«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"
презентация по развитию речи по теме
Консультация для педагогов с использованием ИКТ.
Задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.ppt | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: 1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. 2. Дать рекомендации педагогам по использованию карточек – схем на занятиях, образцы некоторых опорных схем, познакомить с литературой по данной теме.
Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Вопрос педагогам: какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа? Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Вопрос педагогам: Где можно использовать карточки- схемы? для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Коллаж
Вопрос педагогам: как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц? 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).
Последовательность работы с мнемотаблицами : 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем.
Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Давайте попробуем прочитать модель рассказа про козочку.
Отгадаем загадки Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой. ? У неё все ветки Праздничной расцветки. Рос шар бел, Ветер подул- Шар улетел.
Спасибо за внимание! А сейчас попробуем самостоятельно составить мнемотаблицы к стихам, рассказам, загадкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ
Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....
Использование методики мнемотехника для развития связной речи у дошкольников
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Использование мнемотехники для дошкол...
Консультация для воспитателей "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"
. Мнемотехника - это система методов и приёмов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: мышление, зрительную и с...
«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....
Технологии речевого развития "Мнемотехника-способ развития связной речи у дошкольников"
Технология речевого развития «мнемотехника –способ развития связной речи у дошкольников»«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучи...