МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»
методическая разработка
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов
«Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Подготовила:
воспитатель Лауфер Т.Ю.
Цель мастер-класса:
- оказание помощи педагогам в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.
Ход мастер-класса:
1 слайд
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю тему экологического воспитания и в своем мастер-классе, постараюсь вас познакомить с одной из технологий ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями. - В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния
нашей планеты, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду- научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.
Игра с залом: (на экране появляются картинки).
2 слайд
- что общего между этими картинками? (экология)
3 слайд
- что общего между этими картинками? (сказка)
4 слайд
- как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)
- У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом.
- С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д. Можно использовать народные сказки, так как они во многом «экологичны». В них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, можно придумать короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?
- Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе. (Задание участникам мастер-класса)
5 слайд
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На
ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем»
(на выполнение задания отводится 3 мин).
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
6 слайд
- Все знают, что на нашей планете, кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т. д.), есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.
«Неживая природа в сказках» (Задание участникам мастер-класса)
- Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.
«Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер
«Гуси-лебеди» - яблоня
«По щучьему велению» - поленья идут сами в сани
«Двенадцать месяцев» - оживают месяцы
«Морозко» - сухие деревья оживают
7 слайд
- Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.
Алгоритм составления сказок.
1. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная», «История, которая произошла там - то», «Как кто - то учился мудрости».
2. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: лес.
3. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.
4. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливый, важный, веселый, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.
5. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди
6. Описывается случай.
7. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.
8. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.
Дополнить сказку «Колокольчик и его друзья» (Задание участникам мастер-класса)
Эта история произошла весной на лесной полянке, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.
Однажды на полянке вырос колокольчик. Он ещё не расцвёл, поэтому его никто не замечал, вокруг было много сухой травы. А ему так хотелось иметь друзей, сделать что-нибудь доброе. Настал день, когда солнышко пригрело его своим теплом и он распустился.
«Зайчик и Медвежонок»
Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.
Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.
8 слайд
- Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:
1 Чтение сказок.
2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
3 Театрализация сказок.
4. Исправление ошибок в сказках.
9 слайд
Совместная игра
- Я предлагаю вам на время стать волшебниками. Послушайте сказку.
Экологическая сказка «Хозяин леса».
В густом лесу стоит чудесный терем, но он так далеко, что его никто никогда не видел. Живет в этом тереме Хозяин леса. В его тереме всегда зелено. У Хозяина леса много маленьких помощников – листочков, их Хозяин леса отправляет на помощь людям и животным. Одни дают кислород, другие идут на корм, третьи служат домом. Хозяин леса наблюдает за ними и радуется. Весну, лето и осень листочки оказывают всем помощь, а потом возвращаются назад и рассказывают обо всём Хозяину. Так прошло много лет…
Люди придумали машины, построили новые города, активно использовали древесину. Лес стал меняться.
Листочки стали возвращаться грустными. Тогда Хозяин леса решил сам посмотреть, что происходит в лесу. Он превратился в ветер и полетел по лесу, увидев, что там происходит, он воскликнул: «Ну нет, так обращаться с собой я не позволю!» И улетел в свой терем, забрав с собой всех помощников.
Люди сначала ничего не поняли. Они пошли в лес, но там было пусто: лишь один мусор и сухие деревья. Очень тяжело пришлось людям: они часто грустили и плакали. И Хозяин леса сжалился и послал листочки. Увидев их, люди очень обрадовались. Они поняли, что были сами во всем виноваты, даже удивились, что не замечали, как обижали лес.
- Предлагаю участникам взять Листочек и передать его по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Листочек, говорит: «Если бы я был Листочком, я бы попросил у людей…»
- Закончить хочется словами Антуана де Сент-Экзюпери:
"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».
- Вот правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека в этом мире «встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Мы в ответе не только за себя и свой дом, но и за все человечество. Заботясь о природе, защищая ее и приумножая ее богатство, мы делаем еще один шаг к процветанию.
10 слайд
- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
Список литературы:
1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова-Пособие. для детских садов, Ростов – на –Дону Феникс,2014.
2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.
3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова-Воспитатель. Москва 2008.
4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.
5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/Н. А. Рыжова. - Москва 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Материал окажет помощь педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки, а также в совершенствовании...
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросахэкологической сказки...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...
МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задач...

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детск...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарнымиэкологическими представлениями через экологические сказки....

Мастер - класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. За...