Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в дополнительном образовании в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка (старшая группа)

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в дополнительном образовании в дошкольном образовательном учреждении по программе "Основы православной культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. История человечества указывает, что в воспитании людей всегда участвовало человеческое общество с его нормами, требованиями и традициями. Как правило, это традиционная этническая культура и вера. А на Руси культура и вера – православные. Исходя из этого и опираясь на свой опыт преподавания в воскресной школе, я вижу, что духовно-нравственное воспитание должно основываться на православном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и традиций, верно очерченных духовных ориентиров для будущего становления ребенка как полноценной личности.

Поэтому мы решили ввести в образовательную деятельность нашего учреждения дополнительную образовательную программу «Основы православной культуры» для старших дошкольников.

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы православной культуры» разработана на основе программы Гладких Л.П., митрополита Зиновия: «Основы православной культуры», которая была модифицирована по разделам: речевое развитие, продуктивная деятельность, игра, здоровьесберегающие технологии.

Принцип работы по данной программе – общеознакомительный. Целью программы является сохранение духовно-нравственного здоровья детей через приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.        Все решаемые задачи направлены на то, что дети учатся любви, доброте, милосердию, почитанию и послушанию родителей, уважению старших, прощать и благодарить, преодолевать трудности, бережно относиться к природе, знать и уважать культуру и традиции своего  народа, любить свою Родину, жить со всеми в мире и ладе.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию включает несколько структурных компонентов.

1-й компонент имеет своей целью создание доброжелательности, доверия, любви. Форма его проведения – круг пожеланий и благодарения, либо речевой игры.

2-й компонент предполагает осмысление детьми определенного духовно- нравственного понятия, обогащение их социального опыта. Здесь происходит знакомство детей с историями, сказками, евангельскими притчами, сказаниями, содержание которых соответствует теме и задачам данного занятия через чтение, рассказывание, театрализацию сюжета.

Однако, как показывает педагогическая практика, знание правил и норм

поведения еще не означает их выполнение детьми. Дети часто знают, как нельзя себя вести, но не имеют нравственного опыта поведения, поэтому в занятие включаются большое число игр и проблемных ситуаций, в которых дети учатся соотносить себя и свое поведение в соответствии с заповедями добра и любви.

3-й компонент – практический, который побуждает ребенка к положительным поступкам через творческую деятельность.

Темы, реализуемые в программе, разделены на несколько разделов:

1. Ребенок и его окружение

Материал данного раздела направлен на расширение и закрепление у детей представлений об окружающей среде, близких людях, своей родословной, детском саде, родном крае и Родине. Ряд занятий направлен на формирование личностного отношения к родной семье как  главной  ценности, а так же на знакомство с правилами почитания и  уважения старших, пересекающихся с одной из христианских заповедей: «Почитай  отца и мать своих, и будешь долго жить на земле».  

2. Бог Творец мира

В данном разделе мы даем детям знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла, о том, как надо относиться ко всему живому, что дал нам Господь

Мы с детьми делали модель нашей Земли, населяли ее животными и птицами, а так же проявили заботу к птицам, изготовляя корм для птиц.

3. Церковь - дом Божий

Знакомство с устройством храма, убранством, церковной утварью. Для детей была организована экскурсия в храм Казанской иконы Божией Матери. Мы столкнулись с рядом как положительных моментов, так трудностей со стороны родителей. Если сначала родители достаточно спокойно отнеслись к ведению в образовательно-воспитательную деятельность данной программы, получая еженедельный фотоотчет о теме и кратком содержании занятия, не задавали вопросов, касающихся именно духовной стороны изучаемого материала, то при организации экскурсии возник ряд трудностей. Большинство родителей были не против. Но родители одного ребенка отказались от экскурсии, боясь, что их дочь начнет молиться,  лишь настойчивые просьбы самой девочки, смягчили маму, другие просили, чтобы их ребенок не крестился. и восторженные рассказы их детей помогли смягчить ситуацию.

4. Божии заповеди

Данный раздел помогает формировать представление о десяти заповедей: о необходимости любить и почитать Бога, любить и уважать ближних.

Большая часть занятий как раз касается данного раздела. Темы: «Добро и  зло», «Щедрость и жадность», «Милосердие и  сочувствие», «Упрямство», «Скромность», «Умение прощать» раскрываются на анализе ситуаций, которые возникают в нашей группе, далее на примере рассказа или Евангельской притчи, и обязательно в практической деятельности, позволяющей либо исправить плохой поступок, либо подчеркнуть значимость положительного качества человека.

5. Церковные праздники

В этом мы рассказываем об основных церковных праздниках. А так же организовываем совместные празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы. В январе дети участвовали в празднование Рождества Христова, которое было организовано в рамках подписанного соглашения между нашим детским садом и Саранской епархии. Отрадно, что воспитатели группы и специалисты детского сада всегда готовы поддержать и действовать совместно в рамках духовно-нравственного воспитания детей.

6. Жития святых

В этом разделе формируется представление о святых и знакомство детей с эпизодами жития святых, которые доступны  к пониманию детям этого возраста. Например, о том, как тяжело давалось учение преподобному Сергию Радонежскому и молитва и его труд помогли ему, о том, как доброта преподобного Серафима Саровского привлекала к нему диких животных, как святитель Николай Чудотворец остановил бурю и спас людей на корабле и другие.

В заключении, хочу отметить, что духовно-нравственное воспитание не ограничивается рамками времени, отведённого на реализацию программы. Оно пронизывает все время пребывания детей в детском саду и самое главное это живой пример нас, взрослых людей, в наших отношениях к Богу, к нашей православной культуре, к детям и к друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

В работе представлена разработка  и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....

Педагог дополнительного образования (хореограф) Дошкольного образовательного учреждения, как балетмейстер, работающий с маленькими «артистами».

Хореограф – профессия не простая,  а сложная в двойне. Ведь кроме обычных трудностей, сопутствующих сочинению танца, хореографу необходимо учитывать: Возрастные особенности детейФизиче...

Педагог дополнительного образования (хореограф) Дошкольного образовательного учреждения, как балетмейстер работающий с маленькими «артистами».

Хореографическая изобразительность педагога хореографа ДОУ состоит не в умении «наворачивать» эффекты, поражая зрителей детей какими-либо танцевальными трюками и сложностями, а в таланте Сочинения тан...

семинар-практикум "Актуальность дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении"

Дополнительное образование является средством мотивации развития личности, стремления к творчеству и познанию в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях.Ц...

Презентация на тему: "Организация дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении"

Дополнительное образование в детском саду, его задачи, проблемы, перспективы. Нормативно-правовые акты. Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии)....

Консультация для родителей на тему: "Роль дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС"

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность в...