнка.

     Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми , снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

     

         Чтобы наши дети уверенно владели речью необходимо проводить следующее. Всевозможные игры, упражнения, развивать мелкую моторику, слуховое внимание, речевое дыхание, развивать диалогическую речь.

  Например,  упражнение «Звуки» (имея предметы, обращать внимание на то , как они звучат, например, поиграть на спрятанном инструменте, а малыш должен отгадать по звучанию ),  «Подуй» (ребёнок дует на султанчики /мелко нарезанные салфетки/ или другое, при этом не надувая щёк), «Падают листья» (дети говорят куда какой листик упал, например, на крышу, в цветник и т.д. ),  «Знакомство» (знакомство с ребёнком в определённой игровой ситуации, например, приходит в гости тётя или, кто другой и ребёнок представляет всех присутствующих и себя), «Приглашение» ( ребёнок с помощью взрослого пишет письмо – приглашение на праздник), «Прощание» (взрослый помогает организовать проводы кого – либо).

      «Я дарю тебе словечко» (подготовка слов – подарков, например, Оля – поле, день рождения – день варенья и т.д.), «День рождения звука» (при появлении ранее не существующего звука у ребёнка,  устраивается праздник, в честь этого) .

«Угадай- ка» (загадывание загадок. А дети говорят отгадки, например,

Большая, лохматая, коричневая?(медведица)

Коричневая, весёлая, смешная? (обезьяна) и т. д.

«Узнай по описанию» (описывается предмет, дети его не видят, взрослый задаёт вопросы типа: какое оно, какого размера, из чего  и т.д., а ребёнок отгадывает по описанию, что это).

«Петрушкины команды» (например, Петрушка говорит  - скачите, пейте и т.д., дети выполняют, а потом дети дают ему команды).

«Почтальон принёс открытки» (с ребёнком рассматриваются 4-5 открыток. Он запоминает, какую кому будет дарить и по мере того, как их достают, называет, кому она адресована, например, на этой открытке – зайцы, она для бабушки).

«Полетушки» ( называют слово, а ребёнок говорит – летает или нет).

«День рождения Вини – Пуха» (взрослый называет взрослое животное, а ребёнок добавляет название его детёныша, например, в гости пришла свинья со своими детёнышами – поросятами  и т.д.)

«Чаепитие» (приходят гости, ребёнок называет , что нужно к чаю, например, сахарница, чашка с блюдцем и т. д.)

«Магазин посуды» (например, чтобы купить посуду, надо знать . где она находится и для чего нужна и т.д.)

 Успех нашей деятельности зависит от вас.  Больше читайте детям;

 придумывайте рифмовки к словам (например, солнце – донце, трава – мурава и т.д.); описывайте предметы и др. ( например, это слон - животное, живёт в жарких странах, у него есть голова. Туловище. Ноги и т.д.) ;   в разных видах деятельности показывать различные качества предметов (бумага в воде размокает, железо тяжёлое и в воде тонет и т.д.); многое детям показывайте и возите на экскурсии; рассматривайте отдельные предметы и игрушки; при посещении магазинов и др. мест обобщайте значение понятий «овощи» (то, что растёт на грядке и т.д.), «фрукты» (то, что растёт на дереве и т.д.), «игрушки» ( то с чем играют и т.д.) ; после просмотра сказок, фильмов помочь ребёнку подобрать глаголы (Иван – царевич выстрелил, коту дали шляпу и он пошёл охотиться и т.д.) , раскрывающие действия понравившегося персонажа; «Мальчик, девочка» и  другие темы, подбирайте антонимы(скажи наоборот, например, высокий – низкий ит.д.) «Волшебная палочка» (прикосновением палочки увеличивать в количестве, изменять слова, например, один стул, два стула и т.д.); «Великий Нехочуха» (ребёнку говорят глаголы, а он отказывается, говоря, я не хочу сидеть и т. д.); «Представь и опиши» и др.

        Придумывайте и фантазируйте, у вас, получится.

С уважением, к вам, воспитатель Ждамарова Л.Ю.

           



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

     Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

  Чтобы полученные знания закреплялись, родителям нужно больше общаться со своими детьми везде.  На 5-6 году жизни мы рекомендуем использовать следующие игры и упражнения:

«Размытое письмо» ( взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются  , дети  самостоятельно дополняют предложение).

«Где я был?» (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).

«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).

«Разговор по телефону» (ребёнок передаёт телефонный разговор, а взрослый помогает , если тот затрудняется).

«Узнай по звуку» (звучат муз. инструменты, а ребёнок отгадывает  этот инструмент).

«Киоск открыт» ( подбираются открытки, а ребёнок отбирает и называет  те открытки, которые  хочет приобрести, описывая, что на них изображено).

«Отгадайте кличку» ( взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).

«Почта» ( один становится почтальоном, проводится диалог с ребёнком, например,

- Динь,  динь,  динь.

- Кто там?

- Почта.

- От куда ?

И т.д.)

«Кузовок» ( в кузовок /корзинку/ собираются  слова на –« ок», например, хохолок, поплавок, уголок и т. д.).

 Рекомендую читать всевозможные сказки и рассказы, обязательно после чего  объяснить непонятные слова и побеседовать о прочитанном , об отношении ребёнка к узнанному. Так же нашим деткам не помешает и русское слово потешек, поговорок , пословиц. Не пропустите мимо не одно событие, пусть ребёнок будет в курсе всего.  И следите за своей речью. Если вы заметили, что у ребёнка есть дефекты речи, вам нужно обратиться к специалисту – логопеду. Не стесняйтесь  обращаться к нам за советом, мы обязательно поможем.

С уважением, к вам, воспитатель Ждамарова Л.Ю.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Рекомендациидля родителей по подготовке детей к школе

ldquo;Школа для родителей всегда выступаетв качестве новой формы власти над их ребёнком.А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,причём наиболее незащищённой частью”.А. И. Лунько...

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Общие рекомендациидля родителей детей-инвалидов

материал содержит информацию для оказания методической поддержки родителям детей-инвалидов...