Выступление на методическом объединении "Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, я хочу начать свое выступление, процитировав нашего президента В. Путина.
«Патриотизм – это и есть национальная идея,
которая должна объединять страну»
Владимир Путин, президент РФ
Уважаемые коллеги, мы с вами знаем, что нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, оно всего лишь зарождается.
Я хочу спросить вас: А что такое Родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…
Сейчас я включу музыку, вам предлагаю закрыть глаза и представить тот образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается спокойная релаксационная музыка).
Прошу вас поделиться своими образами, ассоциациями от слова Родина. (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).
Что же мы услышали сейчас? У каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Вот видите даже взрослому человеку нелегко сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением в воспитании детей.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, работаю в соответствии с государственными требованиями, с учетом основных принципов ФГОС, в тесном контакте с воспитателями и специалистами.
ФОП нам ставит цель: «Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций». И одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
«Музыка так же, как и всякий другой человечески язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием».
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, фольклором, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах, развлечениях и при участии в народных праздниках, которые проходят в саду: «День народного Единства» , «Осенины», «Осенняя Ярмарка» , «Масленица» (Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть.)
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – одним словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.
Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Я использую народные песни и народные мелодии – в виде аккомпанемента (народные мелодии: ах вы сени, как под горкой под горой, тень-тень, сеяли девушки и т.д.)
На занятиях даю понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».
Знакомлю воспитанников с русскими композиторами: Михаил Иванович Глинка (полька, ноктюрн, «Разлука», «Жаворонок»), Петр Ильич Чайковский (Времена года), Николай Андреевич Римский-Корсаков (оперу «Сказка о царе Салтане»), говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни и хороводы, играют на детских музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», «Милый мой дубочек», «Калинка».
Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. дети водят хороводы «Русская Ярмарка», «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р.н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», «Ручеек», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», танец с русскими платками, танец с балалайками и т.д.
Мы знаем, что для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. В песнях о маме звучат и любовь, и ласка, и восхищение. У старших дошкольников чувства иные – это гордость и чувство дружелюбия, благодарности. Такие песни я использую в разных ситуациях: праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта, на праздниках посвященных «Дню Матери». День Матери- в нашем детском самду очень трогательный праздник, где дети читают прекрасные стихотворения о Маме, танцуют танцы для мамы, и конечно поют песни о маме.
Праздник «День России», который ежегодно мы отмечаем открытым мероприятием, в котором участвуют все группы. Дети поют песни о России, прославляют ее стихами, танцуют тематические танцы и конечно водят хороводы, как это принято в нашей большой стране. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.(песня у моей России, Моя Россия, моя страна)
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз.А.Филиппенко и «Будем в армии служить» муз.Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова. («Будем в армии служить»Ю. Чичкова,«Идет солдат по городу», «Песня о папе»В.Шаинского,«Это папочка мой»Е. Александровой»; Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Традиционно мы проводим музыкально - спортивное мероприятие у старших и средних групп – в виде Зарницы, а у подготовительных групп это мероприятие проводится с папами, где они могут себя почувствовать отважными, сильными защитниками, вспомнить армейские тренировки. На этом же мероприятии дети радуют своих пап стихами, песнями и танцами.
В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны.
На своих занятиях к праздникам «День Победы», «День защитников Отечества» я стараюсь воспитывать в детях отзывчивость, готовность защищать свою Родину. Ведь именно праздники – самый благодатный способ нахождения эмоционального отклика детей. Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А.Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петербургский, «Вечный огонь» А. Филлипенко, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский. Песни патриотического характера помогали военным собрать силы и выиграть бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.
Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…
Еще одной доброй традицией в нашем детском саду стало проведение театрального фестиваля Русско-народных сказок. Дети с удовольствием участвуют в музыкально-театрализованной деятельности. Именно музыкально - театрализованная деятельность, прививая устойчивый интерес к русской музыке, театру, русской литературе, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа. ( Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лесная история», «Колобок», «Мешок яблок»).
Уже 3 года, как наш детский сад принимает участие в Пасхальном фестивале (Фестивале Православной Культуры), к которому мы целенаправленно готовимся с детьми, выбирая духовно-патриотическую тему (по Положению – номинацию) и работаем с детьми в данном направлении. Дети старшей группы ежегодно выступают с танцами. В прошлом году это были танцы: Отмените войну, Аист на крыше. В 2023г участвовали аж 3 группы: танец «Журавли», «Встанем», «Дети войны».
Решение задач по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников – процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов нашего ДОУ.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию является более эффективной, если установлена тесная связь с родителями детей. Из опыта работы отметим, что большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить. Раз в квартал в каждой группе вывешиваются музыкальные статьи или рекомендации для родителей. Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.
И в заключении хочу на примере нашего детского сада еще добавить. В прошлом году к празднику Дню Великой Победы мной совместно с воспитателями был сделан и проведен грандиозный проект «Теневой театр». При чем это был семейный театр, в нем принимали участие родители со своими детьми. И как родителям, так и детям было очень интересно и познавательно принимать участие в таком серьезном представлении. Дети более осознанно и серьезно восприняли этот праздник, погрузились в атмосферу военных лет, прожили и прочувствовали годы войны и Великую Победу.
Работа с педагогами также имеет огромное значение для достижения поставленных целей в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Системная работа музыкального руководителя с другими педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом, физкультурным работником также играет важную роль. Это отражается в проведении совместных мероприятий, например, «День отца», «День защиты детей», «День Защитника отечества», «День России», «Широкая Масленица!». При подготовке к тематическим праздникам движения танцев разучиваются сначала и показываются воспитателям, подробно разбираются. Весь репертуар песен, танцев и сценарий выдается в печатном виде и также подробно разбирается в каждой группе.
Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Свое выступление я хочу закончить цитатой выдающегося академика, культуролога и искусствоведы Дмитрия Сергеевича Лихачева:
«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь,
эта любовь к близкому, родному переходит в любовь
к государству, его истории с его прошлым и
настоящим, а затем и ко всему человечеству»
(академик Дмитрий Сергеевич Лихачев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"...

Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки» Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть сво...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» методическая разработка
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка....

Выступление на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».
Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, му...

Выступление на методическом совете №2 тема: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ из опыта работы»
Выступление на методическом совете №2 тема:«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ из опыта работы»...