"Что нам осень принесет?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Комплексное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР). В данное занятие входит обобщение таких лексических тем, как: "овощи", "фрукты", "грибы", "осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 01_-_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Что нам осень принесет?»

Цель. Закреплять умения детей различать ягоды, овощи, фрукты; учить составлять небольшие рассказы – описания по опорным картинкам;, развивать общую и мелкую моторику, память, мышление, внимание, процессы анализа и синтеза; воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы. Картины с изображением ягод, овощей, фруктов; натуральные овощи и фрукты, белый и ржаной хлеб; «волшебный мешочек» с овощами и фруктами.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

- Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой.

- Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

- Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

-Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

 

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Ребята! Вы готовы познакомиться с чудесами волшебницы – осени? Тогда в путь.

- послушайте загадку, и вы тотчас узнаете, куда мы с вами попали.

Поле дружно колоситься,

Даст нам хлебушка…

(пшеница).

- Конечно, ребята, мы с вами попали на поле, где уже собран урожай зерна. А что можно сделать из зерна? (Ответы детей).

Поле, на котором выращивают пшеницу, - пшеничное поле,

Колосок пшеницы – пшеничный колосок

Колосок ржи – ржаной колосок

Мука из пшеницы – пшеничная мука

Мука из ржи – ржаная мука

Хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб

Хлеб из ржи – ржаной хлеб

Тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто

Тесто из ржаной муки – ржаное тесто.

        На столе под салфеткой находится пшеничный и ржаной хлеб.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

- Ребята! А вы догадались, что же у меня находится под салфеткой?

        Затем белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб сопоставляются по: форме, размеру, цвету, запаху, на ощупь, на вкус, по материалу.

- А как вы думаете! Почему говорят, что хлеб – всему голова! (Ответы детей)

- Ну, теперь мы можем с вами отправляться дальше. А вот куда… На этот вопрос нам поможет ответить следующая загадка.

Мы – продукты с огорода,

Много тут у нас народа.

Для здоровья мы важны

И к столу всегда нужны.

(Овощи)

-Конечно, мы с вами попали в огород. А что растет в огороде? (Ответы детей)

- Назовите, какие вы знаете овощи. (Дети называют)

        На столе разложены картинки с изображением овощей.

- Давайте с вами поиграем. Вы возьмете картинки, и мы с вами узнаем, какие овощи растут на земле, а какие под землей. (Дети распределяются на две команды в зависимости от изображения на картинках, обосновывая свой ответ).

- Как используются овощи?

- Что из них можно приготовить?

- Что обязательно нужно делать с овощами, прежде чем их использовать?

- А теперь я предлагаю вам игру: «Волшебный мешочек». Сможете ли вы на ощупь определить, какие овощи находятся внутри нашего мешочка.

- Ну вот, мы с вами и побывали в огороде. Теперь можно двигаться дальше.

- И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья. (Проведение физкультурной минутки)

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(Приседают).

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движение руками вправо – влево).

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся).

- Ну вот, наконец, ветер стих, и мы с вами попали в сад. А что растет в саду? (Ответы детей).

- Конечно, фрукты и ягоды. Отгадайте загадки.

Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву.

(Груша)

Синий мундир, теплая подкладка,

А в середине – сладко.

(Слива)

У нее есть косточка

Да красненькая кофточка.

(Вишня)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики,

А из далекой Африки.

(Апельсин)

В шкурке желтой,

Кислый он,

Называется…

(Лимон)

- А что из фруктов и ягод можно приготовить? Конечно, компот

Будем мы варить компот,

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много.

Вот:

(Загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

(Варят и мешают)

Угостим честной народ.

- А какой можно еще сварить компот? (Ответы детей)

- А хорошо ли вы знаете фрукты на вкус? Вот это мы сейчас и проверим!

        Воспитатель предлагает детям кусочки фруктов для того, чтобы они могли определить их на вкус.

- Молодцы, ребята! А сейчас вы мне будете загадывать загадки. А придумывать их вы будете самостоятельно.

         Детям предлагаются картинки с изображением ягод. Каждый из них должен составить небольшой рассказ – описание по плану: где растет, какого цвета, какой формы, каково на вкус. (Картинки дети показывают только после того, как их загадка будет разгадана)

- Ну вот и заканчивается наше путешествие. Мы с вами побывали и на поле, и в огороде, и в саду. Вспомнили, что же нам приносит осень и даже попробовали некоторые ее дары. Давайте с вами поблагодарим ее за все и будем ждать следующих встреч с ней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...