перелетные птицы
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Предварительная работа
Презентация для детей с возможностью прослушать голос и пение птиц.
Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.
Перелетные птицы — птицы, улетающие зимой в теплые края.
Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.
· Жаворонок— маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.
- Утка— птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.
- Грач— Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.
- Журавли— крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
- Кукушка— размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.
- Ласточка.Городская ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
- Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.
- Скворецпевчая птица. У скворца чёрное перение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.
- Соловей— неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.
- Цапли— живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.
Программное содержание:
- Познакомить детей с перелетными птицами ,узнавать их по характерным признакам.
- Дать понятия о жизни птиц в весенний период (птицы вьют гнезда), а скворец живет в скворечнике.
- Активизировать в речи обобщающие слова “перелетные птицы”, расширять словарный запас .
- Развивать наблюдательность, внимание ,умение поддерживать разговор на определенную тему, говорить спокойно с естественной интонацией.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание оберегать их.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на прогулке.
· Рассматривание книжных иллюстраций птиц.
· Чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда».
· Разгадывание загадок.
· Заучивание стихов с отдельными детьми к занятию.
· Подготовка предметных картинок с птицами и полумасок для подвижной игры .
Ход занятия
Воспитатель: (загадывает детям загадку).
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает!
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно, как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне. Весну издавна любил народ. Люди её называли «Весна- красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне?
Мы раскрыли окна,
Распахнули дверь.
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями,
Зазвенел, запел,
Первыми скворцами
На березы сел.
Ребята, давайте теперь все вместе расскажем стихотворение про весну
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
С. Маршак.
Воспитатель: Ребята, а с чего же начинается весна?
Дети: перечисляют различные признаки весны: капель, на проталинках пробивается к солнцу первая травка, появились первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха, на деревьях набухают почки.
Воспитатель: А как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: перелетные.
Давайте рассмотрим некоторых птиц( скворец, грач, ласточка ,соловей ,дикая утка и др.)
Воспитатель: Чем похожи все птицы? Кто мне скажет, что у них общего?
Давайте внимательно посмотрим и скажем ,что есть у птички? (Голова: какая? – маленькая, кругленькая), а что еще?(Хвост, глаза, крылья). Зачем крылья? Что она ими делает? (Летает, машет). Покажите (дети показывают). Что ещё есть у птички? (клюв). Как клюёт? Что ест птичка? (Зёрнышки). (Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц.)
Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)
Воспитатель: Что станут делать перелётные птицы, когда вернутся домой?
Дети: Вить гнёзда, откладывать яйца, выводить птенцов.
Воспитатель:Ой, послушайте, кто-то плачет. Сейчас посмотрим, кто это? (Птичка). Что случилось? Может, она заболела? Может, её кто-то обидел? Спросим у птички. Птичка сказала, что нехорошие детки сломали её домик. Где она будет жить? Не плачь, птичка, наши дети хорошие, они тебе помогут, они не ломают птичьих домиков. Скажите, ребята, а вы знаете, где живут птицы? (В домиках, в скворечниках). Где находится скворечник? (На дереве). Правильно. Давайте построим домик для птички. Из чего будем строить? (Из кирпичиков). Воспитатель предлагает детям построить домик-скворечник для птички из кирпичиков. Хвалит деток, птичка благодарит за домик.
Воспитатель:А сейчас мы с вами поиграем. Для этого вам надо найти волшебную шапочку и сказать волшебные слова:
Раз, два, три (хлопают в ладоши)
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя)
И быстро в птичку превратись.
Воспитатель: Давайте споем песенку для нашей гостьи.
Села птичка на окошко –
Посиди у нас немножко
Посиди – не улетай
Улетела птичка – ай !
Раз, два, три (хлопают в ладоши)
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя)
И быстро в детей превратись.
Вы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:
- Откуда прилетают птицы? (из теплых краев);
- Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной);
- Как называют таких птиц? (Перелетные);
- Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетая из одного уголка Земли в другой);
- Птичий домик это… (Гнездо, скворечник).
Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме " Перелетные птицы" . "Помоги птицам"
Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста....
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...