"Что нам осень принесет?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Комплексное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР). В данное занятие входит обобщение таких лексических тем, как: "овощи", "фрукты", "грибы", "осень".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01_-_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что нам осень принесет?»
Цель. Закреплять умения детей различать ягоды, овощи, фрукты; учить составлять небольшие рассказы – описания по опорным картинкам;, развивать общую и мелкую моторику, память, мышление, внимание, процессы анализа и синтеза; воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы. Картины с изображением ягод, овощей, фруктов; натуральные овощи и фрукты, белый и ржаной хлеб; «волшебный мешочек» с овощами и фруктами.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми.
- Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой.
- Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.
- Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).
-Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем, -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
- Ребята! Вы готовы познакомиться с чудесами волшебницы – осени? Тогда в путь.
- послушайте загадку, и вы тотчас узнаете, куда мы с вами попали.
Поле дружно колоситься,
Даст нам хлебушка…
(пшеница).
- Конечно, ребята, мы с вами попали на поле, где уже собран урожай зерна. А что можно сделать из зерна? (Ответы детей).
Поле, на котором выращивают пшеницу, - пшеничное поле,
Колосок пшеницы – пшеничный колосок
Колосок ржи – ржаной колосок
Мука из пшеницы – пшеничная мука
Мука из ржи – ржаная мука
Хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб
Хлеб из ржи – ржаной хлеб
Тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто
Тесто из ржаной муки – ржаное тесто.
На столе под салфеткой находится пшеничный и ржаной хлеб.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
- Ребята! А вы догадались, что же у меня находится под салфеткой?
Затем белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб сопоставляются по: форме, размеру, цвету, запаху, на ощупь, на вкус, по материалу.
- А как вы думаете! Почему говорят, что хлеб – всему голова! (Ответы детей)
- Ну, теперь мы можем с вами отправляться дальше. А вот куда… На этот вопрос нам поможет ответить следующая загадка.
Мы – продукты с огорода,
Много тут у нас народа.
Для здоровья мы важны
И к столу всегда нужны.
(Овощи)
-Конечно, мы с вами попали в огород. А что растет в огороде? (Ответы детей)
- Назовите, какие вы знаете овощи. (Дети называют)
На столе разложены картинки с изображением овощей.
- Давайте с вами поиграем. Вы возьмете картинки, и мы с вами узнаем, какие овощи растут на земле, а какие под землей. (Дети распределяются на две команды в зависимости от изображения на картинках, обосновывая свой ответ).
- Как используются овощи?
- Что из них можно приготовить?
- Что обязательно нужно делать с овощами, прежде чем их использовать?
- А теперь я предлагаю вам игру: «Волшебный мешочек». Сможете ли вы на ощупь определить, какие овощи находятся внутри нашего мешочка.
- Ну вот, мы с вами и побывали в огороде. Теперь можно двигаться дальше.
- И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья. (Проведение физкультурной минутки)
Листья осенние тихо кружатся.
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(Приседают).
И под ногами шуршат, шелестят.
(Движение руками вправо – влево).
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся).
- Ну вот, наконец, ветер стих, и мы с вами попали в сад. А что растет в саду? (Ответы детей).
- Конечно, фрукты и ягоды. Отгадайте загадки.
Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву.
(Груша)
Синий мундир, теплая подкладка,
А в середине – сладко.
(Слива)
У нее есть косточка
Да красненькая кофточка.
(Вишня)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
А из далекой Африки.
(Апельсин)
В шкурке желтой,
Кислый он,
Называется…
(Лимон)
- А что из фруктов и ягод можно приготовить? Конечно, компот
Будем мы варить компот,
(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много.
Вот:
(Загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
(Варят и мешают)
Угостим честной народ.
- А какой можно еще сварить компот? (Ответы детей)
- А хорошо ли вы знаете фрукты на вкус? Вот это мы сейчас и проверим!
Воспитатель предлагает детям кусочки фруктов для того, чтобы они могли определить их на вкус.
- Молодцы, ребята! А сейчас вы мне будете загадывать загадки. А придумывать их вы будете самостоятельно.
Детям предлагаются картинки с изображением ягод. Каждый из них должен составить небольшой рассказ – описание по плану: где растет, какого цвета, какой формы, каково на вкус. (Картинки дети показывают только после того, как их загадка будет разгадана)
- Ну вот и заканчивается наше путешествие. Мы с вами побывали и на поле, и в огороде, и в саду. Вспомнили, что же нам приносит осень и даже попробовали некоторые ее дары. Давайте с вами поблагодарим ее за все и будем ждать следующих встреч с ней!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...